Вопрос банковские правоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос банковские правоотношения



Банковские правоотношения — это отношения, урегулированные нормами банковского права, одной стороной которых может быть юридическое или физическое лицо, а другой стороной всегда выступает либо кредитная организация (банк или небанковская кредитная организация), либо Банк России. Под банковскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности, в которых субъекты связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Обязательным признаком банковского правоотношения является наличие специального субъекта:

– банковской кредитной организации (коммерческого банка);

– небанковской кредитной организации;

– Банка России, который является одновременно и субъектом регулирования, поскольку издает нормативные акты, обязательные для исполнения, и объектом регулирования, поскольку тоже должен подчиняться указанным актам.

Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, содержанием которой являются операции и сделки. Содержание банковского правоотношения составляют права и обязанности сторон.

Основанием возникновения банковского правоотношения: могут быть нормы банковского законодательства, а также такие юридические факты, как административный акт, договор. – нормы закона; административный акт; договор или односторонняя сделка; причинение вреда.

Виды банковских правоотношений

Под банковскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие по поводу или в процессе осуществления банковской деятельности кредитными организациями.

Виды банковских правоотношений можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от субъектного состава это могут быть правоотношения:

между банком и клиентом, между двумя банками, между ЦБ РФ и банками,

между ЦБ РФ и Правительством РФ и иными органами власти,

между банками по поводу создания союзов, ассоциаций и т. п.

В зависимости от характера банковских операций это могут быть:

пассивные правоотношения, в которых банк выступает должником (банковский вклад, банковский счет);

активные правоотношения, в которых банк участвует как кредитор (кредитный договор);

посреднические правоотношения, возникающие при безналичных расчетах.

В соответствии с тремя основными функциями, присущими любому банку, можно выделить банковские правоотношения, направленные:

на аккумулирование денежных средств;

на размещение привлеченных денежных средств;

на содействие платежному обороту.

Возможны и иные основания классификации банковских правоотношений.

Банковские правоотношения обладают следующими специфическими признаками:

1) наличие специального субъекта в виде банка или иной кредитной организации;

2) наличие специального объекта;

3) опосредованность через банковские правоотношения денежно-кредитной политики государства, что означает отсутствие свободы воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, прямое или косвенное участие государства в этих правоотношениях.

4 прин_ипы БП

Принципы банковского права можно подразделить на две группы: институциональные, относящиеся к построению банковской системы, и функциональные, связанные с организацией работы всех ее элементов.

Институциональные принципы

Принцип двухуровневого построения банковской системы закреплен в ст. 2 Закона о банках. Верхний уровень банковской системы представлен Банком России, нижний уровень образуют все остальные ее субъекты: кредитные организации, их союзы и ассоциации, филиалы и представительства иностранных банков и проч.

Принцип единого (централизующего) начала. Необходимость наличия централизующего начала диктуется потребностью обеспечения целостности банковской системы, ее способности противостоять негативным явлениям извне и внутрисистемным кризисам. Таким началом в российской банковской системе выступает Банк России. В соответствии со ст. 3 Закона о Банке России одна из целей деятельности ЦБ РФ — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

Принцип регулирования банковской деятельности только федеральными нормативными актами раскрывается в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ и ст. 2 Закона о банках, согласно которым финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия и федеральные банки относятся к исключительному ведению Российской Федерации, а сама банковская деятельность может регулироваться помимо Конституции РФ только федеральными законами и подзаконными актами Банка России.

Функциональные принципы

Принцип монопольного права эмиссии денежных знаков Банком России закреплен в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 и ст. 29 Закона о Банке России. В соответствии с названным принципом эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Принцип исключительности банковской деятельности воплощен в ч. 6 ст. 5 Закона о банках, в соответствии с которой кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Такое ограничение для кредитных организаций по сравнению с конституционной гарантией свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ) обусловлено повышенным рисковым характером банковской деятельности и связанной с этим необходимостью усиления публично-правового контроля за совершаемыми ими операциями и сделками.

Принцип обеспечения банковской тайны - необходимая составляющая банковской деятельности в силу того, что ее объектами являются денежные средства, ценные бумаги и валютные ценности, т. е. все то, что объемлется простым и понятным словом «накопления». Любое лицо — физическое или юридическое — только тогда станет клиентом банка и доверит ему свои активы, когда будет уверено в их сохранности и конфиденциальности информации об их размере, совершаемых с ними операциях, направлениях таких операций и т.д.

Нормативно рассматриваемый принцип закреплен в ст. 26 Закона о банках. В ней предусмотрено, что кредитная организация, Банк России, АСВ гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банк России и АСВ не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны Банк России, АСВ, кредитные, аудиторские и иные организации, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), а также их должностные липа и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Принцип обязательной идентификации клиентов и выгодоприобретателей. Обязательная идентификация кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей осуществляется в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент при проведении банковских операций и иных сделок, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления.

Кредитные организации как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании, т. е. установить следующие сведения:

§ в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

§ в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации кредитные организации обязаны предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей, а также систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.)