Лекция 11. Переговоры и совещания в организации
Ключевые понятия переговорного процесса: интересы и позиции сторон. Подготовка к переговорам. Основные этапы деловой встречи. Проведение совещаний: типы совещаний. Основные стили совещаний. Факторы, влияющие на эффективность совещания, роль председателя совещания. Правила для ведущего совещание. Правила презентации и публичного выступления. Международные правила деловых коммуникаций.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Семинар 1.Выработка целей и стратегий развития организации
Вопросы для обсуждения:
- Постановка цели по SMART: каким критериям должна соответствовать правильно сформулированная цель
- Определение задач, распределение ресурсов: карта памяти, дерево задач
- Мониторинг движения к цели: методы мониторинга
- Действия в соответствии с результатами мониторинга
Семинар 2.Управленческие решения в менеджменте. Технология принятия и реализации управленческих решений
Вопросы для обсуждения
1. Структурированный подход к принятию решений: пять этапов структурированного подхода
2. Модифицированный структурированный подход
3. Техники де Боно(deBono, 1982) принятия решений: интуитивный подход, метод отрицания, метод изменяющихся обстоятельств, «побочное мышление»
4. Мозговой штурм – способ группового принятия решений.
5. Техники принятия решений: списки, метод матриц, дерево решений, причинно-следственная диаграмма
Семинар 3. Эффективное планирование
Вопрос для обсуждения:
- Методы планирования: план-график, диаграмма Ганта, сетевой анализ (анализ критического пути), список ключевых событий
Семинар 4. Эффективные коммуникации
Вопрос для обсуждения:
1. Эффективные коммуникации: невербальное общение, вербальное общение
Семинар 5. Информационное обеспечение менеджмента (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Технология информационной деятельности.
2. Материально-техническая база информационной деятельности.
3. Виды технических средств, используемых во внутрифирменной системе информации.
4. Система ведения записей. Использование форм как носителей информации.
5. Комплексная автоматизированная обработка информации.
Семинар 6. Работа в команде
Вопрос для обсуждения:
1. Работа в команде: целеполагание и планирование
Семинар 7. Переговоры и совещания в организации
Вопрос для обсуждения:
1. Переговоры и совещания в организации
Примерные темы для написания рефератов, докладов, эссе
1. Проблема эффективности менеджмента в современной экономической литературе
2. Проблема социальной и экономической эффективности менеджмента в современной экономической литературе
3. Проблема критериев и показателей эффективности менеджмента в современной экономической литературе
4. Проблема факторов эффективности менеджмента в современной экономической литературе
5. Проблемы эффективности менеджмента в условиях кризиса в современной экономической литературе
6. Проблема средств менеджмента в современной экономической литературе
7. Проблема методов менеджмента в современной экономической литературе
8. Проблема механизма менеджмента в современной экономической литературе
9. Проблема технологии менеджмента в современной экономической литературе
10. Проблема типологизации менеджмента в современной экономической литературе
11. Проблема процесса менеджмента в современной экономической литературе
12. Проблема системы менеджмента в современной экономической литературе
13. Проблема соотношения формального и персонифицированного в менеджменте в современной экономической литературе
14. Проблема целеполагания в современной экономической литературе
15. Проблема разработки управленческих решений в современной экономической литературе
16. Проблема технологий коммуникации в организации в современной экономической литературе
17. Проблема планирования в современной экономической литературе
18. Проблема контроля в современной экономической литературе
19. Проблема управления развитием организации в современной экономической литературе
20. Проблема управления проектом в современной экономической литературе
21. Проблема управления качеством в современной экономической литературе
22. Проблема соотношения ресурсов и эффективности менеджмента в современной экономической литературе
23. Проблема управления капиталом в современной экономической литературе
24. Проблема инновационного менеджмента в современной экономической литературе
25. Проблема групповой динамики в организации в современной экономической литературе
26. Проблема эффективности персонала в современной экономической литературе
27. Проблема конфликтов и сотрудничества в современной экономической литературе
28. Проблема креативного менеджмента в современной экономической литературе
29. Проблема стратегического кадрового менеджмента в современной экономической литературе
Примеры тестовых заданий
Вопрос 1. Информационная система управления – … а) совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений; б) сложная компьютерная сеть; в) набор специальных математических и экономических методов; г) банк данных; д) нет правильного ответа
Вопрос 2. Информационная система управления должна решать текущие задачи … а) стратегического планирования; б) тактического планирования; в) бухгалтерского учета; г) оперативного управления фирмой;
д) все вышеперечисленное
Вопрос 3. Информационные системы управления позволяют: а) повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; б) обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики; в) добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда; г) согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях; за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии; д) все вышеперечисленное
Вопрос 4. Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются: а) уровень в системе государственного управления; б) область функционирования экономического объекта; в) виды процессов управления; г) степень автоматизации информационных процессов; д) все вышеперечисленное
Вопрос 5. В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления, автоматизированные информационные системы делятся на … а) федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные; б) простые и сложные; в) линейные и нелинейные; г) локальные и глобальные; д) нет правильного ответа
| Вопрос 6. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются последующим классификационным признакам: а) степень централизации технологического процесса; б) тип предметной области; степень охвата задач управления; в) класс реализуемых технологических операций; г) тип пользовательского интерфейса; способ построения сети; д) все вышеперечисленное
Вопрос 7. По степени централизации технологического процесса ИТ в системе менеджмента делят на… а) централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии; б) линейные и нелинейные технологии; в) компьютерные и бумажные технологии; г) комбинированные и иерархические технологии; д) нет правильного ответа
Вопрос 8. По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют… а) автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники; б) автоматизацию функций управления; в) информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам; г) все вышеперечисленное; д) нет правильного ответа
Вопрос 9. Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами: а) областью функционирования предприятия или организации; б) типом предприятия или организации; производственно-хозяйственной или иной деятельностью; в) принятой моделью управления организацией или предприятием; г) новыми задачами в управлении; существующей информационной инфраструктурой; д) все вышеперечисленное Вопрос 10. В процессе проектирования … а) выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта; б) изучаются его внешние и внутренние информационные потоки; в) создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и ее элементов; г) устанавливаются условия взаимодействия человека и технических средств управления; д) все вышеперечисленное
Вопрос 11. Должностная инструкция на предприятии разрабатывается с целью:
а) определение определенных квалификационных требований, обязанностей, прав и ответственности персонала предприятия;
б) найма рабочих на предприятие;
в) отбора персонала для занимания определенной должности;
г) согласно действующему законодательству;
д) достижения стратегических целей предприятия.
Вопрос 12. Что включает инвестирование в человеческий капитал?
а) вкладывание средств в производство;
б) вкладывание средств в новые технологии;
в) расходы на повышение квалификации персонала;
г) вкладывание средств в строительство новых сооружений;
д) вкладывание средств в совершенствование организационной структуры предприятия.
Вопрос 13. Человеческий капитал - это:
а) форма инвестирования в человека, т. е. затраты на общее и специальное образование, накопление суммы здоровья от рождения и через систему воспитания до работоспособного возраста, а также на экономически значимую мобильность;
б) вкладывание средств в средства производства;
в) нематериальные активы предприятия;
г) материальные активы предприятия;
д) это совокупность форм и методов работы администрации, обеспечивающих эффективный результат
Вопрос 14. Конфликтная ситуация - это:
а) столкновенье интересов разных людей с агрессивными действиями;
б) предметы, люди, явления, события, отношения, которые необходимо привести к определенному равновесию для обеспечения комфортного состояния индивидов, которые находятся в поле этой ситуации;
в) состояние переговоров в ходе конфликта;
г) определение стадий конфликта;
д) противоречивые позиции сторон по поводу решения каких-либо вопросов
Вопрос 15. Коллегиальность в управлении - это ситуация, когда:
а) персонал определенного подразделения — это коллеги по отношению друг к другу;
б) только руководитель организации может управлять персоналом, но некоторые полномочия он может делегировать своим подчиненным;
в) существует децентрализация управления организацией;
г) работодатели работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляют управленческий штат;
д) существует централизация управления организацией
Вопрос 16. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:
а) школа научного управления;
б) классическая школа или школа административного управления;
в) школа человеческих отношений;
г) школа науки о поведении;
д) школа науки управления или количественных методов
Вопрос 17. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:
а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;
б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;
в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;
г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;
д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии
Вопрос 18. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:
а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;
б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;
в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;
г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;
д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены
Вопрос 19. Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:
а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;
б) антагонистические, компромиссные;
в) вертикальные, горизонтальные;
г) открытые, скрытые, потенциальные;
д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.
Вопрос 20. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:
а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;
б) инвестиции в человеческий капитал;
в) инвестиции в новые технологии;
г) инвестиции в производство;
д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.
Вопрос 21. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:
а) семантические;
б) коммуникативные;
в) невербальные;
г) вербальные;
д) профессиональные.
|
Примерные вопросы для проведения опроса
1. Что такое SMART: расшифруйте критерии, которым должна соответствовать правильно сформулированная цель
2. Правильное распределение задач, распределение ресурсов: карта памяти, дерево задач и др.
3. Дайте характеристику мониторингу движения к цели, перечислите методы мониторинга
4. Какие действия может принять руководитель в соответствии с результатами мониторинга
5. Из собственной практики назовите примеры социальной эффективности управления организацией или предприятия.
6. Качество как особый объект управления и его роль в повышении эффективности деятельности организации.
7. Эффективность как категория: какие существуют подходы к определению, особенности
|