Империя Маурьев. 317-180 до н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Империя Маурьев. 317-180 до н.э.



Раджасабха. Относительная централизация, последний правитель был убит, империя распалась.

Право в древней индии.

Традиционное право. Источники: обычай, указы царя (ньяя), дхармашастры (религиозно-правовые документы, трактат от дхармы). Дхарма – совокупность правил поведения, религиозный долг индуса, обеспечивающий ему благополучие в этой жизни и в загробном мире.

Карма – причинно-следственная связь между этой и загробной жизни.

Реинкарнация – перерождение. Дхарма включает в себя как религиозные, так и правовые и моральные нормы.

Законы Ману – более поздние дхармашастры, в них усилен правовой аспект.

8 глава законов Ману включает 18 поводов судебного разбирательства.

Артхашастра – учение о выгоде...? Политико-правовая литература, светская литература, понимание правителя об управлении государство. Тупиковое направление.

Современная правовая система Индии включает в себя общее право Индии, распространяющаяся на все население и персонально право, распространяющееся на индусов, исповедующих индуизм (брачно-семейное право, наследственное, некоторые аспекты гражданского права).

 

25.09.12

Государство и право Древнего Китая.

Китай лежит в основе Дальневосточной цивилизации, оказывая влияние на другие страны. В Китае действует традиционная правовая система, тяготеющая к континентальной правовой системе. Ортодоксальная правовая система, Конфуцианство (не религия, а идеология). Централизация по типу восточной деспотии с развитым бюрократическим аппаратом, культом правителя (вана, сына Неба). Теория небесного мандата. Процесс феодализации и дефеодализации общества, кроме того, в Китае была рано разрушена крестьянская община: крестьяне самостоятельно платили оброк. Влияние на право оказывали конфуцианство и учение «легизм». Закон и денастийные кодексы стали основными источниками права в Китае раньше, чем во многих других странах.

Периодизация.

1) Шан (15-12 века до н.э.) номовое государство, включавшее в себя несколько племен в районе реки Хуанхэ. Во главе государства стоял правитель (Ди), бывший военачальником и верховным жрецом. Существовали крестьянские общины, избирались старосты, возможно, существовало народное собрание и совет старейшин.

Зоны Государства:

· Внутренняя зона Ань-Ян

· Средняя зона, которой управляли родственники Ди

· Внешняя зона, объединявшая в себе покоренные государства, управлявшиеся вождями самих племен. Эти провинции должны были платить дань и участвовать в военных походах.

2) Чжоу (12-3 века до н.э.). Чжоу – одно, из покоренных племен, захвативших Шан в союзе с другими племенами. Уван – воинственный правитель Чжоу. Проходит этап феодализации и дефеодализации. Период до 5ого века (весны и осени), второй период – 5-3 века – период борющихся царств, 8 удельных княжеств ведут войну между собой. Теория Небесного мандата. Правитель Китая – ван, сын Неба (Небо – абстрактная категория, обозначающая высшую мораль). Шаткость положения т.к. Небо могло разгневаться на правителя и забрать мандат (природные катаклизмы и социальные потрясения). Теория этического детерминизма. Процесс феодализации. Формируется феодальная знать, дальние родственники правительства – наследственная земельная аристократия, слабо зависящаяся от вана. Результатом чего становится распад Китая на удельные княжества (с 200 до 8 княжеств). Правитель ван оставался, однако имел лишь идеологическую (философскую власть сына Неба), но не политическую. Начинается дефеодализация.

3) Империя Цинь (221-202 года до н.э.). На смену удельным княжествам в 3 веке до нашей эры приходит процесс дефеодализации, образуется единый и жесткий центр. Цинь – одно из удельных княжеств которое располагалось на северо-западе (ближе всего к кочевникам). За счет постоянного напряжения и набегов княжество проводило агрессивную внешнюю политику, ведя жестокие войны. Кроме того, в середине 4 века до нашей эры в Цине происходят реформы, возглавленные Шан Яном, одним из первых представителей легизма. Идея: главная угроза власти – наследственная аристократия.

· Создать административный аппарат.

· Карательное уголовное законодательство.

· Прогрессивные реформы: строительство хороших дорог, свобода и покровительство торговли.

· Было решено ликвидировать наследование власти.

Была введена жесткая централизация. Государство было поделено на уезды, уезды – на дворы. Назначались наместники. За государственные преступления устанавливалась круговая порука (казнь жителей уезда четвертованием). Было разрушено общинное землепользование, разрешена свободная продажа земли. Была проведена унификация мер и весов. В результате политики и реформ Цинь захватила последнее из 8 удельных княжеств в 221 году. Империя охватывала территорию современного Китая, правитель обладал тоталитарной властью. Император – Шихуан-ди. Идеологией являлся легизм. В это время был построен большой участок Великой Китайской стены. Был принят жесточайшее уголовное право с развитым бюрократическим аппаратом.

· Ведомство двора.

· Военное ведомство.

· Судебная система.

· Финансовое ведомство.

· Особое ведомство (политический сыск).

В 204 было поднято восстание, возглавленное чиновником Лю Бан. Лю Бан стал императором династии Хань.

4) Империя Хань (202 до н.э. – 184 года н.э). Лю Бан гуманизировал идеологию, основной идеологией стало ортодоксальное Конфуцианство. Чиновники стали получать должности по наследству, но были вынуждены сдавать экзамены на темы конфуцианства. В Китае было более 60 различных рангов чиновничества. Причиной падения империи стало народное восстание «желтых повязок».

Развитие права в Китае.

Наиболее важными учениями оказались Конфуцианство и Легизм. Время жизни Конфуция (Кун Цзы) 551-479 до нашей эры. С точки зрения Конфуция главный регулятор общественных отношений – нормы Ли, для людей, соблюдающий нормы Ли не нужны нормы закона Фа. Кроме того, Конфуций придерживался патриархальной теории государства, «сяо» - почитания старших по возрасту и должности. Учение Конфуция – учение о морали. Наказание должно перевоспитывать человека, а не карать его. Легизм (от слова lex). Основа легизм – закон. Легизм – прямая противоположность конфуцианству. Это учение о равном для всех, карающем законе. Идея наград и наказаний. Основные занятия общества – война и земледелие. Легизм – первая в мире идеология тоталитарного государства. Ортодоксальное конфуцианство (извращенное Конфуцианство) – синтез конфуцианство и легизма. Норма морали Ли определяет содержание закона Фа. Установление уголовной ответственности за нарушение норм морали. Сяо – сыновий долг, почтение к императору. Костяком уголовного права Китая является понятие «десяти зол». По сей день уголовное и уголовно-процессуальное право – самое развитое.

02.10.12

Право Античной эпохи.

Колыбель европейской цивилизации.

1) Понятие античного полиса (формы государства).

2) Эволюция государства древних Афин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.006 с.)