Особенности общественного и государственного строя стран древнего востока и правовой системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общественного и государственного строя стран древнего востока и правовой системы.



11.09.12

Особенности общественного и государственного строя стран древнего востока и правовой системы.

Государство и право древней Месопотамии.

1) Общественный строй. Социальная структура, выявление различных социальных групп со своим правовым статусом (правовым положением). Включает в себя совокупность прав и обязанностей, степень защищенности права.

Сейчас субъект права, например, гражданин – универсальный субъект права.

Социальные группы: жрецы, воины, чиновничество, свободные крестьяне, рабы. Пестрый социальный состав (переходные слои). Обусловленность многоукладным характером экономики. Патриархальный характер рабовладения.

Отличия патриархального и классического (античного) рабства. За рабами при патриархальном строе сохраняются признаки личности и признаки субъекта права. Такие рабы могли иметь семью, оставлять наследство и так далее (в отличие от римских рабов), на 90% - объект права, на 10% - субъект, в Риме – раб – оживленное орудие труда.

Рабство за долги, плен, наказания, самопродажа, рождение от рабыни. Экономика государства не держалась на рабском труде, а на труде свободных крестьян-общинников благодаря ирригационной системе. Законодательство защищало свободных крестьян от кредиторов. Наличие крестьянской общины как самоуправляющейся единицы. Существование общественной собственности на землю и др. факторы производства. Избирание общественного старосты – рабианума. Общинные суды. Существование традиционного общества востока, традиционной правовой системы.

Государственный строй – это организация публичной власти, гос. Аппарат, армия, суды.

Восточная деспотия (монархия). Полнота власти обожествляемого монарха. Жесткая централизация государства, развитый бюрократический аппарат. Восточная деспотия в идейном смысле отличается от правового понятия. Преклонение перед властью. Характера глубокая казуистичность правовых норм – правовая норма описывает конкретный случай, а не общую, абстрактную формулировку – признаки примитивной юридической техники. Казуистичность характеризуется фрагментарностью. Примитивная структура права, бессистемность, отсутствие выделенных отраслей права. Колоссальное влияние религии на право, поиски прямой справедливости. Принцип Талиона (зуб за зуб).

18.09.12

Государство и право древней индии.

Индия – классический представитель традиционного общества и традиционной правовой системы. Архаические нормы. Господство религии – индуизма.

(деление общества на варны и касты). Особая роль общины, старосты, общинные суда. Большая не разделенная семья. К древней индии не применимо понятие восточной деспотии. Правящая династия – империя Маурьев, царь, по легенде, был выбран людьми. Религиозно-правовые трактаты – источники права (дхармашастры). Периодизация развития государственности в древней индии.

1) Индский период (Индская цивилизация) – 3000 до н.э.

2) Ведийский период – середина 2 – середина 1ого тысячелетия до н.э.

3) Буддистский период – 5-2 века до н.э. Возникновение религии буддизм, расцвет государства (Империя Маури включала весь Индостан).

4) Классическая эпоха – 2 век до н.э. по 5 век н.э. (Индия опять возвращается к политической раздробленности).

Индский период.

Протогосударства(номовые государства) в район реки Инд, образованные по месопотамскому образцу. Города: Хараппа (Хараппская культура), Мохенджо-Даро, найдено до 400 городов. Несостоявшаяся цивилизация в Индии, так как она не оказала серьезного влияния на дельнейшую государственность, кроме того, государства погибли по неопределенной причине: их покинули по неопределенной причине, возможно, изменились торговые пути. Основной источник права – обычаи, за счет чего невозможно изучить правовую систему.

Ведийский этап.

Веды – это священные книги ариев, основа индуизма. Сборники вед (4). Период связан с завоеванием земель (оседанием на землях) ариями (скотоводами, кочевниками).

Варна – социальная группа (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Варна – цвет. Белый-красный-черный-желтый. Брахманы – жрецы, учителя -> гуру. Кшатрии – войны, правители (светская аристократия). Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговли. Шудры – слуги. Рабы выделялись из варновой системы, они не субъект права. Варны – части тела Бога. В ходе арийского завоевания образовались брахманы и кшатрии (для сохранения чистоты крови и не смешения с местным населением). Первые три варны – дважды рожденные (второе рождение – посвящение в индуизм, допуск к изучению вед). Варнаашрамы – стадии жизни человека (мужчины). Стадии: стадия ученика, стадия домохозяина, стадия отшельника, стадия аскета.

Варна – особая социальная группа с несколько нечеткими границами, связанная с выполнением особого религиозного долга (дхармы). Более поздние и четкие социальные группы – касты. Они более замкнутые. Каста – род, происхождение. Джати – касты на индийском. Каста – социальная группа, объединяющая людей по происхождению и/или роду деятельности. Существуют кастовые узы и кастовая взаимопомощь. Существуют касты внутри варн, а также вневарновые касты. Неприкасаемые касты – вневарновые касты, стоящие ниже шудр. Ритуально нечистые люди. В Индии запрещены межварновые и межкастовые браки.

Право в древней индии.

Традиционное право. Источники: обычай, указы царя (ньяя), дхармашастры (религиозно-правовые документы, трактат от дхармы). Дхарма – совокупность правил поведения, религиозный долг индуса, обеспечивающий ему благополучие в этой жизни и в загробном мире.

Карма – причинно-следственная связь между этой и загробной жизни.

Реинкарнация – перерождение. Дхарма включает в себя как религиозные, так и правовые и моральные нормы.

Законы Ману – более поздние дхармашастры, в них усилен правовой аспект.

8 глава законов Ману включает 18 поводов судебного разбирательства.

Артхашастра – учение о выгоде...? Политико-правовая литература, светская литература, понимание правителя об управлении государство. Тупиковое направление.

Современная правовая система Индии включает в себя общее право Индии, распространяющаяся на все население и персонально право, распространяющееся на индусов, исповедующих индуизм (брачно-семейное право, наследственное, некоторые аспекты гражданского права).

 

25.09.12

Периодизация.

1) Шан (15-12 века до н.э.) номовое государство, включавшее в себя несколько племен в районе реки Хуанхэ. Во главе государства стоял правитель (Ди), бывший военачальником и верховным жрецом. Существовали крестьянские общины, избирались старосты, возможно, существовало народное собрание и совет старейшин.

Зоны Государства:

· Внутренняя зона Ань-Ян

· Средняя зона, которой управляли родственники Ди

· Внешняя зона, объединявшая в себе покоренные государства, управлявшиеся вождями самих племен. Эти провинции должны были платить дань и участвовать в военных походах.

2) Чжоу (12-3 века до н.э.). Чжоу – одно, из покоренных племен, захвативших Шан в союзе с другими племенами. Уван – воинственный правитель Чжоу. Проходит этап феодализации и дефеодализации. Период до 5ого века (весны и осени), второй период – 5-3 века – период борющихся царств, 8 удельных княжеств ведут войну между собой. Теория Небесного мандата. Правитель Китая – ван, сын Неба (Небо – абстрактная категория, обозначающая высшую мораль). Шаткость положения т.к. Небо могло разгневаться на правителя и забрать мандат (природные катаклизмы и социальные потрясения). Теория этического детерминизма. Процесс феодализации. Формируется феодальная знать, дальние родственники правительства – наследственная земельная аристократия, слабо зависящаяся от вана. Результатом чего становится распад Китая на удельные княжества (с 200 до 8 княжеств). Правитель ван оставался, однако имел лишь идеологическую (философскую власть сына Неба), но не политическую. Начинается дефеодализация.

3) Империя Цинь (221-202 года до н.э.). На смену удельным княжествам в 3 веке до нашей эры приходит процесс дефеодализации, образуется единый и жесткий центр. Цинь – одно из удельных княжеств которое располагалось на северо-западе (ближе всего к кочевникам). За счет постоянного напряжения и набегов княжество проводило агрессивную внешнюю политику, ведя жестокие войны. Кроме того, в середине 4 века до нашей эры в Цине происходят реформы, возглавленные Шан Яном, одним из первых представителей легизма. Идея: главная угроза власти – наследственная аристократия.

· Создать административный аппарат.

· Карательное уголовное законодательство.

· Прогрессивные реформы: строительство хороших дорог, свобода и покровительство торговли.

· Было решено ликвидировать наследование власти.

Была введена жесткая централизация. Государство было поделено на уезды, уезды – на дворы. Назначались наместники. За государственные преступления устанавливалась круговая порука (казнь жителей уезда четвертованием). Было разрушено общинное землепользование, разрешена свободная продажа земли. Была проведена унификация мер и весов. В результате политики и реформ Цинь захватила последнее из 8 удельных княжеств в 221 году. Империя охватывала территорию современного Китая, правитель обладал тоталитарной властью. Император – Шихуан-ди. Идеологией являлся легизм. В это время был построен большой участок Великой Китайской стены. Был принят жесточайшее уголовное право с развитым бюрократическим аппаратом.

· Ведомство двора.

· Военное ведомство.

· Судебная система.

· Финансовое ведомство.

· Особое ведомство (политический сыск).

В 204 было поднято восстание, возглавленное чиновником Лю Бан. Лю Бан стал императором династии Хань.

4) Империя Хань (202 до н.э. – 184 года н.э). Лю Бан гуманизировал идеологию, основной идеологией стало ортодоксальное Конфуцианство. Чиновники стали получать должности по наследству, но были вынуждены сдавать экзамены на темы конфуцианства. В Китае было более 60 различных рангов чиновничества. Причиной падения империи стало народное восстание «желтых повязок».

Развитие права в Китае.

Наиболее важными учениями оказались Конфуцианство и Легизм. Время жизни Конфуция (Кун Цзы) 551-479 до нашей эры. С точки зрения Конфуция главный регулятор общественных отношений – нормы Ли, для людей, соблюдающий нормы Ли не нужны нормы закона Фа. Кроме того, Конфуций придерживался патриархальной теории государства, «сяо» - почитания старших по возрасту и должности. Учение Конфуция – учение о морали. Наказание должно перевоспитывать человека, а не карать его. Легизм (от слова lex). Основа легизм – закон. Легизм – прямая противоположность конфуцианству. Это учение о равном для всех, карающем законе. Идея наград и наказаний. Основные занятия общества – война и земледелие. Легизм – первая в мире идеология тоталитарного государства. Ортодоксальное конфуцианство (извращенное Конфуцианство) – синтез конфуцианство и легизма. Норма морали Ли определяет содержание закона Фа. Установление уголовной ответственности за нарушение норм морали. Сяо – сыновий долг, почтение к императору. Костяком уголовного права Китая является понятие «десяти зол». По сей день уголовное и уголовно-процессуальное право – самое развитое.

02.10.12

Право Античной эпохи.

Колыбель европейской цивилизации.

1) Понятие античного полиса (формы государства).

2) Эволюция государства древних Афин.

Как образовались Афины.

По легенде Тесей объединил четыре племени в одно государство (синойкизм). В восьмом веке есть народное собрание (экклесия), ареопаг – совет старейшин, архонт – выборный царь на определенный срок. Демократическая тенденция в Афинах – ряд демократических реформ. Солон, Клисфен, Эфиальт, Перикл. Ради ослабления конкурентов.

Реформы Солона (архонт в 6 веке до нашей эры):

1) Долговая реформа. Запрещено рабство за долги. Афинский гражданин не мог оказаться в рабстве за долги. Были выкуплены проданные за границу граждане.

2) Цензовая реформа. Население делилось на четыре разряда по имущественному принципу. 1 разряд – архонты. 1-3 разряды – совет 400, 4й разряд – народное собрание.

3) Легализация завещания. Гелиэя – особый суд.

23.10.12

Развитие государства в древнем Риме

Рим пережил крушение поличного строя

27 д н э-3 век н э-принципат

3 в -доминат

Общественный и гос строй в период царей

Рекс-вождь(

Были народные собрания, сенат(совет старейшин)

Первый царь-ромул

Римский народ образовался в результате синойкизма(латины, сабины, этрусски)

Римский народ-300 родов

Существовал соц конфликт между патрициями и плебеями

Плебеи не могли посещать народные собрания.

Не могли занимать должностные и жреческие должности

Agerpublicus-доступ к этой земле имели только патриции

 

Патриции относились к 300 римским родам

Плебеи скорее всего пришлое население

 

Пинаты-духи предков

Гос строй

Монархия

С элементами рондо племенной аристокраии

Царь был ограничен сенатом

Цари избирались пожизненно

Царь-жрец и военноначальник

Народное собрание

Куриатные комиссии

Курия объединяла 10 римских родов

1 курия имела один голос

Народное собрание: решила вопросы войны и мира

На народных собраниях проходило усыновления и завещание

Избрание царя-инаугурация

Жреческая коллегия-авгура

Сенат-важнейший орган рима

В сенат попадал старший мужчина в роду

У сенаторы была колоссальная власть

Никогда сенат в Риме не избирался!!)

Реформа царя сервия туллия 6 в д н э

Цензовая и военная реформа

Все граждане и плебеи

Были разделены на 5 классов по имущественному признаку

Это было сделано для налогообложения с имущества

И для формирования армии

Раз в 5 лет проходит ценз. Создавались цензорские списки(рабы скот земля)

Кто уклоняется в рабство

Центурии всего 198

Ннобилитет

Пролетарии класс самые бедные люди, камень орудие пролетариата

Пролес(лат.дети)

Класс дающий детей.плебеи попали в состав римской армии.

По центуриям начинают собираться центуриатные комиссии

Римская армия это фаланга

Впереди шли высшие классы

30.10.12

Римское право.

Основные правовые институты в законах 12 таблиц (410 год). Во времена законов 12 таблиц (5 век до нашей эры) Рим был полисом на Тибре. Правовое положение населения. Рабовладельческое общество патриархального характера. Основной труд – труд свободный крестьян. Долговое рабство – признак патриархальности. Долговые рабы – nexi. Рабы были не дееспособны. Вольноотпущенники – отпуск раба по завещанию владельца, такой раб становится римским гражданином (неполноправным), их дети тоже были неполноправны. Наследство при отсутствии завещания и наследников переходило бывшему господину (5.1).
Патриции и плебеи уравнены в правах кроме (11.?) – запрет на браки. 405 год – закон Канулея – разрешение браков.
Реформа Сервия Тулия – таблица 1.
Патроны и клиенты (8.21). Религиозная кара для патрона, если он обижает своего клиента. Патрон – полноправный римский гражданин, осуществлявший законное представительство клиента – неполноправного человека. Клиент оказывает всю возможную помощь патрону. В основе этих отношений лежала сакральная клятва (fides). Иностранцы, жившие в Италии (соседи Рима форкты и сонаты) имели все привилегии в Риме, могли заключать сделки, но не имели права приобретать вещи по давности владения.
Регулирование вещного и обязательственного права в законах 12 таблиц. Виды вещей на движимое и недвижимое имущество (6.3). Вещи, находящиеся в гражданском обороте и вещи, изъятые из Г.О. (сакральные и религиозные вещи). Вещи res mancipi, res nec mancipi. Торжественная формализованная процедура манципация. Для не манципируемых вещей – простая процедура. Манципируемые вещи: земля в Италии и постройки, рабы, рабочий тягловый скот, земельные сервитуты – их отчуждение требовало процедуры отчуждения со стороны государства. Способы приобретения собственности по цивильному праву: субъекты – римские граждане и форкты, сонаты. Манципация для манципируемых вещей. Манципация – процедура меди и весов (процедура с наложением руки). Требования: только на римском форуме перед магистратом, должны быть обе стороны, сам предмет, не менее 5 свидетелей (римлян), весовщик – взвешивать слитки меди, потом – как символ; действия – наложение руки, торжественная речь. Давность владения (usupacio) 1 год для движимых вещей, 2 года – для недвижимых, добросовестность получения и владения. Nexum (связанный) – договор с самозакладом должника, если должник не исполнил обязательства, его приносили в жертву, либо продавали в рабство за Тибр. Самое жестокое наказание из-за клятвы богам (3 таблица). Послабление – сатурналии – отпускали должников. Казнь была отменена в 326-313 году (Закон Петелия).
Судебная уступка – in iure cessio – приобретения имущества в суде. Таблицы 1-2 посвящены судебному процессу. Устный, публичный, без апелляционный, формализованный. Стадии: in iure, in iudicio. Заявления истца и ответчика предусматривали определенные движения, ритуалы составляли понтифики, судиться можно было до 15 числа месяца. Решение до захода солнца. Сбой на стадии in iure лишает человека права на вещь.
В порядке наследования. Наследование по закону и по завещанию. Агнаты – наследники первой очереди. Когнаты – кровные родственники (вторая очередь). Судебная уступка упоминается в 6.6(а,б). Завещание 5.3. Куриатные комиции (раз в год) и армия – место устного завещания. Наследование – абсолютное право преемства (как имущество, так и долги).

Римское брачно-семейное право.
Два вида брака – с властью мужа (правильный брак), без власти мужа (неправильный брак). Три способа заключение правильного брака – религиозные обряд, покупка невесты (путем манципации), неформальное совместное проживание. Брак без власти мужа – Правило трех ночей 6.5 (женщина, которая не хотела власти мужа, должна была уходить из дома на 3 ночи каждый год). Самая большая власть отца над детьми. До трех лет мог убит ребенка до 3х лет, продать сына в рабства. Эмансипация – освобождение сына.

Институции Гая.

Институции – наставления. Классификация Римского права. Деление на право цивильное и право народов.

Все право относится либо лицам, либо к вещам, либо к искам. Гай не выделяет наследственное и обязательное право. Кроме того, у нас нет исков (относится к процессуальному праву). Деление на три части – институционная система.

Вещное право – совокупность, объем правомочий в отношении вещи.

Узуфрукт – 90% (пользование с извлечением плодов).
Узус – меньше.

 

Гай 3:88 обязательства.

Главные основание возникновения обязательств: договор (контрактус) и деликт (гражданское правонарушение: имущественный, личный).
Обязательства, происходящие из контрактов. Договоры: вербальные (слово), литтеральные (буква), реальные (рес – вещь), консенсуальные (консенсус – согласие). Различаются по моменту возникновения обязательства. 3:89 Возникают вследствие или передачи вещи, или торжественными словами, или простым соглашением. Обязательство возникает с клятвы, записи, передачи вещи или с момента достижения согласия по существенному условию.

Эклога.

Земледельческий, воинский, морской и Моисеев (выдержки из Ветхого Завета) законы. Являлись частными документами. Действовали после отмены эклоги. Эклога закрепляет христианский брак, закрепив результаты шестого вселенского собора. В эклоге мала роль церкви в браке. Венчание было не обязательным. Меньше поводов к разводу.

Уголовное право.

17 титул (1/5 всего документа). Слияние всех правонарушений в один отдел. Смертную казнь заменили обилием членовредительских наказаний. Распятие осталось только за разбой. Наказания часто назначаются по принципу символического талиона – сильное влияние востока.

Возникают новые составы преступлений: против церкви, преступления против государства.

Эклога была отменена из идеологических соображений. Вместо нее действовали старые законы Юстиниана. 867-1056 правление македонской династии – золотой век Византии. Одна из задач – реформирование законодательства. Программа максимум – провести всеохватывающий обширный свод; программа минимум – создать короткое руководство для судий.

Василики – основной правовой документ Византии вплоть до ее падения. Василики состояли из 60 книг и включали все отрасли права (не разделенные). 1 книга – догматы христианской церкви. К Василикам издавались справочники – синопсисы (в алфавитном порядке). Василики также являлись законом.

В 907-908 годы был издан «Прохирон» - ручной закон, состоявший из сорока титулов. Нормы церковного права имели силу государственного закона.

Номоканоны – церковные законы. Первый номоканон был создан Иваном Схоластиком (6-7 века). Второй был создан (возможно) патриархом Фотием (9 век).

Значительная роль частных трактатов в суде. Один из них – шестикнижие судьи Константина Арминопулуса – объяснял применение законов.

Развитие государства и права в средневековой западной Европе. Раннефеодальное государство и право на примере государства Франков.

5-9 века в Западной Века – темные века. Средник века – века между Античностью и эпохой Возрождения.

Образование раннефеодального государства Франков. Специфика и основные этапы развития.

Франки – одно из германских племен, проживавших на границах западной Римской Империи. Франкское государство просуществовало дольше всех остальных, с ними связано основание Германии, Франции. Франк – смелый человек на древнегерманском языке. Франки – осколки разных племен. У них не было совета старейшин. 4-5 века – процесс разложения родового строя, начало социального расслоения на классы, образование государство. Широкое распространение у германцев получает германская (вульгарная) латынь. Рим заключал с германскими племенами, например, Франками федеративные договоры. Племена защищали Рим от других варваров, но могли заселять западные территории. Существовали Салические и Рипуарские Франки. В начале 6 века появилось единое государство, возглавленное Хлодвигом. Франки заняли всю Галлию – юг Франции и север Италии. Возникла публичная власть, была принята Салическая Правда. Хлодвиг принял христианство в Реймсе.

Периодизация.

1) Конец 5 – конец 7 века – династия Меровингов (неразвитое государство).

2) 8 век – период социальных и государственных реформ – династия Королингов.

3) 800 – 843 года Империя Карла Великого. Период расцвета государственности.

Правление первого этапа. Длинноволосые Меровинги. Государство отличалось кочевым правлением (правление из седла). Королевская Курия (15 человек) и Король ездит по стране, столицы нет. Король называл rex francorum. Отсутствие границ, налогов, остатки Римских дорог. Салическая правда фиксирует раннеклассовое и раннефеодальное общество.

Правовое положение населения – однородность общества. Нет выраженных классов и социальных групп. Основная группа – свободный франк (воин и земледелец). Начинался процесс формирования знати – различался штраф за убийство человека. Франки проживали хуторами. Аллод – свободное земельное владение франка – обработанная и огороженная земля. Шли по мужской линии, с 6 века и по женской.

Реформы Карла Мартелла (8 век). Воины, держатели земли – бенефициарии – будущие феодалы. Разгромила арабов в 732 году. Франкский король стал покровителем Рима. Карл Великий – более развитый государственный аппарат, дворцово-вотчинная система правления. Майор дом. Малая Курия: Маршал – глава конницы, канцлер – хранитель королевской печати, пфальцграф – главный судья. Большая Курия – совет знати. Салическая правда действовала по кругу лиц, а не по территории. Капитулярии действовали по территории.

Карл.

Император Франков. 8-9 века – процесс активной феодализации общества. Происходит формирование классов зависимого крестьянства и класса феодалов (рыцарей, церковнослужителей). Рыцарство получилось из бенефициариев, бенефиций начинает передаваться по наследству и переходит в феод. Было очень много категорий зависимого крестьянства и способов закабаления. Основа – сервы (рабы), рабство с римских времен. Основная масса населения – свободные франки, владевшие аллодом. Крестьяне теряют аллоды. Появляется зависимое крестьянское держание (за повинность). Виды договоров – прекарий (с феодалами)и коммендация (с церковью). Падение империи Карла Великого – 843 год. Верденский раздел – империя была разделена на 3 части между его внуками: западная франкия, восточная франкия, Лотарингия (длинная зона между ними). Аллод – свободное земельное владение франка. В последствие наследовать смогли и женщины. Аллоду посвящена статья 59.

Право средневековой Англии.

Консервативность права. Очень самобытно из-за специфических терминов и институтов. Судебная реформа Генриха 2 и становление общего права Англии.

Выделение common law (12 век) & equity (14 век).

1) Common law. После реформы Генриха 2. Правление было нацелено на усиление королевской власти.

· Военная реформа (введение щитового налога, обязанность служить в армии).

· Церковная реформа (хотел ликвидировать церковные суды, реформа не удалась).

· Судебная реформа (создание централизованной королевской юстиции). В 1176 году из королевской курии выделился суд общих тяжб (ст. 17 ВХВ). Суд в Вестминстере возглавлялся верховным юстициарием. На местах были созданы разъездные судьи. Два судьи четыре раза в год приезжают в каждое графство для решения споров (18 ВХВ). Впервые возник институт присяжных (из-за незнания местных законов королевскими судьями). В гражданских делам избирается 12 рыцарей, по уголовным – 23-30 человек (большое обвинительное жюри). Присяжные – свидетели. Возможен был отвод присяжного. В 15 веке возникает малое жюри, когда присяжные становятся судьями факта. В начале 13 века возник суд общих тяжб, суд королевской скамьи и суд казначейства. Право, применяемое этими судами, было общим (для всех) правом. Параллельно существовали городские суды, церковные суды. Церковные суды до начала 19 века. Freeholders – суд для баронов, рыцарей, горожан, свободного населения. В королевских судах НЕ судились зависимые крестьяне (вилланы) – судились в монориальных (феодальных) судах.

· Copyhold – зависимое держание земли (зависело от копии решения судьи).

· Freehold – свободное держание земли.

· Writ – приказ о праве (разрешение на рассмотрение дела в королевском суде = иск). За приказы уплачивались деньги (только по гражданским делам). См. ст. 18. Типовые приказы – о захвате сейзины, о долге, о смерти предшественника.

· Не было прецедентного права до второй половины 19 века.

· Источники – статуты короля и обычаи местностей.

2) Equity. Право справедливости. Начало 14 века. Главная причина для возникновения – формализм общего права, перевеса формы над содержанием. Те, кто не мог получить типовой рит, обращались непосредственно к королю. Король спускал все лорду канцлеру – высшему судье. Суд лорда канцлера – суд справедливости. От суда и возникло название право справедливости. Изначально право справедливости должно было быть дополнением. Право справедливости было более гибким.

3) Прямое противостояние судов происходит между судами. Существовал конфликт между королем и законом.

11.09.12

Особенности общественного и государственного строя стран древнего востока и правовой системы.

Государство и право древней Месопотамии.

1) Общественный строй. Социальная структура, выявление различных социальных групп со своим правовым статусом (правовым положением). Включает в себя совокупность прав и обязанностей, степень защищенности права.

Сейчас субъект права, например, гражданин – универсальный субъект права.

Социальные группы: жрецы, воины, чиновничество, свободные крестьяне, рабы. Пестрый социальный состав (переходные слои). Обусловленность многоукладным характером экономики. Патриархальный характер рабовладения.

Отличия патриархального и классического (античного) рабства. За рабами при патриархальном строе сохраняются признаки личности и признаки субъекта права. Такие рабы могли иметь семью, оставлять наследство и так далее (в отличие от римских рабов), на 90% - объект права, на 10% - субъект, в Риме – раб – оживленное орудие труда.

Рабство за долги, плен, наказания, самопродажа, рождение от рабыни. Экономика государства не держалась на рабском труде, а на труде свободных крестьян-общинников благодаря ирригационной системе. Законодательство защищало свободных крестьян от кредиторов. Наличие крестьянской общины как самоуправляющейся единицы. Существование общественной собственности на землю и др. факторы производства. Избирание общественного старосты – рабианума. Общинные суды. Существование традиционного общества востока, традиционной правовой системы.

Государственный строй – это организация публичной власти, гос. Аппарат, армия, суды.

Восточная деспотия (монархия). Полнота власти обожествляемого монарха. Жесткая централизация государства, развитый бюрократический аппарат. Восточная деспотия в идейном смысле отличается от правового понятия. Преклонение перед властью. Характера глубокая казуистичность правовых норм – правовая норма описывает конкретный случай, а не общую, абстрактную формулировку – признаки примитивной юридической техники. Казуистичность характеризуется фрагментарностью. Примитивная структура права, бессистемность, отсутствие выделенных отраслей права. Колоссальное влияние религии на право, поиски прямой справедливости. Принцип Талиона (зуб за зуб).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.111 с.)