Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1 - военная гигиена. Основы организации сан-гигиеничеких мероприятий в войсках и при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения

Поиск

Лекция 1 - Военная гигиена. Основы организации сан-гигиеничеких мероприятий в войсках и при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения

 

Военная гигиена – наука, изучающая влияние факторов внешней среды и военного труда на организм военнослужащих и разрабатывающая мероприятия санитарно-гигиенического обеспечения войск

 

Санитарно-гигиеническое обеспечение личного состава РА и ВМФ – это комплекс мероприятий (организационных, СА-профилактических, хозяйственно-бытовых и др), направленных на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, повышение их работоспособности и боеспособности

 

Санитарно-гигиенич обеспечение войск реализуется путем проведения:

· медицинских мероприятий

· немедицинских мероприятий

 

Комплекс немедицинских мероприятий сан-гииенич обеспеч-я войск

- проводится командованием и службами, осуществляющими материальное обеспечение жизни и быта личного состава в соответствии с законодательством, уставами ВС, руководящими документами МО. Медицинская служба контролирует выполнение этих мероприятий

 

Основная форма реализации медицинских мероприятий

- это санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль з асоблюдением гигиенических норм, правил и требований, выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий продовольственной, вещевой, квартирно-эксплуатационной, инженерной и др службами

 

Военная гигиена – раздел науки гигиены

Цель военной гигиены совпадает с целью медицины – это здоровье человека (военнослужащего)

Метод (способ) достижения цели – профилактика

Предмет исследования военной гигиены – взаимосвязь военнослужащих и факторов внешней среды. Присущих военной службе

Высокая боеспособность воинской части может быть сохранена при условии постоянного укрепления здоровья личного состава

 

Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают:

· предупреждение действия вредных факторов внешней среды и военного труда

· широкое использование полезных, саногенетических факторов

 

Военная гигиена

§ тесно связана с медициной катастроф

§ медицина катастроф использует огромный опыт, накопленный военными медиками в области организации оказания помощи в условиях возникновения массовых потерь

§ для военной медицины полезен опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф

 

Катастрофа (чрезвычайная ситуация)

§ любое происшествие, влекущее за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб, нанесенный их здоровью

§ любое происшествие, при к-ром

- пострадавших более 10-15 человек

- погибших более 2-4 чел

- групповые заболевания у 50 и более человек одновременно

 

Классификация чрезвычайных ситуаций в мирное время
природные техногенные социальные
Землетрясения Наводнения Ураганы Смерчи Извержения вулканов Снежные обвалы Засуха Морозы Взрывы Разрушения Пожары Обвалы в шахтах Транспортные крупные аварии на воде и суше Утечки ядовитых вещ-в Эпидемии Голод Беспорядки Война

 

Санитарно-эпидемиологические проблемы ЧС

· водоснабжение

· снабжение продуктами питания

· загрязнение окр среды

· организация временного размещения пострадавших

· обеспечение лекарствами и мед помощью

· психическое состояние пострадавших

· вопросы сан просвещения и информации

 

Военная гигиена – одна из старейших мед дисциплин, своими корнями уходит в те времена, когда только начали создаваться регулярные армии

 

Развитие военной гигиены

Первые сведения, качающиеся оздоровительных мероприятий в войсках, относящихся к глубокой древности: указаний по содержанию в чистоте лагерных стоянок, по водоснабжению и питанию воинов, обеззараживанию захваченной у неприятеля добычи

Первые войсковые врачи появились в римских войсках в 1 веке нашей эры

 

Появление огнестрельного оружия привело к изменению системы организации и комплектования армии: место феодального ополчения заняла армия наемников из профессиональных воинов. В войсках появились врачи, в задачу к-рых входило не только лечение больных и раненых, но и наблюдение за санитарным состоянием мест размещения

Во время войн до начала 19 века основные потери в войсках были связаны с инфекционными и алиметарными заболеваниями

Потери от цинги, брюшного тифа, сыпного тифа нередко превышали потери от боевых действий

 

Потери в войсках

  От оружия От заболеваний
16 век Парусный флот Англии На 1 чел 50 чел
Крымская война, русская армия 30 000 60 000
Русско-турецкая война 36 500 83 500

 

В российском государстве

§ в 17 веке начался последовательный переход к национальной регулярной армии, формирование к-рой закончилось реформами Петра 1

§ одновременно развивалась система организации медицинского обеспечения войск

 

По уставу Петра 1 (1716 г)

§ в штат каждой дивизии вводится 1 доктор штаб-лекарь, полка – лекарь

§ роты – цирюльник

§ однако до 1779 г лекари занимались исключительно лечебным делом. Попечение о быте солдат возлагалось на командиров

 

ЛМП

 

Лаборатория гигиеническая войсковая (ЛГ-1) и лаборатория гигиеническая основная (ЛГ-2)

Назначение:

Санитарно-гигиенические исследования в полевых условиях воды, пищевых продуктов, воздуха

 

5. медицинский прибор химической разведки (МПХР)

Предназначен для отбора проб воздуха, воды, сыпучих пищевых продуктов и определения в них отравляющих вещ-в. Находится в медицинском пункте полка

 

6. медицинская полевая химическая лаборатория

Предназначена для отбора проб воды, сыпучих пищевых продуктов и др объектов окр среды, определения в них отравляющих вещ-в

Находится в СЭЛ соединения

 

7. Рентгенометры-радиометры (ДП-5В, ДП-5М) – для измерения уровней излучения, определения радиоактивного заражения местности

 

8. измерители мозности кспозиционной дозы (ИМД-1, ИМД-12) – для определения питания и воды альфа- и бета-активными вещ-вами.

Находится в СЭЛ соединений

 

9. радиометрическая лаборатория в укладках (РЛУ-2) – для определения зараженности радиоактивными вещ-вами воды, продовольствия, биологических жидкостей и тканей человека.

Находится в СЭЛ соединений

 

10. комплект В-5 (дезинфекция) – ждя проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий

 

11. комплект СО (санитарная обработка) – для проведения полной санитарной обработки раненых и больных

 

12. комплект ПЧО (противочумная одежда) – для работы в очаге особо опасных инфекций

 

РАЗМЕЩЕНИЕ ВОЙСК

 

Предоставление войскам необходимых:

- земельных участков

- зданий и сооружений для жилья

- боевой и специальной подготовки

- хранения военной тезники

- материальных средств

- для хозяйственных, культурных и др нужд

 

Размещение войск:

· стационарное (казарменное)

· временное (полевое)

Стационарное размещение:

Размещение военнослужащих в специальных, рассчитанных на длительное пребывание зданиях

Осуществляется, как правило, в мирное время

- казармы

- военные городки

- военно-технические объекты

 

М. Я. Мудров

«Пища и питание солдат должны быть хороши, свежи и обильны – того требуют труды их службы. Ни лезвия мечей, ни жерла пушек не столь ужасны для армии, как недостаток в съестных припасах»

Виды пайков

1. Основные (пайки котлового довольствия)

2. Рационы выживания, аварийные рационы, бортовые и сухие пайки

3. Дополнительные

 

Варианты организации питания в военное время

1. Для приготовления пищи в основном используются свежие продукты – для войск, находящихся в тылу, для отдельных контингентов военнослужащих (летный состав), для раненых и больных

2. Для приготовления пищи в основном используются консервированные и концентрированные продукты

3. Питание за счет аварийных (НЗ) запасов продовольствия

 

Принят на снабжение ВС РФ

Индивидуальный рацио питания (ИРП), позволяющий осуществлять 3х разовый прием пищи

Малогабаритный рацион питания для частей специального назначения и воздушно-десантных войск

 

Полевое водообеспечение

· осуществляется в первую очередь на оборудованных скважинах, колодцах и системах водоснабжения населенных пунктов, военных городков

· при их отсутствии – на поверхностных и подземных водах с применением штатных и табельных средств добычи и очистки воды

 

Цель полевого водообеспечения – своевременное и полное удовлетворение потребностей войск в воде в соответствии с установленными нормами ее потребления и требованиями к качеству

 

Задачи полевого водообеспечения:

ü разведка источников воды

ü оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения (добыча, очистка, опреснение, консервирование питьевой воды)

ü подвоз (транспортировка) воды

ü оборудование и содержание водоразборных пунктов (хранение воды)

ü контроль качества воды

 

Разведка водоисточника

· получение данных, необходимых для принятия решения по водоснабжению войск и организации мероприятий по очистке, обеззараживанию, дегазации и дезактивации воды

· организует начальник инженерной службы с привлечением представителей медицинской службы, службы радиационной, химической и биологической защиты

 

Медицинский контроль за организацией полевого водоснабжения возлагается на медицинскую службу и включает следующие мероприятия:

1. Участие в разведке водоисточника и оценка санитарно-эпидемиологического состояния прилегающей территории

2. Оценка качества и количества воды

3. Определение необходимых мер по улучшению качества воды и контроль за соблюдением технологического режима водоподготовки

4. Выдача разрешения на пользование водой и контроль за соблюдением норм водопотребления, за соблюдением военнослужащими питьевого режима

5. Обеспечение личного состава средствами обеззараживания индивидуальных запасов воды и инструктаж по правилам пользования ими

6. Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пункта водоснабжения, средств хранения и транспортировки воды

7. Контроль за состоянием здоровья личного состава, работающего на объектах водоснабжения войск

 

ТРЕБОВАНИЯ к кач-ву питьевой воды в полевых условиях (сокращенный перечень)
Максимально-дпустимые показатели токсических вещ-в Соответствующие инстукции
Продукты ядерных взрывов Не более 20 мкКи/л
Микробиологические показатели
Коли-индекс Не более 3
Органолептические показатели
Прозрачность не менее 20 см
Цветность Не более 35 градусов
Мутность Не более 2 мг/л
Запах Не более 3 баллов
Вкус и привкус Не более 3 баллов
Остаточный активный хлор 0,8-1,2 мг/л
Химические показатели
Медь Не более 3 мг/л
Хлориды Не более 350 мг/л
Нитраты Не более 45 мг/л
Минеральный (сухой) остаток Не более 1500 мг/л

 

 

СУТОЧНЫЕ НОРМЫ потребленя питьевой воды личным составом (литров на одного военнослужащего)
Вид потребления воды При умеренной пододе, литры При жаркой погоде, литры
На хозяйственно-питьевые нужды
Чай и запас воды во флягах    
Приготовление пищи   3,5
Выпечка хлеба    
Мытье кухонного инвентаря   2,5
Мытье индивидуальной посуды    
Умывание и мытье рук    
Ежедневное обтирание    
Итого:    
На санитарно-бытовые нужды    
ВСЕГО:    

 

 

Минимальные нормы водопотребления (на 1 человека литров в сутки) активная деятельность в течение 5-7 суток
Назначение воды Ниже 250С Выше 250С
Приготовление чая и создание запаса воды во флягах 3,3/2,5 Наступление/оборона 6,0/4,5
Умывание    
Приготовление пищи и мытье котелков    
Всего 6,5/5,5 9,0/7,5

Улучшение качества воды

ü осветление – удаление взвешенных частиц

ü обесцвечивание и устранение неприятных запахов и привкусов

ü обеззараживание – уничтожение болезнетворных микроорганизмов

ü обезвоживание – разрушение и удаление отравляющих и опасных химических вещ-в

ü опреснение – удаление из воды растворенных в ней солей

 

Обеззараживание воды

1. Обработка химическими реагентами, содержащими активный хлор (метод гиперхлорирования)

2. Озонирование

3. Ультрафиолетовой облучение

4. Микрофильтрация через мембранные фильтры

5. Кипячение

 

Хлорирование воды как метод обеззараживания впервые был предложен русским военным врачом П. Карачаровым

Ø в брошюре «О способах очищения воды» (1853 г) он предлагал хлорную известь для «очищения гнилй воды» и описывал способы ее применения

Ø для обеззараживания больших количеств воды хлорная известь была применена в 1910 г. в Кронштадте в связи с эпидемией холеры, на Нижнегородской ярмарке в связи с эпидемией брюшного тифа

Ø во время первой и второй мировых войн хлорирование воды широко применялось во всех воюющих армиях и полностью себя оправдало

 

ХЛОРСОДЕРЖАЩИЕ ПРЕПАРАТЫ

Чистый хлор применяется для обеззараживания больших количеств воды на водопроводных станциях

В полевых условиях, на пуктах водоснабжения:

1. Хлорная известь (25% активного хлора)

2. ДТС ГК и ДТС ГН (дветретиосновная соль гипохлорида кальция или натрия, 55% активного хлора)

3. НГК (нейтральный гипохлорид кальция, 70% активного хлора)

 

Преимущества препаратов хлора:

ü относительно высокая бактерицидность

ü возможность контроля за эффективностью обеззараживания воды по величине остаточного активного хлора

ü экономичность

Недостатки:

§ неспособность в обычных дозах уничтожать в воде споровые формы микроорганизмов

§ нестойкость препаратов при хранении

§ запах хлорированной воды

 

Гиперхлорирование воды в полевых условиях применяется при отсутствии времени и условий для опредеелния дозы хлора опытным путем. Доза хлора при гиперхлорировании: 10-30 мг/л

При подозрении на заражение воды споровыми формами микроорганизмов 50-100 мг/л

Требует последующего дехлорирования воды

Обезвреживание воды

§ частично проходит при ее обработке хлорсодержащими реагентами

§ полное обезвреживание – фильтрование воды через сорбент – активированный уголь БАУ-МФ или карбоферрогель (удаляет все известные ОВ)

Дезактивация воды

· коагулирование

· отстаивание

· фильтрование через антрацитовую крошку, активированный уголь БАУ-УФ или карбоферрогель

· дистилляция (в подвижных полевых опреснительных установках)

 

Методы опреснения воды

1. перегонка

2. пропускание через иономембранные фильтры

3. электроосмос (гиперфильтрация воды через полупроницаемые мембраны под давлением)

4. химическое осаждение солей (перевод растворенных солей в нерастворимые соединения)

5. вымораживание (криоскопия)

v Хлорсодержащие препараты

v Индивидуаьлное водоочистное устройство ИВУ

v Портативный водоочиститель

v Кипячеие воды

v Подручные средства обработки воды

Улучшение качества индивидуальных запасов воды При действии отдельных военнослужащих и небольших групп в отрыве от части (разведчики, десантники и др) может возникнуть необходимость испольозвания воды из необследованных водоисточников
Хлорсодержащие препараты Табетка «Аквасепт»: растворяется в течение 10-15 мин, выделяет 4 мг активного хлора, на 1 флягу воды (700-800 мл), экспозиция 30 мин
Таблетка «Неоаквасепт»: растворяется в воде в течение 2 мин, содержит 10-12% активного хлора, длительное действие, консервация воды до 2 суток
Таблетка «Аквасан»: содержит кроме бактерицидного вещ-ва+флокуллянт, обеззараживание мутной воды а 20 мин в теплое время года; за 60 мин – в холодное
Индивидуальное водоочистное устройство ИВУ Фильтр-фляга, размешенная на поясном ремне. ИВУ снабжено сменным фильтрующим элементом, препаратом для коагуляции и обеззараживания. Производительность 10 л/час; время развертывания 30 сек; время коагуляции и обеззараживания – 15 мин; ресурс фильтрующего элемента до 150 л (500 л при подземном водоисточнике), масса 0,7 кг, габаритные размеры: длина 14 см, ширина – 8 см, высота 28 см
Портативный водоочиститель «Родник»: пластмассовая трубка длиной 240 мм и диаметром 16 мм, заполненная ионообменной насыщенной йодом смолой, специальным сорбентом и фильтрами. Один конец трубки снабжен мундштуком. При эксплуатации противоположный конец погружается в воду, а через мундштук вода просасывается ртом.
Утройство «Турист-2М»: 50 л воды, йодирование воды
Устройства «Бирюза», «Оникс», «Топаз-3», «БИП-1»
Кипячение воды · 10-15 мин – уничтожение вегетативных форм микроорганизмов · До 2 часов – уничтожение споровых форм микрооргаизмов · Аналогичный эффект при нагревании воды до 110-120 градусов в течение 5-10 мин при избыточном давлении · При кипячении разрушаются термолабильные токсины и ОВ
Подручные средства обработки воды Самодельные фильтры (песок, уголь, опилки, ткань – загруженные в бочки, ведра, ящики, банки)
Обеззараживание в колодце (хлорная известь, дозирующие керамически патроны для хлорирования, таблетки «Акватабс»)

 

 

19.09.2016

Лекция 3 – Радиационная гигиена (актуальные проблемы радиац гигиены. Гигиенич требования к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиациологических отделениях ЛПУ)

 

КАТЕГОРИИ ОБЛУЧАЕМЫХ ЛИЦ

Категория А – персонал (например, радиологического отделения больницы, персонал атомной электростанции)

Категория Б – ограниченная часть населения

(все население области, края, республики, страны)

Группы критических органов

1 группа – все тело, гонады, красный костный мозг

2 группа – щитовидная железа, печень, почки, селезенка, легкие, ЖКТ и др органы, за искл тех, к-рые относятся к 1 и 3 гр

3 группа – кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени, стопы

 

ПДД (предельно допустимая доза) – наибольшее значение индивидуальной дозы за год, к-рое при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет неблагоприятных изменений в состоянии здоровья персонала, обнаруживаемых современными методами наследования. Устанавливаются для лиц категории А

 

Для лиц категории Б установлены пределы годовой дозы. Для остального населения существует опасность отдаленных эффектов. Поэтому должны приниматься все меры по максимальному ограничению облучения населения (в частности при рентгендиагностических исследованиях)

 

Нормы облучения (НРБ-99-2009)

Категория облучаемых лиц Группы критических органов
     
А 5,0 15,0 30,0
Б 0,5 0,15 0,3
Остальное население Не нормируется

 

Понятие «ЗДОРОВЬЕ»

1948 г ВОЗ:

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений

 

Здоровье – такое состояние организма человека, когда ф-ции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения

ФАКТОРЫ, формирующие здоровье:

1. Наследственность (здоровье родителей): 20% потенциала здоровья

На момент зачатия болен один родитель – вероятность рождения больного ребенка – 50%

На момент зачатия больны оба родителя – вероятность рождения больного ребенка – 80%

2. Экологические условия на территории проживания ребенка: вклад в потенциал здоровья – 20%

3. Уровень развития медицины и здравоохранения в стране – вклад в потенциал здоровья 8-10%

4. Образ жизни ребенка (комплекс соц-экономич факторов): вклад в потенц здоровья до 50%

 

Социальные факторы, затрудняющие формирования ЗОЖ:

· более 25% школьников города живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях

· 35,3% - проживают в семьях, имеющих доход ниже прожиточного минимума

· доля расходов на покупку продуктов питания составляет в среднем 60,7%, снизилось потребление биологически ценных продуктов питания в 1,4-1,8 раза

· 30,1% детей в нашем городе воспитываются в неполных семьях

 

ФАКТОРЫ, деформирующие здоровье ребенка
  Для детей дошкольного возраста Для детей школьного возраста
- контакт с антропогенными факторами   - затруднение адаптации к детским дошкольным учреждениям   - нарушения режима дня   - несоответствие предметов детского обихода и игрушек возрастным особенностям детей - нерациональная организация окружающей среды в школе   - нарушения гигиенических основ режима дня и учебно-воспитательного процесса(недостаточный сон, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, нарушение принципов рационального питания, нерациональная структура занятий, непедагогические воздействия учителя; ф-циональная неготовность к поступлению в школу (школьная зрелость))
  Нарушение взаимоотношений в семье, в коллективе
  Вредные привычки родителей
  Действие антропогенных факторов

 

Критерии здоровья детей и подростков

1. Особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического и социального анамнеза)

v оценка генеалогического анамнеза:

§ выявление наличия в родословной пробанда наследственных заболеваний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцедоз, целиакия, лактозная недостаточность и др)

§ определение отягощенности генеалогического анамнеза – индекса отягощенности

v оценка биологического анамнеза (особенности течения раннего онтогенеза):

Ø Антенатальный период (АНП) – период беременности до родов – опрос матери для выявления следующих факторов риска: выраженный токсикоз беременности, угроза выкидыша, кровотечение, острые заболевания во время беременности, обострение хронических заболеваний во время беременности, прием лекарств, операции во время беременности, неправильное положение плода, многоводие, многоплодие, переношенная беременность и др факторы риска /опрос матери/

Ø Интранатальный период (ИНП) – период непосредственно родов: нефропатия в родах, экламсия, преждевременное излияние околоплодных вод, слабость родовой деятельности, быстрые роды, предлежание плаценты, преждевременная отслойка плаценты, преждевременные роды, патология пуповины (выпадение, обвитие), пособие в родах и пр/опрос матери, сведения из обменной карты)

Ø Ранний неонатальный период (РНП) – первые 7 дней жизни новорожденного:

Оценка по шкале Апгар, время прикладывания к груди, время отпадания пуповины, недоношенность, гипотрофия, день выписки из роддома и пр

Ø Поздний неонатальный период (ПНП) – с 7 по 28 день жизни новорожденного: характер вскармливания, состояние пупочной ранки, заболевания, перенесенные в 1-й месяц жизни /опрос матери, обменная карта/

Оценка биологического анамнеза:

1БА – благополучный (если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза)

2БА – относительно благополучный (есть факторы риска в одном из периодов онтогенеза)

3БА – неблагополучный (есть факторы риска в двух и более периодах раннего онтогенеза)

v Оценка социального анамнеза собирается педиатром при первичном осмотре ребенка (один параметр – 1 балл)

Параметры соц.анамнеза:

ü состав, полнота семьи

ü образование членов семьи

ü психологический микроклимат семьи

ü жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи

ü санитарно-гигиенические условия содержания помещений, предметов ухода и одежды ребенка

 

Оценка социального анамнеза:

При общей оценке 5 балловблагополучный социальный анамнез

При общей оценке 4 балла – социальный анамнез с факторами риска

При общей оценке 3 и менее балловнеблагоприятный социальный анамнез – ребенок группы риска

 

2. Физическое развитие ребенка – совокупность морфологических и ф-циональных признаков организма ребенка

3. Нервно-психическое развитие ребенка – отражает степень созревания ЦНС; изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память, социальные контакты.

Варианты заключений:

- «отстает от возраста»

- «соответствует возрасту»

- «опережает возраст»

4. Уровень резистентности (проводится подсчет кратности острых заболеваний на протяжении 1 года):

1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более

2-3 года – 6 острых заболеваний

4-6 лет – 5 острых заболеваний

Старше 6 лет – 3 острых заболевания

5. Уровень ф-ционального состояния организма ребенка: АД, ЧСС, ЧДД, формула крови, содержание гемоглобина и др (оценив-ся их соответствие возрастным нормам)

6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития (оценив-ся педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случае необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения)

 

 

1) Поликлинический осмотр узкими специалистами

2) Анализ и итоговая оценка – участковый педиатр

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

I группа – здоровые дети, к-рые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеют хронических заболеваний, с нормальными показателями ф-циональных систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе)

 

II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, ф-циональнами отклонениями, но без хронических заболеваний – дети группы риска

§ дети с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии; значительным дефицитом или избытком массы

§ часто болеющие (4 раза в год)

§ с ф-циональным шумом в сердце, тахикардией, экстрасистолией, пониженным АД

§ с увеличением щитовидной железы I-II степени

§ аллергическими р-циями

§ миопией слабой степени

§ гипертрофией миндалин II степени

§ плоскостопием I степени

 

III группа – дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронического заболевания, нормальным уровнем ф-ций

 

IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения)

 

V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, к-рые в момент обследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях

 

Индивидуальный метод

Обследование конкретного ребенка однократно или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-ф-ционального состояния с использованием соответствующих оценочнх таблиц

Генерализующий метод

Одномоментное обследование больших групп детей с целью разработки региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидульной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. Антропометрические данные собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов детской и школьной мебели, оборудования мастерских, обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и др.предметов детского обихода

 

Для комплексного изучения и характеристики физического развития детей и подростков используются следующие группы признаков:

 

соматометрические соматоскопические физиометрические
- длина тела (рост) - масса тела (вес) - окружность грудной клетки, бедер, талии, головы - телосложение (костяк, форма грудной клетки) - состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек - степень развития подкожно-жирового слоя - состояние опорно-двигательного аппарата (позвоночник, форма ног, форма стопы) - степень полового развития (степень развития вторичных половых признаков) - жизненная емкость легких - мышечная сила - частота пульса - величина АД
  Оценка осанки, типы осанки: · нормальная · сколиотическая · круглая спина (кифоз) · кругло-вогнутая спина (лордоз) · плоская
  Оценка плантограммы На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, к-рая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50% - стопа оценивается как сводчатая, нормальная (а). В случае – 50-60% - стопа уплощенная (б). И, наконец, если отношение >60%, речь идет о выраженном плоскостопии (в).  

 

Методы оценки физического развития:

· методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития

· методом параметического анализа по шкалам регрессии (скрининг-программа и метод комплексной оценки)

· с помощью непараметрических методов (центильный метод)

 

Методологические аспекты

· для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины явл-ся стандартами физического развития соответствующих групп детского населения

· чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям

 

 

Основные требования, предъявляемые к стандартам физического развития

1. Стандарты физического развития должны быть региональными

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения)

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья

4. Из группы наблюденя должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т д), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные порои сердца), последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т д), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключаю детей с выраженным рахитов, гипотрофией, недоношенных, двойни.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методичка обследования, измерения, обработки и анализа данных

 

Рациональное питание

· для взрослого человека – это питание, к-рое обеспечивает приемлемый уровень работоспособности и здоровье, а также стабильность массы тела

· для детей и подростков – это питание, к-рое обеспечивает наряду с высокой работоспособностью и хорошим самочувствием, систематический рост и развитие (т е своевременное созревание морфологических структур и ф-ций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития), а также прирост массы тела в соответствии с возрастом

 

Минеральные вещ-ва

Среди фаторов питания, имеющих важнейшее значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия, особая роль принадлежит минеральным вещ-вам. Они относятся к незаменимым пищевым вещ-вам, необходимы для нормального осуществления обмена вещ-в, роста и развития организма чел-ка, защиты от болезней и неблагоприятных факторов среды обитания человека, обеспечения всех жизненных ф-ций организма

Минеральные вещ-ва делятся на:

§ Макроэлементы (Са, К, Na, P, Mg, Fe)

§ Микроэлементы (I, F, Se, Mo, Co, Zn, Cr, Cu, Mn)

§ Ультрамикроэлементы (Au, Ag, Ni и др)

 

Микроэлементы делятся на 3 группы:

· Эссенциальные (незаменимые компоненты пищи) – (Cu, Zn, Mn, хром, олово, йод, фтор, селен)

· Токсичные микроэлементы (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк)

· Нейтральные – не вызывающие выраженных физиологических или токсических воздействий на организм (бор, литий, алюминий, серебро, барий, рубидий)

 

Лекция 7

Презентация 1 – Медицинская профилактика в общеобразовательных школах

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИАТРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.013 с.)