Стремление к превосходству и его формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремление к превосходству и его формы.



Для обозначения стремления к превосходству А. Адлер в различные периоды своего творчества использовал различные термины: власть, превосходство, завершенность, совершенство. Он подчеркивал стремление человека к достижению цели. Если стремления направлены на достижение фиктивной цели - торжество, превосходство над другими людьми любой ценой, то это социально бессмысленные стремления вплоть до патологии. Если стремления человека направлены на преодоление жизненных проблем и достижение гармонии с окружающими, раскрытие собственных способностей и потенциалов, это - проявления здоровой, развивающейся личности.

В ранних работах А.Адлер утверждал, что агрессивные тенденции человека и стремление к превосходству важны в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. Агрессия есть инициатива к преодолению препятствий, а стремление к превосходству - побуждение улучшить себя, развить свои способности, реализовать потенциалы. Все виды животных, не исключая и человека, развиваются в направлении более эффективной адаптации или погибают.

Осмысливая процесс развития ребенка, Адлер первоначально ввел термин «мужской протест» и считал его одной из форм борьбы с собственной слабостью.

 

 

 

 


Семантику мужского протеста раскрывают позиции «верха и низа». Они возникли с началом прямохождения человека и связаны с развитием культуры. В процессе развития ребенок поднимается снизу вверх, воспитание подталкивает его к предпочтению «верха» (из гигиенических соображений). В культуре и религии тоже есть верх и низ – Ад и Рай. Позиция верха - активности, силы, власти, компетентности, победы - исторически принадлежит мужчине. Позиция «низа» - подчинения, пассивности - женщине. У невротиков дихотомия «верха и низа» обостряется, к ней примешивается антагонизм победы и поражения, а также триумфа и неполноценности. Мужской протест как защитная тенденция – это ориентация «хочу быть наверху», в ощущении слабости есть нечто женственное. Мальчики и девочки выплескивают мужской протест в псевдомаскулинном поведении. На основании ложных суждений, навязанных и поддерживаемых социумом, у ребенка развивается так называемый «психический гермафродитизм». Первоначально А. Адлер считал, что он свойственен преимущественно мальчикам, обладающим от рождения некоторой органической неполноценностью. Затем он уточнил, что психический гермафродитизм свойственен детям, которые не вполне понимают равноценность обоих полов, и долго не могут определить, к какому полу они относятся, при этом идеализируя мужественность.

Неврозы в связи с «психическим гермафродитизмом» имеют следующие признаки:

ü в отношении физических особенностей - женские черты у мужчины-невротика, и мужские черты у женщины. В некоторых случаях могут встречаться вторичные признаки противоположного пола;

ü чувство собственной неполноценности, подрывающее независимость ребенка и усиливающее потребность в поддержке. Это чувство сохраняется на протяжении всей жизни. Особенно ярко оно выражено по отношению к отцу;

ü двойственность. С одной стороны человек склонен к послушанию и подчинению, с другой - некоторые из его желаний, фантазий, действий отражают стремление к независимости.

 

Рисунок Компоненты в структуре невроза по А.Адлеру

Впоследствии не очень удачный термин «психический гермафродитизм» А.Адлер поменял на термин «стремление к превосходству» (совершенству). Достижение совершенства понималось не как выражение потенциальных возможностей, а как достижение завершенности.

Стремление к превосходству также называется «стремлением к совершенству» или «стремлением к поступательному развитию». Это постоянная сила, «присущая людям вообще». Стремление к превосходству стоит за всеми достижениями человечества, лежит в основе всех вкладов в культуру. Вся жизнь человека движется в этом направлении - снизу вверх, от минуса к плюсу, от несовершенства к победе. Стремление к превосходству (или к достижению цели) и чувство неполноценности являются взаимно дополнительными силами - одна не существует без другой. Стремление к превосходству является врожденным и от него невозможно освободиться, так как это стремление и есть сама жизнь. От рождения оно присутствует в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому человеку остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей жизнь и придающей ей смысл.

А.Адлер разработал дополнительные идеи о природе и действии стремления к превосходству:

Ø стремление к превосходству - единый фундаментальный мотив, а не комбинация отдельных побуждений

Ø великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и патологии

Ø превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Деструктивно он у людей со слабой способностью к адаптации, они эгоистичны, озабочены достижением личной славы за счет других. Адаптированные люди проявляют стремление к превосходству в позитивном направлении, оно сочетается с благополучием других людей.

Ø стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается

Ø стремление к превосходству на уровне общества проявляется в стремлении совершенствовать культуру.

Комплекс превосходства.

Гиперкомпенсация чувства неполноценности называется комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда принижает других.

Стремление к цели.

«В уме каждого человека существует концепция цели или идеала, к которым следует стремиться из настоящего состояния [неполноценности], преодолевая существующие недостатки и трудности с помощью постановки конкретных целей на будущее... Без ощущения цели всякая деятельность индивида лишается смысла» (А.Адлер).
Люди – это целеустремленные существа.

 

Цели устанавливаются в первые годы жизни и становятся организующим началом функционирования личности, при движении вперед.

Жизненные задачи.

Перед каждым человеком в жизни стоят три задачи: любовь, работа, дружба. Каждая из этих задач социальна по своей природе, требует для успешного решения сотрудничества с другими людьми. Ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (А.Адлер).

Стиль жизни

Понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни – это система характеристик, определяемая чувством неполноценности и попытками его компенсации.

Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

 

Но стиль жизни – это не то же самое, что эти чувства и компенсации, это скорее привычки и личностные черты, сформировавшиеся на их основе. Жизненный стиль включает ориентирующую цель индивида, представления о себе, представления о других, о мире в целом, а также этические убеждения. Это своеобразная когнитивная карта, которая позволяет осмыслить, понять окружающий мир, отреагировать на него, функционировать в нем. Жизненный стиль - целостное образование, поняв его, можно составить представление о функционировании личности. Стиль жизни аналог «типа личности, эго, самости». В качестве основания для выбора стиля жизни Адлер выделяет чувство неполноценности, структуру семьи и семейную атмосферу.

 

Стиль жизни прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, впоследствии почти не поддается серьезным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это только развитие основной структуры, заложенной в раннем детстве. От стиля жизни зависит то, каким сторонам жизни и окружения человек уделяет внимание. Все психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте стиля жизни. Стиль жизни это инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой. Он в значительной степени является бессознательным. Используя эту своеобразную «когнитивную карту», человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт, предсказывать и контролировать его.

 
 

 


 

Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. Например, человек убежден, что нуждается в сильных переживаниях. Это убеждение становится основанием выбора профессии актера, автогонщика, исследователя или приводит к «поведенческому отреагированию». Такое убеждение может в дальнейшем привести как к попаданию в затруднительные или волнующие положения, к участию в творческих мероприятиях или к научным открытиям. Иными словами при одном и том же стиле жизни человек может выбирать полезное или бесполезное поведение. Адлерианцы выделяют четыре типа стиля жизни: активно конструктивный, пассивно конструктивный, активно деструктивный и пассивно деструктивный.

 

 
 

 


 

 
 
В зависимости от степени трансформации стиля жизни адлерианцы разделяют психотерапию и психологическое консультирование. Психотерапия направлена на изменение стиля жизни; а психологическое консультирование на изменение поведения при существующем стиле жизни.


Фикционный финализм

Термин фикционный финализм подчеркивает мотивационный характер явлений или признаков, составляющих стили жизни. Слово "финализм" обозначает достижение цели или целевого состояния и тенденцию двигаться в этом направлении. Так как выбранные направления случайны и субъективны, их считают фикциями. Слово "фикционный" является ключевым, оно показывает, что то, чего человек стремится достичь, – это идеал или фикция, потому что это не потенциальные возможности, основанные на генетическом проекте. Наиболее абстрактный и обобщенный идеал – это совершенство.

Какое из утверждений лучше всего передает понятие «фикционный финализм»

а) Полное отождествление «реального» и «идеального Я»

б) Диссимуляция клиентом сохраняющихся проблем

в) Убежденность терапевта в завершенности терапевтического процесса

г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

 

Ответ: правильный ответ г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

Существуют четыре вида фикционных финализмов, или целей. К ним относятся:

Ø получение внимания и помощи

Ø власти

Ø отмщения

Ø требование оставить в покое

Фикционные финализмы «цели» Стили жизни
Активные Пассивные
Конструктивные цели
Получение внимания и помощи Честолюбие Обаяние
Деструктивные цели
Получение внимания и помощи Надоедливость Лень
Власти Непокорность Упрямство
Отмщения Злоба Пассивная агрессивность
Требование оставить в покое Клевета Отчаяние

 

 
 

 

 


Классификация личностей

А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку. Выделение личностных типов возможно только в результате грубого обобщения.

Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал А.Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. Адлер напоминает, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу.

Получающий (Берущий) тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них не выражен социальный интерес. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Психологически здоровый или нормальный индивидуум – это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и решению жизненных задач. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место в мире, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». У него твердое знание того, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими. Прежде всего, он отказывается от ложных ценностей, которые проецируются и навязываются ему культурой и пытается заменить их ценностями, соответствующими «железной логике социальной жизни». А.Адлер считает, что такой личности не существует, это некий идеал, к которому следует стремиться.

Социальный интерес

В упрощенном виде социальный интерес означает "умение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человека". Более сложное определение социального интереса гласит, что он "означает, в частности, интерес к сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно определению, приведенному в Словаре Вебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или универсальной форме или природе). Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию, сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Каждый человек обладает социальным интересом в некоторой степени, так как он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывается и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса, и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Правильное воспитание превращает инстинктивные потребности в близости в сознательный интерес и заботу о благополучии сначала родных, а затем и всех других людей. В подростковом возрасте к этому добавляется потребность приносить пользу и вносить свой вклад в будущее благополучие человечества.

Общественное чувство (социальный интерес). На немецком языке - Gemeinschaftsgefiihl — дух солидарности, общности; Gemeinsinn — чувство солидарности, коллективизма. Социальный интерес, или общественное чувство, — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие (А.Адлер)  

 

Переживания человека в раннем детстве влияют на превращение инстинктивного чувства в сознательный интерес к здоровью и благополучию людей Земли, а также всего космоса (Urich M. F., 1990). Основа социального интереса – ценностное отношение к жизни. Социальный интерес рассматривается одновременно как процесс, и как направленность на объект (Ansbacher H. L, 1968).

Социальный интерес - это способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» (А.Адлер).  
Социальный интерес как процесс – это процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма.

 

Социальный интерес направлен на субсоциальные, социальные и супрасоциальные объекты.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности: природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес бескорыстный и самозабвенный, независимый от «Я». Такая заинтересованность важна для развития знаний и навыков, это база для будущего личного вклада в развитие человечества.

2. Социальные объекты — все живое. Интерес к таким объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса.

3. Супрасоциалъные объекты - Вселенная, мир в целом. Интерес к супрасоциальным объектам - это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью» (А.Адлер).

Вопрос для самопроверки

Ребенок, играя с котенком, причиняет ему боль. На какой стадии развития социального интереса он находится?

а) социальной

б) субсоциальной

Ответ: б) субсоциальной. Находясь на субсоциальной стадии развития социального интереса, ребенок может с интересом играть с котенком и при этом мучить его. На социальной стадии развития социального интереса ребенок более уважительно и трепетно относится к жизни.

В структуру социального интереса входят чувства, мысли и поведение.

Чувства

Ø Чувство принадлежности - ощущение, что ты член группы или групп.

Ø Чувство, что «ты здесь дома», - ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми.

Ø Чувство общности - ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них.

Ø Вера в других - чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее.

Ø Мужество быть несовершенным - ощущение того, что это естественно - делать ошибки и что не надо быть всегда «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях.

Ø Ощущение себя человеком - чувство, что ты являешься частью всего человечества.

Ø Оптимизм - ощущение, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Мысли

Ø Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

Ø Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

Ø Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

Ø Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

Ø Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

Поведение

Ø Помощь — готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям.

Ø Щедрость — готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.

Ø Участие — присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней.

Ø Уважение — готовность признавать чужие права, знания и опыт.

Ø Сотрудничество — стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы.

Ø Компромисс (гибкость) - готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов.

Ø Эмпатия — умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства.

Ø Ободрение — способность воодушевить, мотивировать других людей.

Ø Преобразование — улучшение социальных условий к общей пользе

 

Задание для самопроверки.

Измерьте свой социальный интерес с помощью шкалы «социального интереса» Инструкция: В каждой паре личностных черт, представленных в строках таблицы, выберите качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочитаете обладать. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: на самом деле ни одна пара не повторится.

Шкала социального интереса

№ п/п Я предпочел бы быть
  Одаренным воображением Рациональным
  Полезным Сообразительным
  Умелым Сопереживающим другим
  Уравновешенным Продуктивным
  Интеллектуальным Деликатным
  Надежным Честолюбивым
  Уважающим других Оригинальным
  Творческим Здравомыслящим
  Великодушным Особенным
  Ответственным Оригинальным
  Способным Принимающим других
  Заслуживающим доверия Умудренным опытом
  Умелым Логически мыслящим
  Прощающим других Утонченным
  Продуктивным Уважающим других
  Практичным Уверенным в своих силах
  Способным Независимым
  Энергичным Способным сотрудничать
  Одаренным воображением Полезным
  Реалистичным Высоконравственным
  Деликатным Умудренным опытом
  Сопереживающим другим Особенным
  Честолюбивым Терпеливым
  Трезвомыслящим Сообразительным

Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов:

в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.056 с.)