Низкий уровень социального интереса – менее 5 баллов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низкий уровень социального интереса – менее 5 баллов



Средний уровень социального интереса – от 5 до 11 баллов

Высокий уровень социального интереса – более 11 баллов

Творческое Я

Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди – это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности. В конечном счете, только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Семья и порядок рождения.

Семейная система представляет собой первичное социальное окружение растущего ребенка, его положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране – неспособного понять язык и быть понятым. Несведущий в правилах и обычаях, к своему ужасу он обнаруживает, что пока он не выучит язык и не научится соответствующему поведению, он не сможет приспособиться. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывая влияние на него, способствуют его социализации. Наблюдая за своим окружением, ребенок оценивает, и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения, того что от него требуют, и того как он может приобрести «гражданство в новом мире». Путем наблюдений, исследований, путем проб и ошибок, и получения обратной связи от окружающих он понимает, какое поведение получает одобрение, а какое – неодобрение, каким образом он может достичь значимости. Ребенок при этом не является пассивным приемником семейного влияния. Он активно и творчески занят изменением своего окружения, “воспитанием” своих братьев и сестер, и даже своих родителей (Mosak, 1980). Он хочет принадлежать, быть частью, иметь значимое слово.

Каждый ребенок ищет значимости. Он не стесняется в средствах для достижения цели в семейной иерархии, выискивая себе “место под солнцем”. Один из братьев или сестер становится “лучшим” ребенком, другой “самым худшим”. Быть любимчиком помогают принадлежность к предпочтительному в данной семье полу, идентификация себя с одним из родителей или одним из братьев или сестер или заключение союза с одним из них. Все это может дать основу для ощущения своего места. Другими способами укрепления своего положения являются умственные недостатки, физическая ущербность и т.д..

Крайне важным для ребенка является положение ребенка в семейной иерархии. Чаще всего, первый ребенок консервативен, а второй - бунтарь. Обычно ребенок является или принцем или тем, который встает на цыпочки, чтобы взглянуть поверх предшествующих братьев или сестер. Если эти общие характеристики хоть в какой-то степени соответствуют действительности, то в самом лучшем случае они представлены в виде статистических вероятностей, а не как определяющие особенности. Учет порядка рождения игнорирует положение ребенка в семье с точки зрения пола. В семьях из двух детей возможны различные конфигурации: мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка и девочка-мальчик, при этом старшие и младшие не обладают сходными характеристиками.

Последователи Адлера предпочитают изучать иерархию семьи с точки зрения психологического положения. Эту точку зрения иллюстрирует простой пример. Возьмем двух братьев или сестер с десятью годами разницы в возрасте. Если рассматривать по порядку рождения, то их следует считать первым ребенком и вторым ребенком. С точки зрения последователя Адлера, психологическое положение каждого, скорее всего, было бы положением единственного ребенка, при этом, возможно, что старший ребенок для младшего исполняет функции дополнительной родительской фигуры. Выделенные курсивом термины “скорее всего” и “возможно” использованы специально, чтобы показать, что:

1. Адлерианцы не признают ригидные причинно-следственные связи между семейным расположением и особенностями сиблингов;

2. Связи могут быть понять только из контекста, т.е. когда известен климат в семье и полная конфигурация всех факторов в семейной иерархии.

Когда Адлер отваживался давать предсказание, он всегда любил напоминать своим студентам: “К тому же все может оказаться совершенно иначе”.

Поиск значимости и вытекающее из этого сиблинговое соперничество отражает ценности конкурирующего общества, которое поощряет быть первыми, быть выше, быть популярными, быть атлетичными, быть “настоящими” мужчинами, “никогда не терять духа” и т.д. Каждый ребенок должен наметить для себя границы “территории”, которая включает в себя те атрибуты или способности, которые, как он надеется, дадут ему чувство значимости. Если при оценке своих возможностей (способностей, мужества и уверенности) он придет к убеждению, что он сможет достичь этого места при помощи приемлемых средств, то он будет добиваться “полезной стороны жизни”. Если же он почувствует, что не сможет таким образом достичь своей цели, то он теряет мужество и в своих усилиях начинает полагаться на деструктивное действие.

 

 


Учитывая эти правила, можно дать наиболее общие характеристики, свойственные детям, в связи с порядком рождения.

ü старшие дети: самостоятельны, инициативны, независимы, стремятся заслужить одобрение взрослых и значимых людей, легко адаптируются к взрослому миру, как правило, хорошо учатся; Эти люди любят командовать, управлять, обладают развитой конкурентоспособностью. Часто они становятся: управленцами, учителями, администраторами, директорами школ и т.п. Обычно это когнитивно направленные люди.

ü единственные дети: по своим психологическим характеристикам похожи на старших. Отличием является их неумение работать в команде. При принятии групповых решений, если они противоречат их мнению, стремятся изолироваться. Как правило, их реакция на конфликт - уход, так как отсутствует опыт конструктивного разрешения конфликта. Они предпочитают род деятельности, в котором они могут проявить себя в одиночку;

ü второй ребенок: радикально отличается от старшего. Он часто занимает психологическую позицию бунтаря;

ü средние дети: часто они живут под девизом «жизнь ко мне не справедлива». Они могут занимать одну из двух позиций: жалобщика или миротворца. Это люди, которые всю жизнь ищут справедливости. Их профессии, как правило, тоже связаны с восстановлением справедливости: юристы, врачи, мед. сестры, психологи, учителя);

ü младшие дети: иногда на всю жизнь остаются "вечными детьми". Часто за маской "малыша" скрывается умелый манипулятор, заставляющий все окружение заниматься только собой. Эти как правило, более творческие люди, занимают созерцательную позицию, артистичны. Часто их профессии связаны с искусством;

ü близнецы: их психологическая позиция определяется родителями, и состоянием здоровья. Семейные рассказы и воспоминания об их рождении и детстве, определяют, кто в паре близнецов старший, кто младший.

Психологическая позиция ребенка, является условной конструкцией, Однако, именно она, вместе с другими составляющими, образует стиль жизни.

Вопросы для самопроверки

Среди тезисов индивидуальной психологии Адлера приведен один неверный, найдите его:

а) Индивидуум представляет собой единое самосогласующееся целое

б) Человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству

в) Человек является интегральной составной частью социума

г) Индивидуум не должен и не может рассматриваться в контексте социума

д) Поведение индивидуума определяется его собственной схемой апперцепции

е) Индивидуум является творческой и самоопределяющейся целостностью

Ответ - г). Неверное утверждение – г) все остальные верны.

 

Дополнительная литература

1. А.Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., Академический проект, 2015, - 240 с.

2. А.Адлер Наука о характерах, понять природу человека - М., Академический проект, 2015, - 248 с.

Глоссарий.

Индивидуальная психология. Теория личности А. Адлера, подчеркивающая уникальность каждого индивидуума и процессов преодоления недостатков и стремления к достижению жизненных целей.

Порядок рождения. Порядковая позиция в зависимости от появления на свет играет важную роль в формировании стиля жизни.

Стиль жизни. Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов адаптации к реальности, обеспечивающая постоянство поведения индивидуума.

Стремление к превосходству -движущая сила, лежащую в основе поведения человека, направленного на преодоление недостатков и раскрытие потенциала. Комплекс превосходства - тенденция преувеличивать собственную значимость для преодоления постоянного ощущения неполноценности.

Фикционный финализм. Термин, обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности. Комплекс неполноценности - глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми, лежащее в основе дефектных, ошибочных установок и поведения.

Презентация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.013 с.)