Лекция 3 Понятие личность в индивидуальной психологии Альфреда Адлера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3 Понятие личность в индивидуальной психологии Альфреда Адлера



Лекция 3 Понятие личность в индивидуальной психологии Альфреда Адлера

Чувство неполноценности и компенсация. Органическая неполноценность. Отверженность Избалованность. Стремление к превосходству и его формы. Комплекс превосходства. Стремление к цели. Фикционный финализм. Стиль жизни Жизненные задачи. Типология установок, обусловленных стилем жизни. Психологически здоровый или нормальный индивидуум. Социальный интерес. Творческое Я.Семья и порядок рождения.

Методические рекомендации к изучению темы: При изучении темы следует помнить об основных положениях индивидуальной психологии А.Адлера:

Ø Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Термин «individuum» (лат.) означает «неделимый». Отсюда и название индивидуальной психологии. Все проявления жизненной активности в мышлении, чувствах, действиях, в сознании и бессознательном рассматриваются в соотношении с личностью в целом. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер назвал «стиль жизни».

Ø Жизнь как активное стремление к совершенству, движение в направлении роста и развития. Люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а тянутся вперед в движении к индивидуально выбираемым личностно значимым жизненным целям. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу.

Ø Индивидуум как творческое целое. Индивидуум – нечто большее, чем только продукт биологических и социальных влияний. Люди обладают творческой силой – свободная, осознанная активность является их определяющей чертой. Убежденность в творческой природе и свободе человека позволяет считать А. Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

Ø Социальная принадлежность индивидуума. Человек – это составная часть больших систем – семьи, сообщества. Все его поведение происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.

Ø Индивидуальная субъективность. Люди живут в субъективном мире, в соответствии с собственной «схемой апперцепции». Они мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение.

А.Адлер сформулировал экономичную теорию личности, в основании которой лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов.

При изучении материала следует знать основные категории: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) фикционный финализм; 4) стиль жизни; 5) социальный интерес; 6) творческое Я; 7) порядок рождения.

 



Жизненные задачи.

Перед каждым человеком в жизни стоят три задачи: любовь, работа, дружба. Каждая из этих задач социальна по своей природе, требует для успешного решения сотрудничества с другими людьми. Ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (А.Адлер).

Стиль жизни

Понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни – это система характеристик, определяемая чувством неполноценности и попытками его компенсации.

Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

 

Но стиль жизни – это не то же самое, что эти чувства и компенсации, это скорее привычки и личностные черты, сформировавшиеся на их основе. Жизненный стиль включает ориентирующую цель индивида, представления о себе, представления о других, о мире в целом, а также этические убеждения. Это своеобразная когнитивная карта, которая позволяет осмыслить, понять окружающий мир, отреагировать на него, функционировать в нем. Жизненный стиль - целостное образование, поняв его, можно составить представление о функционировании личности. Стиль жизни аналог «типа личности, эго, самости». В качестве основания для выбора стиля жизни Адлер выделяет чувство неполноценности, структуру семьи и семейную атмосферу.

 

Стиль жизни прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, впоследствии почти не поддается серьезным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это только развитие основной структуры, заложенной в раннем детстве. От стиля жизни зависит то, каким сторонам жизни и окружения человек уделяет внимание. Все психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте стиля жизни. Стиль жизни это инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой. Он в значительной степени является бессознательным. Используя эту своеобразную «когнитивную карту», человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт, предсказывать и контролировать его.

 
 

 


 

Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. Например, человек убежден, что нуждается в сильных переживаниях. Это убеждение становится основанием выбора профессии актера, автогонщика, исследователя или приводит к «поведенческому отреагированию». Такое убеждение может в дальнейшем привести как к попаданию в затруднительные или волнующие положения, к участию в творческих мероприятиях или к научным открытиям. Иными словами при одном и том же стиле жизни человек может выбирать полезное или бесполезное поведение. Адлерианцы выделяют четыре типа стиля жизни: активно конструктивный, пассивно конструктивный, активно деструктивный и пассивно деструктивный.

 

 
 

 


 

 
 
В зависимости от степени трансформации стиля жизни адлерианцы разделяют психотерапию и психологическое консультирование. Психотерапия направлена на изменение стиля жизни; а психологическое консультирование на изменение поведения при существующем стиле жизни.


Фикционный финализм

Термин фикционный финализм подчеркивает мотивационный характер явлений или признаков, составляющих стили жизни. Слово "финализм" обозначает достижение цели или целевого состояния и тенденцию двигаться в этом направлении. Так как выбранные направления случайны и субъективны, их считают фикциями. Слово "фикционный" является ключевым, оно показывает, что то, чего человек стремится достичь, – это идеал или фикция, потому что это не потенциальные возможности, основанные на генетическом проекте. Наиболее абстрактный и обобщенный идеал – это совершенство.

Какое из утверждений лучше всего передает понятие «фикционный финализм»

а) Полное отождествление «реального» и «идеального Я»

б) Диссимуляция клиентом сохраняющихся проблем

в) Убежденность терапевта в завершенности терапевтического процесса

г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

 

Ответ: правильный ответ г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

Существуют четыре вида фикционных финализмов, или целей. К ним относятся:

Ø получение внимания и помощи

Ø власти

Ø отмщения

Ø требование оставить в покое

Фикционные финализмы «цели» Стили жизни
Активные Пассивные
Конструктивные цели
Получение внимания и помощи Честолюбие Обаяние
Деструктивные цели
Получение внимания и помощи Надоедливость Лень
Власти Непокорность Упрямство
Отмщения Злоба Пассивная агрессивность
Требование оставить в покое Клевета Отчаяние

 

 
 

 

 


Классификация личностей

А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку. Выделение личностных типов возможно только в результате грубого обобщения.

Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал А.Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. Адлер напоминает, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу.

Получающий (Берущий) тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них не выражен социальный интерес. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Психологически здоровый или нормальный индивидуум – это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и решению жизненных задач. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место в мире, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». У него твердое знание того, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими. Прежде всего, он отказывается от ложных ценностей, которые проецируются и навязываются ему культурой и пытается заменить их ценностями, соответствующими «железной логике социальной жизни». А.Адлер считает, что такой личности не существует, это некий идеал, к которому следует стремиться.

Социальный интерес

В упрощенном виде социальный интерес означает "умение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человека". Более сложное определение социального интереса гласит, что он "означает, в частности, интерес к сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно определению, приведенному в Словаре Вебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или универсальной форме или природе). Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию, сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Каждый человек обладает социальным интересом в некоторой степени, так как он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывается и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса, и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Правильное воспитание превращает инстинктивные потребности в близости в сознательный интерес и заботу о благополучии сначала родных, а затем и всех других людей. В подростковом возрасте к этому добавляется потребность приносить пользу и вносить свой вклад в будущее благополучие человечества.

Общественное чувство (социальный интерес). На немецком языке - Gemeinschaftsgefiihl — дух солидарности, общности; Gemeinsinn — чувство солидарности, коллективизма. Социальный интерес, или общественное чувство, — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие (А.Адлер)  

 

Переживания человека в раннем детстве влияют на превращение инстинктивного чувства в сознательный интерес к здоровью и благополучию людей Земли, а также всего космоса (Urich M. F., 1990). Основа социального интереса – ценностное отношение к жизни. Социальный интерес рассматривается одновременно как процесс, и как направленность на объект (Ansbacher H. L, 1968).

Социальный интерес - это способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» (А.Адлер).  
Социальный интерес как процесс – это процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма.

 

Социальный интерес направлен на субсоциальные, социальные и супрасоциальные объекты.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности: природа, наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес бескорыстный и самозабвенный, независимый от «Я». Такая заинтересованность важна для развития знаний и навыков, это база для будущего личного вклада в развитие человечества.

2. Социальные объекты — все живое. Интерес к таким объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса.

3. Супрасоциалъные объекты - Вселенная, мир в целом. Интерес к супрасоциальным объектам - это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью» (А.Адлер).

Вопрос для самопроверки

Ребенок, играя с котенком, причиняет ему боль. На какой стадии развития социального интереса он находится?

а) социальной

б) субсоциальной

Ответ: б) субсоциальной. Находясь на субсоциальной стадии развития социального интереса, ребенок может с интересом играть с котенком и при этом мучить его. На социальной стадии развития социального интереса ребенок более уважительно и трепетно относится к жизни.

В структуру социального интереса входят чувства, мысли и поведение.

Чувства

Ø Чувство принадлежности - ощущение, что ты член группы или групп.

Ø Чувство, что «ты здесь дома», - ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми.

Ø Чувство общности - ощущение, что тебя многое объединяет с другими людьми и ты во многом похож на них.

Ø Вера в других - чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее.

Ø Мужество быть несовершенным - ощущение того, что это естественно - делать ошибки и что не надо быть всегда «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях.

Ø Ощущение себя человеком - чувство, что ты являешься частью всего человечества.

Ø Оптимизм - ощущение, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Мысли

Ø Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

Ø Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

Ø Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

Ø Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

Ø Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

Поведение

Ø Помощь — готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям.

Ø Щедрость — готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.

Ø Участие — присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней.

Ø Уважение — готовность признавать чужие права, знания и опыт.

Ø Сотрудничество — стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы.

Ø Компромисс (гибкость) - готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов.

Ø Эмпатия — умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства.

Ø Ободрение — способность воодушевить, мотивировать других людей.

Ø Преобразование — улучшение социальных условий к общей пользе

 

Задание для самопроверки.

Измерьте свой социальный интерес с помощью шкалы «социального интереса» Инструкция: В каждой паре личностных черт, представленных в строках таблицы, выберите качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочитаете обладать. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: на самом деле ни одна пара не повторится.

Шкала социального интереса

№ п/п Я предпочел бы быть
  Одаренным воображением Рациональным
  Полезным Сообразительным
  Умелым Сопереживающим другим
  Уравновешенным Продуктивным
  Интеллектуальным Деликатным
  Надежным Честолюбивым
  Уважающим других Оригинальным
  Творческим Здравомыслящим
  Великодушным Особенным
  Ответственным Оригинальным
  Способным Принимающим других
  Заслуживающим доверия Умудренным опытом
  Умелым Логически мыслящим
  Прощающим других Утонченным
  Продуктивным Уважающим других
  Практичным Уверенным в своих силах
  Способным Независимым
  Энергичным Способным сотрудничать
  Одаренным воображением Полезным
  Реалистичным Высоконравственным
  Деликатным Умудренным опытом
  Сопереживающим другим Особенным
  Честолюбивым Терпеливым
  Трезвомыслящим Сообразительным

Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов:

в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.

Творческое Я

Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди – это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности. В конечном счете, только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Семья и порядок рождения.

Семейная система представляет собой первичное социальное окружение растущего ребенка, его положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране – неспособного понять язык и быть понятым. Несведущий в правилах и обычаях, к своему ужасу он обнаруживает, что пока он не выучит язык и не научится соответствующему поведению, он не сможет приспособиться. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывая влияние на него, способствуют его социализации. Наблюдая за своим окружением, ребенок оценивает, и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения, того что от него требуют, и того как он может приобрести «гражданство в новом мире». Путем наблюдений, исследований, путем проб и ошибок, и получения обратной связи от окружающих он понимает, какое поведение получает одобрение, а какое – неодобрение, каким образом он может достичь значимости. Ребенок при этом не является пассивным приемником семейного влияния. Он активно и творчески занят изменением своего окружения, “воспитанием” своих братьев и сестер, и даже своих родителей (Mosak, 1980). Он хочет принадлежать, быть частью, иметь значимое слово.

Каждый ребенок ищет значимости. Он не стесняется в средствах для достижения цели в семейной иерархии, выискивая себе “место под солнцем”. Один из братьев или сестер становится “лучшим” ребенком, другой “самым худшим”. Быть любимчиком помогают принадлежность к предпочтительному в данной семье полу, идентификация себя с одним из родителей или одним из братьев или сестер или заключение союза с одним из них. Все это может дать основу для ощущения своего места. Другими способами укрепления своего положения являются умственные недостатки, физическая ущербность и т.д..

Крайне важным для ребенка является положение ребенка в семейной иерархии. Чаще всего, первый ребенок консервативен, а второй - бунтарь. Обычно ребенок является или принцем или тем, который встает на цыпочки, чтобы взглянуть поверх предшествующих братьев или сестер. Если эти общие характеристики хоть в какой-то степени соответствуют действительности, то в самом лучшем случае они представлены в виде статистических вероятностей, а не как определяющие особенности. Учет порядка рождения игнорирует положение ребенка в семье с точки зрения пола. В семьях из двух детей возможны различные конфигурации: мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка и девочка-мальчик, при этом старшие и младшие не обладают сходными характеристиками.

Последователи Адлера предпочитают изучать иерархию семьи с точки зрения психологического положения. Эту точку зрения иллюстрирует простой пример. Возьмем двух братьев или сестер с десятью годами разницы в возрасте. Если рассматривать по порядку рождения, то их следует считать первым ребенком и вторым ребенком. С точки зрения последователя Адлера, психологическое положение каждого, скорее всего, было бы положением единственного ребенка, при этом, возможно, что старший ребенок для младшего исполняет функции дополнительной родительской фигуры. Выделенные курсивом термины “скорее всего” и “возможно” использованы специально, чтобы показать, что:

1. Адлерианцы не признают ригидные причинно-следственные связи между семейным расположением и особенностями сиблингов;

2. Связи могут быть понять только из контекста, т.е. когда известен климат в семье и полная конфигурация всех факторов в семейной иерархии.

Когда Адлер отваживался давать предсказание, он всегда любил напоминать своим студентам: “К тому же все может оказаться совершенно иначе”.

Поиск значимости и вытекающее из этого сиблинговое соперничество отражает ценности конкурирующего общества, которое поощряет быть первыми, быть выше, быть популярными, быть атлетичными, быть “настоящими” мужчинами, “никогда не терять духа” и т.д. Каждый ребенок должен наметить для себя границы “территории”, которая включает в себя те атрибуты или способности, которые, как он надеется, дадут ему чувство значимости. Если при оценке своих возможностей (способностей, мужества и уверенности) он придет к убеждению, что он сможет достичь этого места при помощи приемлемых средств, то он будет добиваться “полезной стороны жизни”. Если же он почувствует, что не сможет таким образом достичь своей цели, то он теряет мужество и в своих усилиях начинает полагаться на деструктивное действие.

 

 


Учитывая эти правила, можно дать наиболее общие характеристики, свойственные детям, в связи с порядком рождения.

ü старшие дети: самостоятельны, инициативны, независимы, стремятся заслужить одобрение взрослых и значимых людей, легко адаптируются к взрослому миру, как правило, хорошо учатся; Эти люди любят командовать, управлять, обладают развитой конкурентоспособностью. Часто они становятся: управленцами, учителями, администраторами, директорами школ и т.п. Обычно это когнитивно направленные люди.

ü единственные дети: по своим психологическим характеристикам похожи на старших. Отличием является их неумение работать в команде. При принятии групповых решений, если они противоречат их мнению, стремятся изолироваться. Как правило, их реакция на конфликт - уход, так как отсутствует опыт конструктивного разрешения конфликта. Они предпочитают род деятельности, в котором они могут проявить себя в одиночку;

ü второй ребенок: радикально отличается от старшего. Он часто занимает психологическую позицию бунтаря;

ü средние дети: часто они живут под девизом «жизнь ко мне не справедлива». Они могут занимать одну из двух позиций: жалобщика или миротворца. Это люди, которые всю жизнь ищут справедливости. Их профессии, как правило, тоже связаны с восстановлением справедливости: юристы, врачи, мед. сестры, психологи, учителя);

ü младшие дети: иногда на всю жизнь остаются "вечными детьми". Часто за маской "малыша" скрывается умелый манипулятор, заставляющий все окружение заниматься только собой. Эти как правило, более творческие люди, занимают созерцательную позицию, артистичны. Часто их профессии связаны с искусством;

ü близнецы: их психологическая позиция определяется родителями, и состоянием здоровья. Семейные рассказы и воспоминания об их рождении и детстве, определяют, кто в паре близнецов старший, кто младший.

Психологическая позиция ребенка, является условной конструкцией, Однако, именно она, вместе с другими составляющими, образует стиль жизни.

Вопросы для самопроверки

Среди тезисов индивидуальной психологии Адлера приведен один неверный, найдите его:

а) Индивидуум представляет собой единое самосогласующееся целое

б) Человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству

в) Человек является интегральной составной частью социума

г) Индивидуум не должен и не может рассматриваться в контексте социума

д) Поведение индивидуума определяется его собственной схемой апперцепции

е) Индивидуум является творческой и самоопределяющейся целостностью

Ответ - г). Неверное утверждение – г) все остальные верны.

 

Дополнительная литература

1. А.Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., Академический проект, 2015, - 240 с.

2. А.Адлер Наука о характерах, понять природу человека - М., Академический проект, 2015, - 248 с.

Глоссарий.

Индивидуальная психология. Теория личности А. Адлера, подчеркивающая уникальность каждого индивидуума и процессов преодоления недостатков и стремления к достижению жизненных целей.

Порядок рождения. Порядковая позиция в зависимости от появления на свет играет важную роль в формировании стиля жизни.

Стиль жизни. Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов адаптации к реальности, обеспечивающая постоянство поведения индивидуума.

Стремление к превосходству -движущая сила, лежащую в основе поведения человека, направленного на преодоление недостатков и раскрытие потенциала. Комплекс превосходства - тенденция преувеличивать собственную значимость для преодоления постоянного ощущения неполноценности.

Фикционный финализм. Термин, обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности. Комплекс неполноценности - глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми, лежащее в основе дефектных, ошибочных установок и поведения.

Презентация

Ответ: ситуация по отношению к болезням в семьях детей (получение вторичной выгоды от болезни – внимания, ухода, подарков, сладостей и т.д.) может повлиять на формирование в дальнейшем стиля жизни «уход в болезнь». Когда ради получения внимания и помощи, человек готов терпеть физические страдания и ограничения. Мир ограничивает меня, но я знаю метод, как на него повлиять. Я маленький, зависимый, слабый, но у меня есть действенный метод. Хорошо быть красивым - когда меня намажут, я красивый (похож на леопарда и т.д.). В более широком смысле, данная позиция дает превосходство (страдаю) и оправданное получение выгоды (за страдания). Хотя в данном разговоре детей Я-идеал и картина мира полноценно не отражены.

 

Лекция 3 Понятие личность в индивидуальной психологии Альфреда Адлера

Чувство неполноценности и компенсация. Органическая неполноценность. Отверженность Избалованность. Стремление к превосходству и его формы. Комплекс превосходства. Стремление к цели. Фикционный финализм. Стиль жизни Жизненные задачи. Типология установок, обусловленных стилем жизни. Психологически здоровый или нормальный индивидуум. Социальный интерес. Творческое Я.Семья и порядок рождения.

Методические рекомендации к изучению темы: При изучении темы следует помнить об основных положениях индивидуальной психологии А.Адлера:

Ø Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Термин «individuum» (лат.) означает «неделимый». Отсюда и название индивидуальной психологии. Все проявления жизненной активности в мышлении, чувствах, действиях, в сознании и бессознательном рассматриваются в соотношении с личностью в целом. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер назвал «стиль жизни».

Ø Жизнь как активное стремление к совершенству, движение в направлении роста и развития. Люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а тянутся вперед в движении к индивидуально выбираемым личностно значимым жизненным целям. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу.

Ø Индивидуум как творческое целое. Индивидуум – нечто большее, чем только продукт биологических и социальных влияний. Люди обладают творческой силой – свободная, осознанная активность является их определяющей чертой. Убежденность в творческой природе и свободе человека позволяет считать А. Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

Ø Социальная принадлежность индивидуума. Человек – это составная часть больших систем – семьи, сообщества. Все его поведение происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.

Ø Индивидуальная субъективность. Люди живут в субъективном мире, в соответствии с собственной «схемой апперцепции». Они мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение.

А.Адлер сформулировал экономичную теорию личности, в основании которой лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов.

При изучении материала следует знать основные категории: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) фикционный финализм; 4) стиль жизни; 5) социальный интерес; 6) творческое Я; 7) порядок рождения.

 





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.091 с.)