Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Невротические потребности личности
Порочный круг
Сравнение взглядов З.Фрейда и К.Хорни
З.Фрейд
| К.Хорни
| «механистически-эволюционистское» направление (по словам К.Хорни)
| «эволюционистское» направление
| «в процессе развития ничего нового не рождается», то, что «мы видим сейчас, это то же старое, только в другой форме»
| «вещь, существующая сегодня, не существовала в той же форме с самого начала, а стала такой, пройдя некоторые стадии. Эти предшествующие стадии, может, и вовсе не напоминали форм настоящего, но настоящее непредставимо без предшествующих стадий».
| ничего нового не происходит с человеком после 5 лет и позднейшие реакции и переживания просто повторяют более ранние
| глубокое влияние ранних детских переживаний не препятствует дальнейшему развитию
| Доктрина о безвременности бессознательного - детские переживания и поведение взрослого человека – взаимосвязаны. Скрытые в детстве страхи, желания или опыт не претерпевают никаких изменений по мере роста и накопления опыта. Это положение создало базу для понятия фиксации (fixation), относящегося к окружению человека в раннем детстве — его отцу, матери, переживаниях на всех стадиях развития либидо. Концепция фиксации позволяет рассматривать дальнейшие привязанности или формы поведения как повторение прошлого, пребывающего в бессознательном скрыто и неизменно.
| Ранние детские переживания не только порождают фиксации, которые заставляют нас повторять предыдущие паттерны поведения, но и обусловливают наше восприятие и реакцию на внешний мир. На них также влияет и весь последующий опыт, который в конце концов выливается в наши взрослые защитные стратегии и образует структуру характера. Самые первые переживания могут повлиять сильнее последующих, так как именно они определяют направление развития, однако характер взрослого человека есть продукт всех прежних взаимодействий между психической структурой и окружением.
| связывает причины невроза с немногими детскими переживаниями, в основном сексуального характера
| видит причину неврозов в сумме всех детских переживаний и опыта: различных событий, отношений со сверстниками, отношений в семье, когда ребенок чувствует себя неуверенным, нелюбимым, неоцененным, что создает основу для базальной тревоги. Тревога ведет к развитию защитных стратегий, формирующих структуру невротического типа, которая является причиной трудностей в дальнейшей жизни. Сексуальные проблемы, скорее, результат, а не причина личностных проблем.
|
Основные положения теории К.Хорни
| Мысль Хорни развивалась по трем направлениям:
1) ее ранние эссе о женской психологии;
2) большая важность факторов культуры и нарушений в межличностных взаимоотношениях по сравнению с биологическими факторами в возникновении неврозов;
3) межличностные и интрапсихические защиты, помогающие преодолевать тревогу.
| Начало развитию гуманистической психологии, основанной на положении, что здоровые цели и ценности жизни рождаются в процессе самореализации. Вера в потенциал человеческого психического роста, на основе собственного опыта, и признание трудностей достижения этого потенциала.
| Признание многих идей З.Фрейда, но протест против предвзятого отношения к женщинам, которое усиливает их обесценивание
| Женская точка зрения на расстройства отношений между полами и различия мужчин и женщин. Девушки и женщины обладают собственными паттернами развития, которые надо понимать, исходя из них самих, не сравнивая их с мужскими паттернами. Женщины больше завидуют мужским привилегиям, а не пенису. Возможность развивать свои человеческие способности нужна как мужчинам, так и женщинам.
| Невроз представляет собой набор защитных реакций на базовую тревогу. Смещает фокус с инфантильных источников структуры характера на культурные
| Структурный подход в теории и практике. Рассмотрение внутренних конфликтов и защит человека в данный момент времени. Объяснение настоящего в поведении человека не нуждается в реконструкции событий прошлого
| Развитие не останавливается на возрасте 5 лет, последующие реакции и переживания человека вытекают из предшествующих, ноне исчерпываются ими
| События прошлого содержатся в настоящем, как часть процесса развития, а не простое повторение. Детские переживания определяют направление развития, обусловливая реакцию на окружающее, однако они не обязательно порождают фиксации, заставляющие нас повторять прежние паттерны
| Люди используют три базовые стратегии для преодоления базальной тревоги: они двигаются к людям и принимают решение в пользу уступчивости; двигаются против людей и принимают агрессивное и экспансивное решение; двигаются от людей, становясь отчужденными и обособленными. В рамках экспансивного решения существуют три типа людей: люди нарциссистского, перфекционистского и надменно-мстительного типов.
| К.Хорни вводит термин «система гордости», подразумевающий невротическую гордость, невротические притязания, тиранические долженствования, преувеличенную ненависть к себе. К возникновению системы гордости приводит идеализация нашего «я».
| Динамика: конфликты развиваются в соответствии с их циклами, порождают колебания, противоречия и ненависть к себе. В системе гордости существует конфликт между долженствованиями и колебания между презираемым и идеализированным «я».
| энергия смещается с развития реальных возможностей к реализации возвеличенной концепции «себя самого». Поведение направлено на воплощение идеализированного образа, что в свою очередь, порождает систему гордости.
| Идеи К.Хорни нашли применение не только в клинической психологии, но и в области литературы, культуры, в жанре биографий, в исследованиях проблем пола, так же как в религии и философии.
|
|