Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.



Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.

Биография. Развитие личности. Реальное «Я». Роль родителей в развитии личности ребенка. Структура невроза. Базальная тревога. Невротические потребности. Межличностные защитные стратегии. Интрапсихические защитные стратегии. Главный внутренний конфликт.

 

Методические рекомендации к изучению темы:

К Хорни развивала собственную версию психоанализа. Ее отличительными чертами были роль культуры в развитии ребенка, концепция невроза как ряда защитных реакций на базальную тревогу, структура личности в текущий момент времени.

Изучая теорию К.Хорни, следует обратить на то, что она:

Ø расходилась с ортодоксальной фрейдовской позицией о том, что биологическая природа женщин предопределяет их бессознательную «зависть к пенису»;

Ø считала, что социокультурные условия оказывают серьезное влияние на развитие и функционирование индивидуума;

Ø утверждала, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Ø сместила акцент с прошлого на настоящее, как в теории, так и в клинической практике. Заменила генетический подход структурным, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций и внутренних конфликтов.

В теории К. Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. Решающим фактором развития личности считались социальные отношения между ребенком и родителями, касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

«Невротический процесс – это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека». Карен Хорни.  

Биография

Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в окрестностях Гамбурга в Германии. Среднее образование получила в приходской школе, но вместо религиозности образование у нее вызвало отторжение от религии и склонность к атеизму. К 12 годам она определилась в своем желании посвятить себя медицине. В 1906 году поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет, позже перевелась в Университет Геттингена, а перед выпуском в университет Берлина. Она проходила личный психоанализ у Ханса Сакса, одного из сподвижников З.Фрейда. Начав заниматься анализом у Карла Абрахама, получила квалификацию обучающего аналитика. С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. В 1920 году К.Хорни становится одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В 1932 году эмигрировала в США, где по приглашению Франца Александера работала заместителем директора Чикагского Института Психоанализа. После публикации книги «Невротическая личность нашего времени», покинула институт из-за разногласия с З.Фрейдом. До конца жизни К.Хорни вела активную деятельность. В декабре 1952 года умерла от онкологического заболевания.

Развитие личности

К.Хорни не разделяла взглядов З.Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует направленность развития личности. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Ведущими потребностями ребенка являются:

Ø потребность в удовлетворении (всех биологических нужд)

Ø потребность в безопасности.

Реальное «я»

Реальное «я» - это ряд врожденных возможностей - в противоположность идеальному «я», недостижимому в принципе. К ним относятся темперамент, таланты, способности и склонности, наследственно предопределенные, но развивающиеся в необходимых условиях. Условиями, необходимыми для будущей самореализации являются: атмосфера тепла, возможность выражать свои мысли и чувства, доброжелательность окружающих, удовлетворение потребностей. Если неврозы родителей препятствуют созданию таких условий, у ребенка возникает базальная тревога, мешающая ему искренне относиться к другим людям и вынуждающая его прибегать к межличностным защитным стратегиям. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего реального «я».

Базальная тревога

К.Хорни утверждала, что тревога не является необходимым компонентом в психике человека, она возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Выраженная базальная тревога у ребенка приводит к формированию невроза у взрослого.

Структура невроза

Патогенные условия развития в детстве, а не фрустрация либидозных желаний, приводит к тому, что заставляют детей чувствовать себя неуверенно или считать себя нелюбимыми и ненужными. При этом у них развивается базальная тревога - чувство беспомощности в потенциально враждебном мире. От этого чувства человек стремится избавиться, прибегая к различным стратегиям защиты.

 

 

«[Базовая тревога возникает, когда] окружающее в целом пугает, потому что кажется небезопасным, лживым, неблагодарным, завистливым и безжалостным... Ребенок видит в окружающем угрозу своему развитию и препятствие законным желаниям и побуждениям. Ему кажется, что его индивидуальность хотят уничтожить, его свободу отобрать, а счастью воспрепятствовать. По сравнению со страхом кастрации этот страх не фантазия, а вполне обоснованная реальность» К.Хорни  

 

 


Защитные стратегии создают порочные круги: средство, направленное на снижение тревоги, только усиливают ее. Например, при неудовлетворении потребности в любви, она становится не насыщаемой, а требовательность и ревность ребенка препятствуют развитию настоящей привязанности. Дефицит любви формирует зависимость от других людей, а страх зависимости делает отношения уязвимыми.

Парадигма невроза. Расстройства во взаимоотношениях порождают базальную тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Эти стратегии саморазрушительны, так как они противоречат друг другу.

Невротические потребности

Чтобы справиться с чувствами дефицита безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок вынужден прибегать к различным защитным стратегиям. К. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Ø В любви и одобрении. Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

Ø В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все.

Ø В четких ограничениях Предпочтение жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

Ø Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

Ø В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, и желание перехитрить всех.

Ø В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

Ø В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

Ø В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

Ø В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; увеличение межличностной дистанции.

Ø В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

К. Хорни утверждала, что подобные потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротическая личность, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Она принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В своей книге "Наши внутренние конфликты" К. Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

 

Экспансивные решения

Стратегия экспансивных решений ориентирована на господство, успех, престиж и признание, отрицание беспомощности и страдания. Выделяются три вида таких решений - нарциссистские, перфекционистские и надменно-мстительные.

Нарциссистское решение - стремление получить власть путем очарования и восхищения, считать себя баловнем судьбы, одаренным выше среднего уровня. Такая стратегия состоит в том, чтобы постоянно подчеркивать свои достижения, подтверждать свою высокую самооценку и вызывать у окружающих восхищение и преданность. Если этого не удается, то такие люди переживают психологический кризис, так как плохо приспособлены к реальности.

Перфекционистское решение - гордость своей правотой и безупречностью, высокими моральными и интеллектуальными стандартами. Жить в соответствии с такими стандартами достаточно трудно, и пока это удается они считают себя вправе требовать того же от других людей. При любой ошибке возникает крайнее презрительное отношение к себе. Своими высокими стандартами они бросают вызов судьбе.

Надменно-мстительное решение - потребностьв мести и победе. В мире выживает более приспособленный, а сильный побеждает слабого. Они проявляют жесткость и упорство, считая любое проявление чувства признаком слабости. Они не рассчитывают, что кто-то что-то может им дать, и рассчитывают только на себя. Если их экспансия не удается, то у них проявляются тенденции к скромности, к самоуничижению.

Уход

Стратегия ухода состоит в отдалении от других, утверждаются ценности свободы, покоя и самодостаточности. Такие люди отдаляются и не пускают других в свою жизнь. Их сделка с судьбой состоит в том, что если они ничего не просят у других, то другие их не побеспокоят. Если они ничего не будут делать, то не потерпят неудачу. Если они мало ждут от жизни, они не разочаруются.

Все межличностные стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими.

Динамика

В системе гордости постоянно возникают конфликты между идеализированным и презираемым «я» и конфликтующими долженствованиями. Возникают порочные круги, когда защитные стратегии, использующиеся для облегчения тревоги, лишь усиливают ее. Одна из межличностных защитных стратегий, маскирующих базальную тревогу, выделяется: например, беспомощность в стратегии «уступчивость», враждебность в «экспансивеной» стратегии, изоляция в стратегии «ухода». Так как в стрессовых условиях вероятнее всего проявятся все эти чувства, человеку приходится вырабатывать все три защитных движения одновременно. Возникает конфликт, который К. Хорни называла базовым.

 

 

Базовый конфликт.Это выбор одной из трех видов защит: скромность, экспансивность, обособленность. Выбор защиты определяется взаимодействием факторов социального окружения и особенностей темперамента. Обычно используются все защиты, но доминирующей становится одна из них. Остальные уходят вглубь и действуют бессознательно, проявляясь скрытым или косвенным образом.  

 


Базовый конфликт не разрешается, он уходит вглубь. Когда скрытые тенденции по какой-либо причине проявляются, человек переживает сильнейшую тревогу и теряет мобильность. Однако, в ряде случаев, он может перейти к одной из подавленных защитных стратегий, что по сути представляет замену одного невротического решения другим.

Главный внутренний конфликт

Главный внутренний конфликт -конфликт между реальным «я» и системой гордости. «Реальное Я» ощущается как угроза «гордому Я», а оно, в свою очередь, отвечает «реальному Я» ненавистью. Жизнь в соответствии с «реальным Я» подразумевает прекращение стремления к славе и переход к менее экзальтированному существованию. «Гордое Я» поэтому видит в «реальном Я» угрозу самому своему бытию и с презрением обращается против него. Люди, посвятившие свою жизнь мечтам о славе, могут так никогда и не освободиться от привычки к самоидеализации.

1.Какие две потребности, согласно К. Хорни, характерны для детства:

а) Пищевая и сексуальная

б) Пищевая и коммуникативная

в) В удовлетворении и безопасности

г) В коммуникации и автономности

Ответ: в) в удовлетворении и безопасности

 

2.Какое из утверждений лучше описывает то, что К. Хорни называет «тиранией долга» у невротика:

а) Перфекционистсткие идеалы создают систему доминирующих в сознании императивов, затеняющих и вытесняющих реальные нужды и обязанности

б) Потенции Я настолько слабы, что индивид действует по законам внешнего долга

в) Эгоцентрическое стремление к удовольствию делает невротика зависимым от него

г) Собственная жизнь невротика оттеснена на периферию социальным долженствованием

Ответ а) Перфекционистсткие идеалы создают систему доминирующих в сознании императивов, затеняющих и вытесняющих реальные нужды и обязанности

 

Дополнительная литература

1.К.Хорни. Невротическая личность нашего времени – М.: РООИ «Реабилитация», 2013. -288 с.

2.К.Хорни. Новые пути в психоанализе. – М.: Академический проект, 2014. – 400 с.

 

Глоссарий

Базальная тревога – реакция на среду, которая угрожаетфизическому выживанию, фрустрирует желания и побуждения.

Базовый конфликт. Это выбор одной из трех видов защит: скромность, экспансивность, обособленность. Выбор защиты определяется взаимодействием факторов социального окружения и особенностей темперамента. Обычно используются все защиты, но доминирующей становится одна из них. Остальные уходят вглубь и действуют бессознательно, проявляясь скрытым или косвенным образом.

Идеализированный образ. Концепция «я», основанная на доминирующей межличностной защите и идеализированных чертах характера. Этот воображаемый образ, наделен преувеличенными чертами. Формирование идеализированного образа толкает человека на поиск славы, развивает невротические притязания, невротическую гордость, тиранические долженствования и ненависти к себе.

Надменно-мстительное решение. Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Люди, использующие эту стратегию, стремятся к мщению и победам. Они считают, что жизнь — это жестокая борьба, можно добиться поставленных целей, если не поддаваться на нежные чувства и не следовать традиционной морали.

Нарциссистское решение. Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Этот человек стремится достичь своих целей в жизни с помощью обаяния и восхищения собой. Сделка с судьбой состоит в том, что жизнь должна дать им то, что они хотят, если они будут следовать за своей мечтой и предъявлять к себе повышенные требования.

Невротическая гордость. Гордость чертами идеализированного образа. Она замещает реалистическую уверенность и самоуважение.

Невротические требования - требования, основанные на гордости. Они состоят в ожидании признания их величия со стороны других, они усиливают ранимость личности.

Перфекционистское решение. Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Будучи справедливыми, честными и обязательными, они ожидают такого же справедливого отношения к себе и от жизни в целом и от других людей.

Поиск славы -это стремление к реализации идеализированного «я». Каждая культура имеет свои особые системы гордости.

Реальное «я» -это возможное «я». Это понятие включает генетически детерминированный врожденный потенциал. Для его дальнейшего развития необходима благоприятная окружающая среда. Реальное «я» реализуется во взаимодействии с внешним миром и подвержено его влияниям. Это все не продукт обучения, так как нельзя научиться быть самим собой.

Сделка с судьбой. Это вера, сформированная нашими долженствованиями, вне зависимости от типа решения, если мы живем в соответствии с ними. Подчиняясь нашему внутреннему диктату, мы волшебным образом пытаемся воздействовать на внешнюю реальность.

Система гордости. Продукт нашего идеализированного образа. Состоит из невротической гордости, тирании долженствований и ненависти к себе. Она влияет на то, как мы работаем с другими людьми, может отравить любые отношения, которые перестают быть для нас источником роста и терапии. Систему гордости порождает идеализированный образ «я»; она является логическим завершением предыдущего развития, имеет свою собственную динамику, независимую от внешних событий.

Тирания долженствований -побуждение жить согласно грандиозной концепции самих себя. Саморазрушительная по природе, эта тирания стремится полностью уничтожить нашу индивидуальность. Долженствования определяются в основном ценностями и чертами характера, ассоциирующимися с доминантным решением.

Уступчивость -межличностная стратегия, позволяющая справиться с базальной тревогой и контролировать окружающих своей зависимостью от них. Это способ завоевать любовь и одобрение. Сделка этого решения состоит в том, что человек, живущий в соответствии с ней, получит многое от судьбы и от других людей, если не станет стремиться к собственной выгоде и славе и будет добрым, скромным и любящим.

Уход -межличностная стратегия - способ справиться с базальной тревогой, двигаясь прочь от людей. Люди этого типа заключают трехстороннюю сделку с судьбой: другие не будут их трогать, если они ничего не попросят; они не потерпят неудачу, если ничего не будут пытаться сделать, и не разочаруются, если не будут ожидать от жизни многого.

Чувство справедливости – это ожидание, подкрепленное сделкой с судьбой, связанной с нашим доминирующим решением.

Экспансивные решения -межличностные стратегии- способ справиться с тревогой, двигаясь против людей или заняв агрессивную позицию по отношению к ним. Людей, использующих эти стратегии, привлекает не любовь, а господство. Так как они стыдятся страдания, беспомощность для них — настоящее проклятие. Три типа людей разделяют это решение: нарциссистский тип, перфекционистский и надменно-агрессивный.

 

Презентация

Порочный круг

 

 

 

Сравнение взглядов З.Фрейда и К.Хорни

З.Фрейд К.Хорни
«механистически-эволюционистское» направление (по словам К.Хорни) «эволюционистское» направление
«в процессе развития ничего нового не рождается», то, что «мы видим сейчас, это то же старое, только в другой форме» «вещь, существующая сегодня, не существовала в той же форме с самого начала, а стала такой, пройдя некоторые стадии. Эти предшествующие стадии, может, и вовсе не напоминали форм настоящего, но настоящее непредставимо без предшествующих стадий».
ничего нового не происходит с человеком после 5 лет и позднейшие реакции и переживания просто повторяют более ранние глубокое влияние ранних детских переживаний не препятствует дальнейшему развитию
Доктрина о безвременности бессознательного - детские переживания и поведение взрослого человека – взаимосвязаны. Скрытые в детстве страхи, желания или опыт не претерпевают никаких изменений по мере роста и накопления опыта. Это положение создало базу для понятия фиксации (fixation), относящегося к окружению человека в раннем детстве — его отцу, матери, переживаниях на всех стадиях развития либидо. Концепция фиксации позволяет рассматривать дальнейшие привязанности или формы поведения как повторение прошлого, пребывающего в бессознательном скрыто и неизменно. Ранние детские переживания не только порождают фиксации, которые заставляют нас повторять предыдущие паттерны поведения, но и обусловливают наше восприятие и реакцию на внешний мир. На них также влияет и весь последующий опыт, который в конце концов выливается в наши взрослые защитные стратегии и образует структуру характера. Самые первые переживания могут повлиять сильнее последующих, так как именно они определяют направление развития, однако характер взрослого человека есть продукт всех прежних взаимодействий между психической структурой и окружением.
связывает причины невроза с немногими детскими переживаниями, в основном сексуального характера видит причину неврозов в сумме всех детских переживаний и опыта: различных событий, отношений со сверстниками, отношений в семье, когда ребенок чувствует себя неуверенным, нелюбимым, неоцененным, что создает основу для базальной тревоги. Тревога ведет к развитию защитных стратегий, формирующих структуру невротического типа, которая является причиной трудностей в дальнейшей жизни. Сексуальные проблемы, скорее, результат, а не причина личностных проблем.

 

Основные положения теории К.Хорни
Мысль Хорни развивалась по трем направлениям: 1) ее ранние эссе о женской психологии; 2) большая важность факторов культуры и нарушений в межличностных взаимоотношениях по сравнению с биологическими факторами в возникновении неврозов; 3) межличностные и интрапсихические защиты, помогающие преодолевать тревогу.
Начало развитию гуманистической психологии, основанной на положении, что здоровые цели и ценности жизни рождаются в процессе самореализации. Вера в потенциал человеческого психического роста, на основе собственного опыта, и признание трудностей достижения этого потенциала.
Признание многих идей З.Фрейда, но протест против предвзятого отношения к женщинам, которое усиливает их обесценивание
Женская точка зрения на расстройства отношений между полами и различия мужчин и женщин. Девушки и женщины обладают собственными паттернами развития, которые надо понимать, исходя из них самих, не сравнивая их с мужскими паттернами. Женщины больше завидуют мужским привилегиям, а не пенису. Возможность развивать свои человеческие способности нужна как мужчинам, так и женщинам.
Невроз представляет собой набор защитных реакций на базовую тревогу. Смещает фокус с инфантильных источников структуры характера на культурные
Структурный подход в теории и практике. Рассмотрение внутренних конфликтов и защит человека в данный момент времени. Объяснение настоящего в поведении человека не нуждается в реконструкции событий прошлого
Развитие не останавливается на возрасте 5 лет, последующие реакции и переживания человека вытекают из предшествующих, ноне исчерпываются ими
События прошлого содержатся в настоящем, как часть процесса развития, а не простое повторение. Детские переживания определяют направление развития, обусловливая реакцию на окружающее, однако они не обязательно порождают фиксации, заставляющие нас повторять прежние паттерны
Люди используют три базовые стратегии для преодоления базальной тревоги: они двигаются к людям и принимают решение в пользу уступчивости; двигаются против людей и принимают агрессивное и экспансивное решение; двигаются от людей, становясь отчужденными и обособленными. В рамках экспансивного решения существуют три типа людей: люди нарциссистского, перфекционистского и надменно-мстительного типов.
К.Хорни вводит термин «система гордости», подразумевающий невротическую гордость, невротические притязания, тиранические долженствования, преувеличенную ненависть к себе. К возникновению системы гордости приводит идеализация нашего «я».
Динамика: конфликты развиваются в соответствии с их циклами, порождают колебания, противоречия и ненависть к себе. В системе гордости существует конфликт между долженствованиями и колебания между презираемым и идеализированным «я».  
энергия смещается с развития реальных возможностей к реализации возвеличенной концепции «себя самого». Поведение направлено на воплощение идеализированного образа, что в свою очередь, порождает систему гордости.
Идеи К.Хорни нашли применение не только в клинической психологии, но и в области литературы, культуры, в жанре биографий, в исследованиях проблем пола, так же как в религии и философии.

 

Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.

Биография. Развитие личности. Реальное «Я». Роль родителей в развитии личности ребенка. Структура невроза. Базальная тревога. Невротические потребности. Межличностные защитные стратегии. Интрапсихические защитные стратегии. Главный внутренний конфликт.

 

Методические рекомендации к изучению темы:

К Хорни развивала собственную версию психоанализа. Ее отличительными чертами были роль культуры в развитии ребенка, концепция невроза как ряда защитных реакций на базальную тревогу, структура личности в текущий момент времени.

Изучая теорию К.Хорни, следует обратить на то, что она:

Ø расходилась с ортодоксальной фрейдовской позицией о том, что биологическая природа женщин предопределяет их бессознательную «зависть к пенису»;

Ø считала, что социокультурные условия оказывают серьезное влияние на развитие и функционирование индивидуума;

Ø утверждала, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Ø сместила акцент с прошлого на настоящее, как в теории, так и в клинической практике. Заменила генетический подход структурным, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций и внутренних конфликтов.

В теории К. Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. Решающим фактором развития личности считались социальные отношения между ребенком и родителями, касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

«Невротический процесс – это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека». Карен Хорни.  

Биография

Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в окрестностях Гамбурга в Германии. Среднее образование получила в приходской школе, но вместо религиозности образование у нее вызвало отторжение от религии и склонность к атеизму. К 12 годам она определилась в своем желании посвятить себя медицине. В 1906 году поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет, позже перевелась в Университет Геттингена, а перед выпуском в университет Берлина. Она проходила личный психоанализ у Ханса Сакса, одного из сподвижников З.Фрейда. Начав заниматься анализом у Карла Абрахама, получила квалификацию обучающего аналитика. С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. В 1920 году К.Хорни становится одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В 1932 году эмигрировала в США, где по приглашению Франца Александера работала заместителем директора Чикагского Института Психоанализа. После публикации книги «Невротическая личность нашего времени», покинула институт из-за разногласия с З.Фрейдом. До конца жизни К.Хорни вела активную деятельность. В декабре 1952 года умерла от онкологического заболевания.

Развитие личности

К.Хорни не разделяла взглядов З.Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует направленность развития личности. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Ведущими потребностями ребенка являются:

Ø потребность в удовлетворении (всех биологических нужд)

Ø потребность в безопасности.

Реальное «я»

Реальное «я» - это ряд врожденных возможностей - в противоположность идеальному «я», недостижимому в принципе. К ним относятся темперамент, таланты, способности и склонности, наследственно предопределенные, но развивающиеся в необходимых условиях. Условиями, необходимыми для будущей самореализации являются: атмосфера тепла, возможность выражать свои мысли и чувства, доброжелательность окружающих, удовлетворение потребностей. Если неврозы родителей препятствуют созданию таких условий, у ребенка возникает базальная тревога, мешающая ему искренне относиться к другим людям и вынуждающая его прибегать к межличностным защитным стратегиям. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего реального «я».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.45.48 (0.067 с.)