Методика изучения межличностных отношений в группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения межличностных отношений в группе



(социометрическая методика)

Цель:

- Выявление личных отношений учащихся на данный момент исследования в различных видах деятельности;

- Определение социометрической структуры класса («звезды», «предпочитаемые», аутсайдеры);

- Наличие группировок, определение взаимности социометрических выборов.

Метод: социометрический эксперимент.

Материал: социометрическая анкета (для каждого учащегося) - социометрические критерии, определяющие область (сферу деятельности и общения), к которой должны относиться приводимые выборы. В анкете обязательно указывается фамилия учащегося, класс, дата проведения эксперимента.

Процедура проведения: Классу сообщается инструкция примерно следующего содержания: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!»

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Обучающимся дается 10-15 минут, для выбора, затем листочки собираются и анализируются.

Анализ данных

  1. Результаты социометрического опроса фиксируются в специальной таблице - социометрической матрице:
№ п/п Фамилии учащихся                
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Количество полученных выборов                
Количество взаимных выборов                

По вертикали записываются под номерами фамилии всех учащихся (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. Взаимные выборы обводятся кружочками.

2. В зависимости от количества полученных выборов (см. социоматрицу) выделяется система социометрических статусов (статусных категорий) учащихся:

I. «звезды» (учащиеся, получившие 6 и более выборов);

II. «предпочитаемые» или «принятые» (учащиеся, получившие от 3 до 5 выборов);

III. «пренебрегаемые» (учащиеся, получившие 1-2 выбора);

IV. «изолированные» (учащиеся, не получившие ни одного выбора).

3. Данные из социоматрицы можно представить в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.

1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.

1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.

1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.

1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле: КВ= р1: рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Подводя итоги исследования, студенты должны выяснить следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному обучающемуся определенное место в структуре межличностных отношений в классе?

2. Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом?

3. Является ли "звезда" фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

4. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?

6. Что объединяет в них ребят?

7. Какова роль группировок в жизни класса?

8. В каком отношении находятся официальная и действительная структура класса?

Данные исследования полезно сопоставить с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые, можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанным выше способом, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возможность прокорректировать экспериментальные результаты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю.

3. Система социометрических отношений в группе графически изображается в виде групповой социограммы. Она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей (по количеству статусных категорий). В первом круге (центральном) располагаются «звезды», во втором – «предпочитаемые», в третьем – «пренебрегаемые», в четвертом – «изолированные». Социограмма разделена диаметром на две половины: справа – символически изображаются мальчики в виде треугольников с порядковым номером; слева – девочки в виде кружков с номером. Стрелками обозначаются выборы учащихся; взаимные выборы обозначаются двойными стрелками.

Групповая социограмма позволяет наглядно представить внутригрупповые отношения, в частности, отношения между мальчиками и девочками, выявить существующие микрогруппы, установить наличие взаимоотношений между ними и т.д.

4. Для более детального анализа положения отдельных учащихся в системе отношений выстраивается индивидуальная социограмма.

5. Социометрические данные позволяют получить коэффициент взаимности отношений в классе (КВ), который вычисляется по формуле: КВ=R/N x 100%, где R – количество взаимных выборов, а N – общее количество выборов.

Менее 50% - низкий КВ; 50-60% - средний КВ; более 60% - высокий КВ.

6. Статусная структура класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий, характеризуется особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ класса высокий, если «звезд» и «предпочитаемых» больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Средний УБВ, когда число лиц обеих статусных категорий примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании лиц с низким статусом.

7. Важным показателем УБВ является коэффициент изолированности (КИ), т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории. Он вычисляется по формуле: КИ= «изолированные»/общее количество учащихся x 100%. КИ не должен превышать 15-20%.

Формы отчетности: Социально-психологическая характеристика классного коллектива.

Срок выполнения: первая-пятая недели практики.

 

Составитель:

канд. пед. наук,

доцент кафедры ПОиР НВГУ Г.Н. Артемьева

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.01 с.)