К. П. Н. , доцент Артемьева Галина Николаевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. П. Н. , доцент Артемьева Галина Николаевна



К.п.н., доцент Артемьева Галина Николаевна

 

 

Задачи практики:

1. Применение и углубление знаний, полученных в процессе изучения психологии, интегрирование знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

2. Совершенствование умений и навыков наблюдения и психологического анализа урока.

3. Овладение умениями составления социально-психологической характеристики класса.

Содержание практики:

 

1. Проведение психологического анализа урока на основе наблюдения, формулирование выводов и заключений.

2. Составление социально-психологической характеристики класса.

 

Отчетная документация:

1. Протокол урока. Психологический анализ одного урока (в соответствии с критериями анализа).

2. Социально-психологическая характеристика классного коллектива.

3. Рефлексивный анализ практики (психологический аспект).

 

 

Задание 1.

Посещение урока, заполнение протокола урока и написание психологического анализа урока

Методические рекомендации.

1. Студент посещает урок. Делает запись протокола урока по следующей схеме:

Дата____________________

Школа______ Класс_______

Урок (предмет)________________________________________________________________

Учитель______________________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________

Таблица 1.

Протокол урока

Основные этапы урока Действия учителя по организации деятельности учеников Действия учащихся Примечания
Отмечаются основные этапы урока: организационный момент, целеполагание, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, закрепление, контроль, подведение итогов урока, информация о домашнем задании. Записываются все предлагаемые задания ("посмотрите..., скажите..., напишите..., нарисуйте..., сделайте); Организующие фразы (тише..., внимание..., приготовьтесь.,., переходим к новому заданию..., и т.п.); Записываются все обращения к ученикам.   Записываются все действия учеников, организуемые учителем в процессе урока. "Примечания" заполняются при помощи специальной схемы анализа урока (смотри Приложение №1). Они могут быть заполнены частично по ходу урока, частично -сразу после урока.

 

2. В процессе урока:

- используя метод наблюдения и предложенные критерии необходимо заполнить протокол урока;

- заполнить таблицу №1 (Приложение №2).

3. Используя схему психологического анализа (Приложение №1), дать характеристику данного урока.

4. Провести рефлексивный анализ (анализ собственной деятельности).

Приложение 1

Схема психологического анализа урока

Анализ мотивационно-потребностной сферы обучающихся.

- Какие мотивы проявлялись в деятельности обучающихся – адекватные в учебной деятельности (мотивы самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы) или внешние по отношению к учебной деятельности (избегания, благополучия, престижные)?

- Какие приемы использовал учитель побуждая учащихся к деятельности? Соответствие этих приемов особенностям мотивации учащихся.

- На что ориентирует учитель обучающихся при оценке их знаний (похвалу, отметку, процесс выполнения заданий, результат и т.д.)?

- Отношение учащихся к уроку (позитивное, негативное)? В чем проявляется?

Анализируя уровень мотивации, надо иметь ввиду, что мотивы, на которые опирается учитель, могут быть различны. Если учитель в большинстве случаев побуждает к работе через обещание поставить низкую или высокую отметку, то это способствует формированию внешней мотивации. Побуждение же любознательности, побуждение преодолевать затруднения в процессе мыслительной деятельности, решать творческую задачу, показ значимости знаний для последующей деятельности способствует формированию внутренней мотивации.

Целеполагание.

- Как была сформулирована цель урока? Кем?

- Была ли она воспринята всеми обучающимися?

- Какими приемами воспользовался учитель, чтобы это выяснить?

Приложение 2.

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А.А. Леонтьеву).

Отрицательное               Положительное
1.   Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников.               Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели.
2.   Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы.               Не допускает многословия и отклонения от темы.  
  Не умеет прерывать повторения               Пресекает общее повторение уже сказанного
  Не подводит частичных итогов в ходе урока               Каждый этап урока завершает выводом
  Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (итог отсутствует)               Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью  
  Слишком рано прерывает, не умеет внимательно cлушaть                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно  
  Недостаточно активизирует пассивных учеников               Активизирует пассивных учеников
  Не вовлекает всех учеников в общение               Вовлекает в общение всех Учеников
  Не умеет создавать деловую атмосферу               Может обеспечить деловую обстановку
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает               Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу
  Грубый, бестактный, невежливый               Вежливый, корректный, деликатный
                   

Инструкция: бланк заполняется при посещении открытого урока; цифры 1,2,3,4,5,6,7 в бланке (по горизонтали) обозначают оценки для каждой характеристики общения:

· если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно - от 5 до 7 баллов;

· если представленное качество не может наблюдаться, то оно не оценивается;

· в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по всем характеристикам;

· max оценка - 77; min - 11.

 

Формы отчетности: Протокол урока. Психологический анализ одного урока.

Срок выполнения: вторая неделя практики.

Задание 2.

Приложение 4.

Анализ данных

  1. Результаты социометрического опроса фиксируются в специальной таблице - социометрической матрице:
№ п/п Фамилии учащихся                
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Количество полученных выборов                
Количество взаимных выборов                

По вертикали записываются под номерами фамилии всех учащихся (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. Взаимные выборы обводятся кружочками.

2. В зависимости от количества полученных выборов (см. социоматрицу) выделяется система социометрических статусов (статусных категорий) учащихся:

I. «звезды» (учащиеся, получившие 6 и более выборов);

II. «предпочитаемые» или «принятые» (учащиеся, получившие от 3 до 5 выборов);

III. «пренебрегаемые» (учащиеся, получившие 1-2 выбора);

IV. «изолированные» (учащиеся, не получившие ни одного выбора).

3. Данные из социоматрицы можно представить в виде социограмм - специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в классе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в группе, а индивидуальные социограммы - только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.

1.1. На масштабной социограмме ребята, входящие в состав класса, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, указывающими на направленность выборов или отклонений. Подобная социограмма строится таким образом, чтобы схематически представить реальные взаимоотношения школьников через соответствующее их пространственное расположение на рисунке. Масштабная социограмма дает наглядную картину структуры личных взаимоотношений в коллективе.

1.2. Социограмма - мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем - либо из учеников в данном классе. Все члены данной группы на социограмме - мишени изображаются кружками и треугольниками, расположенными в промежутках между окружностями в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг друга через центр, вся социограмма делится на четыре сектора. Каждый из них включает определенную группу членов изучаемого класса, выделенную по интересующим исследователя характеристикам. При помощи социограммы - мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом классе сложились между ребятами.

1.3. Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким- либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений.

1.4. Показатель групповой сплоченности можно вычислить по формуле: КВ= р1: рх100 %, где р1 - сумма взаимных выборов, р - общее количество выборов(до 45 - 50% - нет взаимности, 50 - 60% - средний уровень, 60 -70% - высокий уровень).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I- II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV). УБВ высокий при I+II и III+IV; средний при I+II=III+IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Его можно вычислить по формуле: КИ=аутсайдеры / всех Х 100%.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Подводя итоги исследования, студенты должны выяснить следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному обучающемуся определенное место в структуре межличностных отношений в классе?

2. Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом?

3. Является ли "звезда" фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

4. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?

6. Что объединяет в них ребят?

7. Какова роль группировок в жизни класса?

8. В каком отношении находятся официальная и действительная структура класса?

Данные исследования полезно сопоставить с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые, можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанным выше способом, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возможность прокорректировать экспериментальные результаты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю.

3. Система социометрических отношений в группе графически изображается в виде групповой социограммы. Она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей (по количеству статусных категорий). В первом круге (центральном) располагаются «звезды», во втором – «предпочитаемые», в третьем – «пренебрегаемые», в четвертом – «изолированные». Социограмма разделена диаметром на две половины: справа – символически изображаются мальчики в виде треугольников с порядковым номером; слева – девочки в виде кружков с номером. Стрелками обозначаются выборы учащихся; взаимные выборы обозначаются двойными стрелками.

Групповая социограмма позволяет наглядно представить внутригрупповые отношения, в частности, отношения между мальчиками и девочками, выявить существующие микрогруппы, установить наличие взаимоотношений между ними и т.д.

4. Для более детального анализа положения отдельных учащихся в системе отношений выстраивается индивидуальная социограмма.

5. Социометрические данные позволяют получить коэффициент взаимности отношений в классе (КВ), который вычисляется по формуле: КВ=R/N x 100%, где R – количество взаимных выборов, а N – общее количество выборов.

Менее 50% - низкий КВ; 50-60% - средний КВ; более 60% - высокий КВ.

6. Статусная структура класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий, характеризуется особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ класса высокий, если «звезд» и «предпочитаемых» больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Средний УБВ, когда число лиц обеих статусных категорий примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании лиц с низким статусом.

7. Важным показателем УБВ является коэффициент изолированности (КИ), т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории. Он вычисляется по формуле: КИ= «изолированные»/общее количество учащихся x 100%. КИ не должен превышать 15-20%.

Формы отчетности: Социально-психологическая характеристика классного коллектива.

Срок выполнения: первая-пятая недели практики.

 

Составитель:

канд. пед. наук,

доцент кафедры ПОиР НВГУ Г.Н. Артемьева

 

 

К.п.н., доцент Артемьева Галина Николаевна

 

 

Задачи практики:

1. Применение и углубление знаний, полученных в процессе изучения психологии, интегрирование знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

2. Совершенствование умений и навыков наблюдения и психологического анализа урока.

3. Овладение умениями составления социально-психологической характеристики класса.

Содержание практики:

 

1. Проведение психологического анализа урока на основе наблюдения, формулирование выводов и заключений.

2. Составление социально-психологической характеристики класса.

 

Отчетная документация:

1. Протокол урока. Психологический анализ одного урока (в соответствии с критериями анализа).

2. Социально-психологическая характеристика классного коллектива.

3. Рефлексивный анализ практики (психологический аспект).

 

 

Задание 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.039 с.)