Характер общения учителя и учащихся на уроке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер общения учителя и учащихся на уроке.



4.1. Стиль педагогического общения:

- Демократический. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, уважение к говорящему, организация диалога. Решения принимаются совместно. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций "Давайте вместе...", "Кто считает иначе...", "Как вы считаете?" и т.д.

- Авторитарный. Наблюдается: повелительная интонация, строгость, монолог. Ученики выступают в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений. В речи - местоимение Я, конструкция "Я считаю", "Слушать!", "Пишите!".

- Либеральный. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками - заигрывание, демонстрация тождественности с учениками, на уроке каждый предоставлен сам себе, встречаются нарушения педагогической этики. В речи -использование молодежного сленга.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократического, либерально" демократического. При анализе стилей общения используйте результаты наблюдения по таблице №1 (Приложение №2).

4.2 Невербальные средства общения:

- Описать какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, вспомогательные, угрозы, запрещающие), насколько они оправданы, каков характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

- Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

- Описать позы, телодвижения.

4.3 Особенности речи учителя: Описать темп речи, интонацию, выразительность, использование пауз, дикцию. Насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, логична и т.д.

Общая оценка урока. Анализ трудностей.

Приложение 2.

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А.А. Леонтьеву).

Отрицательное               Положительное
1.   Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников.               Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели.
2.   Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы.               Не допускает многословия и отклонения от темы.  
  Не умеет прерывать повторения               Пресекает общее повторение уже сказанного
  Не подводит частичных итогов в ходе урока               Каждый этап урока завершает выводом
  Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (итог отсутствует)               Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью  
  Слишком рано прерывает, не умеет внимательно cлушaть                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно  
  Недостаточно активизирует пассивных учеников               Активизирует пассивных учеников
  Не вовлекает всех учеников в общение               Вовлекает в общение всех Учеников
  Не умеет создавать деловую атмосферу               Может обеспечить деловую обстановку
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает               Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу
  Грубый, бестактный, невежливый               Вежливый, корректный, деликатный
                   

Инструкция: бланк заполняется при посещении открытого урока; цифры 1,2,3,4,5,6,7 в бланке (по горизонтали) обозначают оценки для каждой характеристики общения:

· если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно - от 5 до 7 баллов;

· если представленное качество не может наблюдаться, то оно не оценивается;

· в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по всем характеристикам;

· max оценка - 77; min - 11.

 

Формы отчетности: Протокол урока. Психологический анализ одного урока.

Срок выполнения: вторая неделя практики.

Задание 2.

Составление социально-психологической характеристики класса.

Методические рекомендации.

1. Студент в течение 1-5 недель практики изучает социально-психологические особенности группы детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.005 с.)