Философия, её гуманистический сл и предназначение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, её гуманистический сл и предназначение.



ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.

 

Введение

1. Философия и мировоззрение

2. Предмет и назначение философии.

3. Основной вопрос философии

 

 

Введение

 

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

 

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

 

Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) можно выделить вопросы философского характера, например:

– конечен или бесконечен мир;

– существует ли абсолютное, окончательное знание;

– в чем человеческое счастье;

– какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:

– какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

– как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

– как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

– как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, которые волнуют людей.

 

 

Философия и мировоззрение

 

 

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

 

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, убеждений, а также образа жизни человека.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы, зависят от жизненного опыта, социализации в обществе. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции.

 

Типы мировоззрения:

 

1. Архаический тип мировоззрения. Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем.

Характеризуется тем, что реализм и фантазия в нем не отделены друг от друга Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотемизма. Нет четкого деления своего «Я» от окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца. Жизненные цели формируются не осознанно.

 

2. Мифологический тип мировоззрения

 

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он», у которого поступки, помыслы могут не совпадать с моими. Из таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами. Жизненные цели здесь приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть, добиться благосклонности Богов или определенного человека. На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким.

 

3. Религиозное мировоззрение

 

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Мир мифологических существ - это, хоть и обособленная, но все же часть того мира, в котором живут люди. Так, все знают место, где жили боги древних греков - это вполне определенная гора в Греции - Олимп. Путешествие в подземное царство Аида могло занять у Одиссея много времени и потребовать от него исключительной отваги, но проникал он в него через вполне реальный вход. Сами боги, хоть и могущественны, но отнюдь не всесильны. Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный, недоступный человеку при жизни, что порождает «страх перед неведомым» В основе религии — осознание человеком своей абсолютной зависимости от высших Сил. Вера в сверхъестественное, сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека к божеству, скрытому от непосвященного. Человек в этой картине – не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного предопределения.

 

 

4. Философский тип мировоззрения

 

При увеличении знаний о самом человеке и об окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии. Философия всегда стремилась к предельно универсальному мировоззрению. Более универсальному, чем могли дать даже мировые религии. И пыталась основать его не на вере, а на разуме, не на мнении, а на знании. Философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы.

 

Проблема мировоззрения человека тесно связана с вопросом взаимодействия субъективной и объективной реальностей.

Объективная реальность - действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, таков какой он есть на самом деле. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме).

 

Субъективная реальность – представление об этой действительности в человеческом сознании. Это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.

 

Таким образом каждый отдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.

 

Основной вопрос философии

 

Своеобразие философии во многом зависит от формулировки основного ее вопроса. Представления о содержании такого вопроса у философов различаются.

Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

А известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

 

В современной традиционной философской мысли основным вопросом считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Решая этот вопрос философы разделились на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

 

Идеалисты

Признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково.

 

Объективный идеализм (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.) Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.)
Помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. Отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта.

Материалисты

 

Материалисты отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

 

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

 

 

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

 

Материалисты Идеалисты
исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.   разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

 

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками.

_____________

Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностей, целостных представлений о мире, ставит вопрос о нравственном осознании бытия.

 

Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит цель философии и её значимость для развития общества?

2. Что представляет собой мировоззрение и его типы?

3. Охарактеризуйте взаимодействие объективной и субъективной реальности.

4. Обозначьте предмет философии.

5. Определите гуманистический смысл философии.

6. В чем заключается назначение философии?

7. Охарактеризуйте основной вопрос философии.

 

 

Протофилософия

 

Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу, это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений.

Философия впервые в истории человечества возникла в древности (ІІ тыс. до нашей эры) в первых классовых обществах древнего Востока - в Египте, Вавилонии, Индии, Китае. Здесь на границе IV-III тыс. до н.э. уже возникла письменность, что означало возникновение зачатков абстрактной мысли. Именно тут сформировались главные мировоззренческие концепции, в которых как мифы так и религия объединились с научными учениями. Философию древнего Востока характеризовало то, что научные знания существенным и адекватным образом в философии не отображались, здесь преобладала опора на традиционное мировоззрение и морально-образное восприятие мира (мышление неотъемлемо от эмоций). В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае – с конфуцианством.

Своеобразной протофилософией является мифология. Многие философские понятия-идеи прошли школу мифологического мышления. Наиболее развитой мифологией была античная. Миф воспринимается как правда и первичная реальность. Мифам свойственен традиционный тип мышления, а рациональное (рассудочное) начало практически отсутствует. Однако, в мифах заложен философский подтекст, который получит своё дальнейшее развитие в философии.

Ранние греческие философы.

Некоторые исследователи делят античную эпоху (греко-римский период древней истории с VIII в. до нашей эры – до VI в. нашей эры) на два периода:

 

- гомеровский (господство патриархально-родовых отношений, миропонимание через мифологию)

- послегомеровский (становление классового общества, товарное производство).

Послегомеровский период знаменует развитие торговли, становление городов как центров ремесел, политики, культуры; умственный труд отделяется от физического, развиваются начала и основы естественнонаучного знания. Этот период характеризуется активным рациональным осмыслением мира, ведущую роль в котором играло философское знание.

В целом для античной философии характерен космологизм (космос рассматривался как высшая гармония, идеал), гражданственность и стремление утвердить высокие моральные ценности.

 

Первым античным философом считается ФАЛЕС (VII-VI вв. до н.э.), по роду занятий – купец. Он являлся основоположником т.н. Милетской школы. Фалес уже не опирался на какие-то мифологические представления, а исходил исключительно из того, что ему подсказывал разум.

 

Начиная с милетцев, вопрос о первоначале всего сущего мира является основным в древнегреческой философии. Если мифология стремится ответить на вопрос: «кто родил сущее?», то философия формирует проблему иначе – «из чего все произошло?», «что является первоосновой мира?». Интуитивно мыслители понимали, что за видимым многообразием скрывается единство природы. Именно за поиск первоначала в природных стихиях этих мыслителей называют натурфилософами (nature – природа).

 

В качестве первоосновы всего сущего предлагаются вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и пр. Но не будем понимать все буквально. Под тем или иным первоэлементом мыслители понимали не конкретную материальную форму, а некую первоматерию – первоначало, видоизменения которого дают различие состояния окружающей реальности. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разряжения» этой первоматерии.»). Как отмечал Анаксимандр, «части изменяются, целое же остается неизменным».

 

Например, Фалес, принимал за единое начало всех вещей воду. Ее можно принять как средоточие всех противоположностей. Вода может быть холодной и горячей, превращаться в твердое и газообразное состояния.

АНАКСИМЕН рассматривал в качестве первоначала воздух, который, сгущаясь и разрежаясь, порождает воду, землю, огонь, т. е. все многообразие вещей и явлений.

ГЕРАКЛИТ — автор знаменитого тезиса: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Отсюда понятно, почему началом всего существующего Гераклит полагал огонь, нечто чрезвычайно изменчивое и являющееся причиной изменения. Вот как он объяснял мир на основе своего учения об огне-архэ: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим».

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ — создатели количественной концепции бытия. «Всё – есть число» – утверждал Пифагор (около 580-500 до н. э.). Все количественно определено, т. е. любой предмет не только качественно, но и количественно определен (или иначе: каждому качеству соответствует свое количество). Это стало величайшим открытием. Вся экспериментирующая и наблюдающая наука опирается на это положение.

 

  Пифагор считается изобретателем термина «философия». Мы можем быть только любителями мудрости, а немудрецами (таковыми могут быть только боги). Таким отношением к мудрости философы как бы оставляли «открытую дверь» для творчества нового (для познания и изобретения).  
ДЕМОКРИТ – величайший материалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие движения). Атомы разделены пустотой, их нельзя видеть – только мыслить. Атомы различаются по форме и величине, двигаясь в пустоте, сцепляются между собой в силу различных форм. Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов. Эта теория носит название – атомистическая теория.
     

 

В своих произведениях Демокрит возносит хвалу разуму: по его мнению от мудрости получаются три плода - «дар хорошо мыслить», «дар хорошо говорить» и «дар хорошо поступать».

 

Софисты и Сократ.

Особое значение для древнегреческой философии имела демократическая система греческих городов-полисов (например, Афины), которая предполагала участие всех свободных граждан в делах государства. Развитие выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Появилась потребность в платных учителях риторики и политических знаний. Этих учителей называли СОФИСТАМИ. Они не представляли собой единой группы. Софистов отличает поворот философских рассуждений от натурфилософии к проблемам общества и человека и особый ход социально-нравственных рассуждений – релятивизм. Их известный тезис - «человек — мера всех вещей» т. е. важно не то, чем вещь является, а то что ты о ней думаешь.

Релятивизм - философский принцип, согласно которому все знания, все этические, эстетические и религиозные ценности рассматриваются как относительные. То есть истина – не одна на всех, а у каждого своя. Софисты полагали, что идеи морали изобретены человеком для собственного удобства. Такая относительность понятий, позволяла манипулировать понятиями в политических и судебных выступлениях. Главным было не доказать истинность своих высказывание, а техникой красноречия убедить слушателей в своей правоте.

Пример софизмов:

«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

«Если громко стукнуть по столу, на котором сидит таракан, то таракан убежит. Если у таракана оторвать все ноги и громко стукнуть по столу, то таракан останется на месте. Раз он остался на месте - значит, он ничего не услышал. Вывод: таракан слышит ногами».

Вырождение софистики началось уже в IV в. до н. э. Софисты постепенно превращались в фокусников, берущихся с помощью софизмов и других способов защищать или опровергать любые мнения.

 

Сократ вступал в спор с софистами. Утверждая, что истина, справедливость и прочие понятия не принадлежат человеку, а есть законами космоса. Ими нельзя крутить по своему усмотрению. Опираясь на логику, обладая талантом красноречия, Сократ блестяще разделывался со своими оппонентами.

 

СОКРАТ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить.

Учение Сократа знаменует собой поворот от раз-мышлений о мире, космосе, природе к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет, от материализма к идеализму.

 

Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона: “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

 

Свой педагогический прием мудрец именовал «майевтикой», т.е. «искусством повивальной бабки»: постепенно, размышляя, через наводящие вопросы собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления. В калейдоскопе жизни вместе с учениками Сократ искал глубинный, всеобъемлющий смысл. Любое рассуждение, будь то проблемы морали, религии, общественные проблемы он стремился строить на строго логическом фундаменте. Так, например, осуждая демократию, Сократ обращается к аналогии с мореплаванием: никому не придет в голову выбирать кормчего голосованием.

 

С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. “Познай самого себя” — любимый девиз Сократа.

 

Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое — жизнь, часть — питание).

 

Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а оразумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

 

Ученики Сократа подготовили побег для своего учителя, но он предпочитает умереть, защищая свои идеи:

“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

 

Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу с ядом в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

 

Высказывания Сократа:

Ø «Знание не есть ум».

Ø «Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество».

Ø «Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её».

Ø «Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто».

Ø «Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя».

Ø «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре».

 

Платон и Аристотель

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) всю жизнь считал Сократа своим учителем, хотя по многим вопросам с ним расходился. В двадцать лет честолюбивый аристократ готовил себя к поэтическому поприщу. Услышав однажды на площади полемику Сократа с оппонентами, он сжег свои стихи и пополнил узкий круг его учеников.

Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя “Платон” (Platos по гречески означает широкий) было дано ему за атлетическое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда.

 

Он известен прежде всего своим учением об идеях и учением об идеальном государстве.

 

В учении об идеях Платон исходил из того, что человек в своей созидательной деятельности идет от идей к вещам (сначала идеи как образцы, затем вещи, воплощающие их), что в голове человека возникает много идей, которые не имеют материального воплощения, и неизвестно, получат ли они это воплощение когда-нибудь.

 

Идеи как таковые существуют независимо от материи в некотором особом мире и являются образцами для материальных вещей. Вещи возникают на основе этих идей. Истинным, действительным является мир идей, а мир вещей – тень, нечто менее существующее.

Идея в голове человека — это как бы акт воспоминания о мире идей.

Говоря о мире идей, Платон отчасти был прав. Ведь говорим же мы: «идея носится в воздухе». Помимо идей в головах людей существуют еще идеи, которыми «дышит» духовная атмосфера времени.

Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей.

 

Негативная сторона платоновского идеализма: принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.

 

В теории идеального государства Платон отобразил эту умственную иерархию. Согласно указанной теории человеческое общество в лице государства довлеет над отдельной личностью. Личность считается чем-то ничтожным по отношению к обществу-государству. От Платона тянется нить к тоталитарным идеологиям, нацистской и коммунистической, в которых человек рассматривается только как частица целого, как нечто, которое целиком должно подчиняться целому.

 

Согласно Платону любовь и творчество – начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре.

 

Платон основал первую философскую школу, которая называлась Академией. Она просуществовала почти тысячу лет. Его последователи называли себя неоплатониками.

 

 

АРИСТОТЕЛЬ - (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей. Блестящий мыслитель, энциклопедист, основатель логики, ученик Платона и учитель Александра македонского. Философско-научное наследие Аристотеля можно разделить на несколько групп: труды по логике, философия природы и биология, метафизика (собственно философия), психология, этика и политика, экономика.

 

Будучи весьма состоятельным аристократом, Аристотель тратит на науку огромные деньги (библиотека, коллекция минералов, систематизирование собрания растений и животных и пр.). В Ликее все более четкие контуры обретает понятие специфики науки.

 

Аристотель выступил с критикой теории идей Платона, считая, что идеи не могут существовать отдельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы вещей). Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и идеалистов, то можно сказать, что Аристотель фактически высказал основную мысль материализма, т. е. что дух не может существовать вне материи

По сути, Аристотель – реалист, который в своих философских размышлениях идет от созерцания запредельного к исследованию земного.

 

По его мнению, Бог совершает лишь «первотолчок», придавая миру движение и цель (движение есть условие существования вещей, осуществляется оно в стремлении каждой вещи занять свое «естественное место», т.е. в соответстви с целью – «телосом»). Движение, цель, а так же материя и форма – суть основные или конечные причины и основания мира. Мир представляет собой взаимодействие, взаимопроникновение материи и формы. Чисто материальная сущность – это возможность, потенция, а в реальности существует только материя, обличенная в форму. Статуя становится статуей не благодаря бронзе, а благодаря оформлению, творчеству художника. Таким образом, форме, по отношению к материалу отдается приоритет. Форме также отводится функция целеполагания всякой деятельности.

 

Философия делится Аристотелем на:

Ø теоретическую – «знание ради знания»,

Ø практическую - «знание ради деятельности»,

Ø поэтическую – «знание ради творчества».

 

Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

 

Основой этики у Аристотеля является психология, а её практическим претворением в жизнь – политика. Аристотель называл этику практической философией.

Добродетель приведет к счастью только в том случае, если будет деятельной («душа обязана трудиться»). Для формирования добродетельного поведения единственно этики недостаточно, необходимы законы, несущие принудительный характер. Институтом принуждения является государство, имеющее «естественное» происхождение. «Очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям, и человек от природы есть политическое животное».

 

Им разработана теория золотой середины (нормы-меры). Он оставил после себя гигантское количество умных мыслей-высказываний. Вот некоторые из них:

«Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»;

«Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью»;

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

 

Киники и эпикурейцы.

 

КИНИКИ

(“ Киник” - собака, по латински “циник”)

Антисфен (435-370) — основатель кинизма, противник платоновских идей, отрицал реальность общего: “Лошадь я вижу, лошадности же не вижу”. Истинное знание может быть только о единичном.

Недовольный настоящим строем жизни, ее искусственностью, испорченностью, он ищет спасения в возврате к изначальному, естественному состоянию. Внешним потребностям и слабостям культурного человека он противопоставляет отсутствие потребностей, выносливость и мнимое здоровье зверей. Согласно учению Антисфена и его последователей культура не улучшает жизнь людей, а только осложняет ее.

Диоген из Синопа, живший в бочке, демонстративно провозглашал идеал аскетизма. Аскетизм - образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.

Слова “циник”, “цинизм” ведут свое происхождение от киников. Киники не только звали назад к природе, не только опрощались, но и пренебрегали вследствие этого многими правилами приличия, морали, считая их ненужными условностями.

Киники породили традицию время от времени ругать культуру, отрицать благотворность ее достижений, отрицать прогресс. Это и Жан-Жак Руссо с его призывом “Назад к природе!”, и Лев Толстой с его стремлением к опрощению, и некоторые нынешние (экстремистски настроенные) экологи, гринписовцы.

 

ЭПИКУР (341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демокрита, указывал на момент случайности в поведении атомов. Эпикур известен больше не как атомист, а как практический философ, моралист. Основной задачей философии Эпикур считал создание учения о правилах поведения, приводящих человека к счастью. Теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом).

 

Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

 

Сам Эпикур не был гедонистом в известном смысле. Он считал, что путь к счастью лежит через занятия философией: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души …». Мудрость избавляет от ложных страхов и ложного понимания удовольствия. K душевным удовольствиям Эпикур относил знания и дружбу

 

Эпикур делит желания на естественные и вздорные (желание почестей, например), а естественные - на необходимые (пища, жилище) и не необходимые (изысканные яства и т. п.).

 

Следует стремиться к первым, избегая остальных. Конечной целью жизни мудрец считал устранение страдания и внутреннего беспокойства – атарксию. Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение в потребностях, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел.

Эпикурейство (или эпикуреизм) — от имени этого философа. Эпикуреец – человек, который наслаждается жизнью.

 

Для понимания учения Эпикура важно знать, что смолоду он страдaл тяжелейшим и неизлечимым недугом, причинявшим ему такие муки, что во время приступов он терял сознание от боли. Может быть, поэтому избегание страданий он и считaл высшим благом.

 

 

Философия древнего Рима

 

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были впоследующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

 

Историю Римской империи можно трактовать как «борьбу всех против всех»: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев. Все это происходило на фоне непрерывной внешней военно-политической экспансии и борьбы с нашествиями варваров. Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план (аналогично философской мысли др. Китая). В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.

 

Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр. В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков.

 

СТОИКИ — оппоненты эпикурейцев. Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга. Именно они ввели в философско-этический оборот дотоле обыденное слово «долг». Слова “стоицизм”, “стоический характер” благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества. родоначальник стоической философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.14 с.)