Теория «локальных цивилизаций» О. Шпенглера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «локальных цивилизаций» О. Шпенглера.



 

 

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) один из основателей философии культуры. В своей книге «Закат Европы» он выдвинул теорию «локальных цивилизаций». Критикуя европоцентризм и линейную однонаправленность исторического процесса вообще, Шпенглер расчленил историю культуры на ряд типов. Он выделил египетскую и вавилонскую, китайскую и индийскую, греко-римскую (античную), западноевропейскую, а так же мексиканскую. Все эти культуры, не сообщаются и не взаимодействуют друг с другом, а представляют собой нечто индивидуальное и неповторимое.   Книга О. Шпенглера «Закат Европы» является одним из самых поучительных событий в умственной жизни современной Германии.   5. Философия психоанализа З.Фрейда.  
ЗИГМУНД ФРЕЙД 1856 – 1939 известен как основатель психоанализа, оказавший значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

 

Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

 

Основными работами Зигмунда Фрейда являются: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» и другие.

 

Психоаналитическая теория Фрейда охватывает все аспекты человеческого разума и пытается описать буквально все. Это притягательно, особенно для тех, кто не имеет научной подготовки, и тех, кто жаждет объяснить всю сложность человеческого поведения и опыта. Но это является также и слабым местом психоанализа с точки зрения критериев научности профессора Поппера. Она содержит логические ошибки, не может предсказывать, а дает только объяснения. По причине этого дефекта психоанализ был изгнан научной психологией в царство теорий, имеющих только исторический интерес.

 

Творчество Фрейда обширно, но основные идеи можно сформулировать кратко и четко. Наиболее существенным является тот факт, что бессознательные побуждения и желания оказывают значительное влияние на нашу жизнь и, если они не осознаны, а осознать их можно только при помощи психотерапии, контроль над ними невозможен.

 

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики, состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

 

Оно (или Ид). Это примитивное ядро личности. Оно имеет врожденный характер и подчиняется принципу удовольствия. Ид фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке. Содержание Ид составляют два основных инстинкта - инстинкт жизни, или Эрос, и инстинкт смерти, разрушения, агрессии, или Танатос. На психологическом уровне Эрос и Танатос проявляются в форме врожденных бессознательных влечений, которые, по мнению З. Фрейда, служат движущими силами психического развития. Бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу.

«Я» (или Эго) – сознание, которое встает на пути влечений. Это рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни. Благодаря Эго мы осознаем границу между собой и окружающим миром. Оно помогает выстраивать поведение человека таким образом, что-бы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.

 

Сверх-Я (или Супер-эго) - стоит страже сознания как высший цензор личности. Эта структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Супер-Эго включает совесть, нравственные запреты и идеалы и высшие нравственно-духовные представления и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

 

Конфликт между влечениями и социальными нормами порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительны-ми, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства.

 

Таким образом, основным источником внутренней активности является Ид, бессознательное, а Эго и Супер-эго переключают часть энергии Ид на себя, снижая этим его напряжение. Вытесненные влечения создают напряжение в бессознательном и ищут выход в сознание посредством окольных путей: свободных ассоциаций, сновидений, оговорок, юмора. В соответствии со своей теорией бессознательного, Фрейд разработал технику психоанализа.

 

На ранней стадии психоанализа Фрейд разработал теорию сновидений, которая была центральной и служила основой для его достижений в терапии. Сновидения рассматриваются как "царская дорога" к бессознательному, поскольку их содержание всегда отражает подавленные желания.

 

Фрейд отказывает в праве на существование случайности. И оговорка, и случайно вырвавшееся слово выражают подавленные желания. Для Фрейда нет мелочей, все имеет значение. Чье письмо не отправлено, чей адрес забыт, чья посуда разбита, чья одежда запачкана томатным соусом? Эти вопросы необходимо задать и на них необходимо дать ответ, что и делает теория Фрейда.

 

Идея З. Фрейда о конфронтации (противоборства) биологического и социального получила продолжение в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К.Г. Юнга и в работах неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии. Фрейд фактически содействовал возникновению в ХХ веке того феномена, который называется сексуальной революцией. Он духовно раскрепостил сознание европейцев, освободил от некоторых крайностей христианской морали.

 

Философия экзистенциализма.

 

Прежде чем говорить о сущности термина важно заметить, что философского направления «экзистенциализм» никогда не было в явном виде. Единственный автор, который называл себя экзистенциалистом – Жан-Поль Сартр, остальные же (вроде Кьеркегора или Ясперса) вводили в свои труды и активно использовали термин, но в отдельное течение себя не выделяли.

Причина кроется в том, что экзистенция (т.е. «существование») не является сама по себе «позицией» или убеждением. Это скорее вопрос и тема для рассуждения о том, как каждый конкретный индивид ощущает себя и мир вокруг. Важно при этом то, что личность никак не связана и не привязана к окружающему миру: можно сказать, что, в этом контексте, вся вселенная крутится вокруг человека.

 

Если говорить о «сути экзистенциализма», то её можно выделить как «чувственное познание мира». В этом контексте авторами рассматриваются вопроса смысла жизни, отношения к окружающим, зависимости от внешних обстоятельств и ответственности за свои действия. Особенное внимание в трудах «о существовании» уделяется страху и отчаянию: считается, что полностью осознать факт того, что «живешь» можно только столкнувшись со смертью. Часто говорится о том, что вся жизнь – не более чем путь к полному осознанию факта собственного бытия.

 

Центральным понятием данного вопроса является «экзистенциальный кризис», ярко показанный Сартром в романе «Тошнота». Описать его можно как беспричинную тоску и отчаяние, ощущение бессмысленности и сильную апатию вместе взятые. Подобный кризис, по мнению философов, является результатом потери связи с окружающим миром.

 

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 — 1856). Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им небл агополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

Душа, по Кьеркегору, первична, а тело вторично. Он считал, что человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

Родоначальник экзистенциализма выступил против рационалистической философии и ее учения об истине. Для него “истина есть субъективность”. Критерием истины у Кьеркегора выступает страстная субъективная уверенность в своей правоте.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника. Проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

 

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. Существование человека иимеет временной, конечный характер. Человек как бы «заброшен» в поток времени, которое и составляет сущность его существования, но только человек способен раскрыть тайну бытия.

Таким образом, в своей философии М. Хайдеггер плавно переходит от проблемы человека к поблеме бытия, пытаясь понять как сам тип европейского мировоззрения приводит к обезличиванию человека, и порождает всеобщее господство технической цивилизации. Преодолеть такую ситуацию, по нению философа, можно посредством возвращения к истокам культуры.

 

Для КАРЛА ЯСПЕРСА решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. САРТР и А. КАМЮ, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

Подводя итог, можно назвать экзистенциализм философией бытия. Ее интересует в первую очередь бренность и бессмысленность, слабость человека перед лицом окружающего мира. Но при всей своей слабости человек, почему-то, наделен свободной волей, а значит – может и должен осознанно принимать факт того, что он жив.

 

Вывод:

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику иррационализма.

2. Охарактеризуйте иррационализм Артура Шопенгауэра.

3. Дайте оценку философии Ф. Ницше.

4. Объясните теорию «локальных цивилизаций» О. Шпенглера.

5. Объясните теорию трёхкомпонентной структурной модели психики в философии З.Фрейда.

6. Охарактеризуйте сущность философии экзистенциализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.57.131 (7.023 с.)