Урок № 31 Понятие о сложном предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 31 Понятие о сложном предложении



Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

1. Небо снова все покрылось тучами, посыпалсядождь.

(М. Горький.)

2. Покраснеларябина, посинелавода. (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

 

Упражнение 1

Из данных простых предложений образуйте слож­ные, соединяя их части сочинительными или подчинитель­ными союзами.

Образец: Солнце село. Наступил вечер.Солнце село, и наступил вечер. Пришел прораб. Работа закипела.Ко­гда пришел прораб, работа закипела.

1. Кончился рабочий день. Рабочие вышли из проходной.

2. Тревожно крякнула одна из уток. Вся стая стала подни­маться. Собака залаяла. Из окна выглянуло испуганное дет­ское лицо.

3. Люди еще. спали в домах. Город казался мерт­вым.

4. Было тихо кругом. Из темноты доносился только легкий звон неведомо куда бегущих ручейков.

5. В лесу бы­ла мертвая тишина. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине темной чащи.

6. Старик презрительно посмотрел на меня. Парень глядел на меня с доверчивым ожиданием.

7. Я пытался спасти ра­неного лебедя. Это было невозможно.

Упражнение 2

Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.

(1) Я считаю что нашему языку (ни, не)чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет себе б..гатейших ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.

1. Определите стиль текста.

2. Тип речи.

3. Какова тема и основная мысль текста, средства связи предложений.

4. Начертите схему предложения 3, выполните синтаксический разбор.

5. Начертите схему предложения 4, определите тип предложения.

6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.)