Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок № 31 Понятие о сложном предложении
Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например: 1. Небо снова все покрылось тучами, посыпалсядождь. (М. Горький.) 2. Покраснеларябина, посинелавода. (С. Есенин.) 3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. 4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.) 5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
Упражнение 1 Из данных простых предложений образуйте сложные, соединяя их части сочинительными или подчинительными союзами. Образец: Солнце село. Наступил вечер. — Солнце село, и наступил вечер. Пришел прораб. Работа закипела. — Когда пришел прораб, работа закипела. 1. Кончился рабочий день. Рабочие вышли из проходной. 2. Тревожно крякнула одна из уток. Вся стая стала подниматься. Собака залаяла. Из окна выглянуло испуганное детское лицо. 3. Люди еще. спали в домах. Город казался мертвым. 4. Было тихо кругом. Из темноты доносился только легкий звон неведомо куда бегущих ручейков. 5. В лесу была мертвая тишина. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине темной чащи. 6. Старик презрительно посмотрел на меня. Парень глядел на меня с доверчивым ожиданием. 7. Я пытался спасти раненого лебедя. Это было невозможно. Упражнение 2 Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.
(1) Я считаю что нашему языку (ни, не)чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет себе б..гатейших ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание. 1. Определите стиль текста. 2. Тип речи. 3. Какова тема и основная мысль текста, средства связи предложений. 4. Начертите схему предложения 3, выполните синтаксический разбор. 5. Начертите схему предложения 4, определите тип предложения. 6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.) |