Конспекты уроков по литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты уроков по литературе.



 

Урок 1.

Проблема поколений

(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

(10 класс)

 

Цели:

I. Образовательные:

ü Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

ü Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.

ü Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.

ü Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.

ü Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

II. Развивающие:

ü Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)

ü Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.

ü Развивать устную и письменную речь учащихся.

III. Воспитательные:

ü Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)

ü Развивать интерес учащихся к чтению романа.

 

 

Эпиграф:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И. Тютчев.

 

Ход урока:

Вступление. Слово учителя.

- Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев?

- Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).

 

Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

- Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшнем уроке по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы:

В чем же смысл заглавия романа?

Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста примеры.

(Запись на доске. Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых.

Уметь: подбирать примеры из текста.)

- Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

- Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза - противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).

- Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов)

- Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщения уч-ся).

- Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

Актуализация знаний.

- Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

- Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

- Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

- На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:

  Базаров П.П. Кирсанов
1. Происхождение, социальная принадлежность    
2. Портрет    
3. Речь    
4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция    
5. Отношение к любви    
6. Образ жизни, интересы    
7. Отношение друг к другу    

 

- Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

- Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)

 

 

IV. Беседа с классом, анализ произведения.

- В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?

- Выделите основные вопросы спора.

1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

- Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).

4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

- Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

- Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

- С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение.

1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем».

6) «Исправьте общество, и болезней не будет».

 

- Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).

 

IV. Подведение итогов урока.

- Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:

- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

- Как вы считаете, на чьей стороне автор?

- Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

 

V. Выставление и комментирование оценок.

 

VI. Домашнее задание. Объяснить значение слова «нигилизм». Найти сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова. Прочитать главы 13-19, 25-27.

 

Урок 2.

"Любовная лирика А.А. Ахматовой"

Й класс

Цель:

· раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

· помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оформление урока: Стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина.

Эпиграф к уроку:

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья –
Ведь все равно я с вами до конца”. (А. Ахматова. “Многим”. 1922.)

Содержание урока

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

Конкурс чтецов.

Звучат стихотворения “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, “Anno Domini” и др.

Вопросы: Что вы скажете о героине первых сборников Ахматовой? Почему Ахматову называли “Сапфо XXвека?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.017 с.)