Перевалова Валерия Андреевна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевалова Валерия Андреевна.



Перевалова Валерия Андреевна.

Конспекты уроков по литературе.

 

Урок 1.

Проблема поколений

(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

(10 класс)

 

Цели:

I. Образовательные:

ü Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

ü Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.

ü Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.

ü Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.

ü Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

II. Развивающие:

ü Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)

ü Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.

ü Развивать устную и письменную речь учащихся.

III. Воспитательные:

ü Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)

ü Развивать интерес учащихся к чтению романа.

 

 

Эпиграф:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И. Тютчев.

 

Ход урока:

Вступление. Слово учителя.

- Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев?

- Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).

 

Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

- Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшнем уроке по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы:

В чем же смысл заглавия романа?

Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста примеры.

(Запись на доске. Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых.

Уметь: подбирать примеры из текста.)

- Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

- Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза - противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).

- Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов)

- Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщения уч-ся).

- Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

Актуализация знаний.

- Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

- Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

- Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

- На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:

  Базаров П.П. Кирсанов
1. Происхождение, социальная принадлежность    
2. Портрет    
3. Речь    
4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция    
5. Отношение к любви    
6. Образ жизни, интересы    
7. Отношение друг к другу    

 

- Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

- Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)

 

 

IV. Беседа с классом, анализ произведения.

- В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?

- Выделите основные вопросы спора.

1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

- Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).

4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

- Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

- Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

- С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение.

1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем».

6) «Исправьте общество, и болезней не будет».

 

- Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).

 

IV. Подведение итогов урока.

- Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:

- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

- Как вы считаете, на чьей стороне автор?

- Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

 

V. Выставление и комментирование оценок.

 

VI. Домашнее задание. Объяснить значение слова «нигилизм». Найти сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова. Прочитать главы 13-19, 25-27.

 

Урок 2.

"Любовная лирика А.А. Ахматовой"

Й класс

Цель:

· раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

· помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оформление урока: Стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина.

Эпиграф к уроку:

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья –
Ведь все равно я с вами до конца”. (А. Ахматова. “Многим”. 1922.)

Содержание урока

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

Конкурс чтецов.

Звучат стихотворения “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, “Anno Domini” и др.

Вопросы: Что вы скажете о героине первых сборников Ахматовой? Почему Ахматову называли “Сапфо XXвека?

Подведение итогов урока.

- Какие повторяющиеся мотивы, приемы характеристики героини встречаются в стихотворениях Ахматовой на любовную тему?

- Каковы основные принципы ахматовской поэтической манеры и формы их воплощения в зависимости от конкретной темы стихотворения?

Домашнее задание

Сочинение “Тема любви в лирике А.Ахматовой”.

 

 

Урок 3.

"Общечеловеческий и социальный смысл комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

(9 класс)

Цели:

1) прийти к пониманию общечеловеческого и социального смысла комедии;

2) проанализировать характер главного героя пьесы;

3) развивать умения социально-психологической характеристики персонажей;

4) формировать навыки анализа драматического произведения.

Этапы урока

I. Проверка выполнения домашнего задания

Слово учителя

На прошлом занятии мы обсуждали некоторые особенности комедии Грибоедова как произведения нового типа, подробно говорили о ”фамусовской Москве”, представляющей “век минувший”, обозначили основные этапы развития конфликта социального, его незавершенность в рамках произведения.

Сегодня мы определим, в чем заключается общественный и общечеловеческий смысл комедии. Особое внимание уделим характеристике главного героя – Чацкого. Он вызывает до сих пор много вопросов. Что это за человек? Умен он или глуп? Комична или трагична его роль? Постараемся ответить на эти вопросы.

II. Беседа

- Главный герой комедии – Чацкий. Что мы узнаем о Чацком до его появления? Кто о нём вспоминает?

(Вспоминает о Чацком (д. I, явл. 5) горничная Софьи Лиза: “ Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!”. Софья о нем отзывается так “ Он славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит, мне забавно… ”. “Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой; но потом он съехал <…> и редко посещал наш дом. <…> Остер, умен, красноречив, в друзья особенно счастлив, вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него. Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?”.)

- Почему Софья так говорит о Чацком? Было ли любовью чувство, связавшее их? Обоснуйте свой ответ.

(Софья рассталась с Чацким, когда ей было 14 лет (сейчас ей 17). Они вместе росли, были хорошими друзьями, она по достоинству ценила его острый ум, красноречие, вместе они шутили и смеялись. Но он внезапно уехал, и три года о нем не было почти никаких вестей. А Софья повзрослела, стала по-другому смотреть на многие вещи. Теперь он увлечена Молчалиным. Очевидно, любви к Чацкому со стороны Софьи никогда не было.)

- С возвращением Чацкого в дом Фамусовых начинает разворачиваться любовный конфликт. Как появляется на сцене Чацкий? Какова реакция Софьи, и как оценивает ситуацию сам герой? Прав ли он?

(Чацкий появляется в доме совершенно неожиданно (и некстати для Софьи, влюбленной в Молчалина). Он сразу засыпал Софью вопросами: “Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вот прием!”. Во-первых, он не дает возможности девушке что-либо ответить; во-вторых, он даже отчитывает Софью, как будто имеет на это право: “Ни на волос любви! куда как хороши! <…> И вот за подвиги награда ” А какие подвиги? За то, что приехал. Достаточно “сухим” ответом возлюбленной “я вам очень рада” герой недоволен: “Однако искренно кто ж радуется эдак?”. Софья вынуждена оправдываться (как преступница) в том, что всегда интересовалась у проезжающих, не встречали ли они его где-нибудь. Очевидно, Чацкий в данном случае не прав, попросту неучтив и невежлив. Былая дружба (даже не любовь!) не дает ему права требовать каких-то ответов. Хотя, оправдывать Чацкого все же можно. В пылу своей страсти он забывает обо всём, к тому же он ещё не осознает, что Софья могла за время его отсутствия измениться, что она уже не та девочка, которой он ее знал.)

- О чем продолжают разговор друзья детства? Что задевает в словах Чацкого Софью? Подумайте, почему.

(После детских воспоминаний и комплементов Софье Чацкий открыто задает полушутливый вопрос: “Не влюблены ли вы?”. Девушке вопрос явно неприятен, так как посторонний человек пытается проникнуть в ее тайну. Еще больше настраивает героиню против Чацкого его обличительный выпад против Москвы, всех этих дядюшек и тетушек. Если задуматься, объяснить реакцию барышни не сложно. Она выросла в этом кругу. Это ее родных и знакомых так едко высмеивает Чацкий. Значит, и ее, ведь она, несмотря на свой юный возраст, по своему воспитанию и взглядам – сама часть той “фамусовской Москвы”. Далее Чацкий совершенно расстраивает все дело, небрежно упомянув Молчалина в разговоре: “Что я Молчалина глупее?” Итак с Софьей все ясно. Она и раньше не питала никаких чувств, кроме дружеских, к Чацкому, а теперь просто раздосадована на него. О любви тут и думать не приходиться. Но понимает ли это Чацкий?

Прозрение не приходит и после обморока с Софьей при падении Молчалина с лошади.)

- Как вы думаете, почему вроде бы неглупый Чацкий не понимает очевидных вещей?

(Он “глуп сердцем”)

О взаимоотношениях Софьи и Чацкого мы немного поговорили. Теперь перед нами фигура Молчалина. Оказывается, герой вовсе не таков, каким его себе представляет Чацкий. Проведем “следственный эксперимент”.

(Класс делится на группы, которые получают задания проследить взаимоотношения Молчалина с другими героями: а) Молчалин и Софья (Молчалин и Лиза); б) Молчалин и Фамусов (и другие важные гости); в) Молчалин и Чацкий. Один ученик при ответе зачитывает цитаты, другой делает обобщения (выступает в роли комментатора).)

III. Работа в группе.

Группа 1

С Софьей Молчалин несмел, застенчив: “Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит.”Он не многословен, приобрел дружбу всех в доме. Конечно, нет в нем того ума, который “скор, блестящ и скоро опротивет”, - признает Софья, но, по ее мнению, как раз не такой ум нужен, чтобы “осчастливить” семейство.

С Лизой Молчалин совершенно иной: ведет себя очень вольно, говорит, что искренне любит только ее, а в Софье Павловне не видит “ничего завидного” и вовсе не собирается на ней жениться: “Без свадьбы время проволочим”. Оказывается, он лишь прикидывается влюбленным “в угоду дочери такого человека” (т.е. своего покровителя Фамусова).

Подслушав разговор Молчалина с Лизой, Софья гонит Молчалина прочь. Тот просит прощения, унижается, бросаясь перед ней на колени. Он и здесь пытается солгать, вывернуться: “Шутил, и не сказал я ничего, окроме…”. Несмотря на мольбы о прощении, Молчалин изгнан Софьей, но навсегда ли? Чацкий полагает, что она его простит: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”.

Группа 2

Молчалина привет в дом Фамусов:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Молчалин боится, что Фамусов узнает о его тайных встречах с дочерью и выгонит. Секретарь Павла Афанасьевича жтвет по завещанию отца:

…угождать всем людям без изъятья.
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И он действительно угождает: “Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет” (Чацкий о нем).

Группа 3

Чацкий весьма невысокого мнения о Молчалине, считает его глупым: “Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье”; “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть”, всегда “на цыпочках и не богат словами”.

Чацкий не замечает, что Молчалин, в свою очередь, сам его жалеет и даже хочет оказать некоторую услугу – покровительственно наставляет икать протекции у знати, выслужиться. Далее Молчалин поучает Чацкого: “Ведь надобно ж зависеть от других”. Для чего? – “В чинах мы небольших”. Вероятно, под этим “мы” он подразумевает не только себя, но и Чацкого.

- Таким образом, Молчалин далеко не безобидный персонаж, зря Чацкий его недооценивает. Впрочем, однажды он пророчески предсказывает судьбу Молчалина: “Он дойдет до степеней известных…”.

- Мы с вами посмотрели на Молчалина “со стороны”. Так кто же он такой, и почему достаточно неглупая и смелая в своих предпочтениях Софья предпочитает его остроумному Чацкому?

(Софья не глупа, но она воспитана на французских романах. Безмолвие и крепость Молчалина она принимает за искреннюю любовь и обожание. Ей лестно облагодетельствовать безродного секретаря. Кроме того Софья избалована и своенравна, очевидно, ей кажется, что она легко сможет управлять таким мужем, как Наталья Дмитриевна повелевает своим Платоном Михайловичем. Это был идеал московских невест, по точному определению Чацкого: “Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…”. Ни Софья, ни Чацкий и вообще никто в доме Фамусова не замечает второй стороны натуры Молчалина. Пока он действительно молча всем угождает – от хозяина до его собаки, он зависит от других. Но это только пока: “В чинах мы небольших”. Два его самых замечательных качества (по его же словам) – “умеренность и аккуратность” – работают на его репутацию. А если прибавить к этому трезвый холодный расчет, мы увидим все задатки очень способного делового человека. И этот человек пойдет далеко, дальше, чем Чацкий с его горячностью и открытостью в суждениях. Этот новый человек, он, скорее, напоминает предприимчивого и устойчивого к любым переменами буржуа, который придет к власти.)

- Благодаря фигуре Молчалина в комедии не один, а целых три любовных треугольника: Чацкий – Софья – Молчалин; Софья – Молчалин – Лиза; Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша.

Именно любовный конфликт дает толчок конфликта социального.

- Когда происходит кульминация в развитии социального конфликта? Чем она вызвана?

(Конфликт социальный обостряется на балу. Раздосадованная на Чацкого Софья случайно называет его сумасшедшим, и общество, жадное до подобных сплетен, с удовольствием подхватывает ее слова, да еще добавляет подробностей. Но Чацкий сам в этом виноват. Он подтверждает слух о своем безумии своим обвинительным монологом в адрес остальных.)

- В начале урока мы уже говорили о взглядах Чацкого на некоторые важные вопросы воспитания, образования, политики. Теперь посмотрим на сцену бала.

- В чем же упрекает присутствующих Чацкий?

(Чацкий обвиняет русское высшее общество приверженности ко всему иностранному. Но он критикует не только язык – смесь “французского с нижегородским”, а и одежду “по шутовскому образцу”, и нравы, и даже “смешные бритые седые подбородки”. Т.е. в данном случае он выступает как типичный славянофил. Собственно, он предлагает вернуться к допетровским временам. Поэтому, его действительно принимают за больного, неразумного.)

- Докажите, что Чацкий в этой сцене являет собой фигуру трагическую и комическую одновременно.

(После объяснения с Софьей, которая уже прямо говорит ему, что любит не его, а Молчалина, Чацкий совершенно потерян, раздосадован. Но всю свою досаду и раздражение он выплескивает на “банальное общество”, пытаясь проповедовать свои идеи. Но он выбрал неподходящее время и место: люди хотят веселиться, а не выслушивать нравоучения. В разгар своего монолога Чацкий внезапно обнаруживает, что его никто не слушает, а вокруг уже все давно кружатся в вальсе. Его жалко, но одновременно нелепая фигура героя вызывает улыбку. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И, главное, на кого? На глухого князя Тугоуховского? На глупую старуху-графиню?..

Социальный смысл комедии раскрывается в споре Чацкого с “фамусовской Москвой”.

После разоблачения Молчалина в глазах Софьи Чацкий уезжает. Он покидает дом в смятенном состоянии. Он бросает последние обвинение свету. Софью он винит в то, что она его “надеждой завлекла”, Москву с ее обществом называет “мучителей толпой”. Герой мечтает “на весь мир излить всю желчь и всю досаду”. Он так и уезжает никем, не понятый, объявленный безумцем.)

IV. Подведение итогов.

В критике было много споров о фигуре Чацкого. Некоторые утверждали, что он близок автору: умен, равнодушен к чинам, карьере стремится к личной независимости; в нем отмечаются некоторые черты “политического вольнодумства” (в диалогах с Фамусовым), он критически относится к свету. Его мировоззрение несовместимо с патриархальной “фамусовской Москвой”. Чацкий долго путешествовал, набрался “вольных мыслей”, но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность. Именно поэтому Пушкин, например, вовсе отказывал грибоедовскому герою в уме: как можно “высказывать” свои суждения кому попало?

Одно время критики даже утверждали, что Чацкий – декабрист (по крайней мере по убеждениям). Но разве он похож на декабриста? В его мыслях нет ничего необычного: так думали многие образованные люди того времени. К тому же Чацкий – вовсе не герой-боец. Он приехал в Москву вовсе не с целью проповедовать политические взгляды, обличать пороки общества. Он вернулся только ради Софьи. Он высказывает свои мысли в основном случайно, причем чаще находясь в состоянии досады на Софью, не отвечающую ему взаимностью.

Появление Чацкого ничего не изменила во взглядах московского общества, наоборот, повредило лишь самому Чацкому. Его фигура трагична и комична одновременно. Он напоминает нам бессмертного Дон Кихота Сервантеса, сражающегося с ветряными мельницами (фамусовским обществом).

V. Домашнее задание.

1. Выписать из текста комедии как можно больше выражений, ставших крылатыми (афоризмов).

2. Ознакомиться с критическим этюдом И.А. Гончарова “Мильон терзаний”, найти высказывания о главных героях пьесы.

 

Урок 4.

Драма «Бесприданница»

«А напоследок я скажу…»

(интегрированный, 10 класс)

Цели уроков: проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности.

Задачи:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь;

-вызвать интерес к творчеству А.Н.Островского;

-формировать нравственные ценности личности.

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ

Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями.

Используемые педагогические технологии:

-традиционная педагогическая технология;

-информационно – коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска,

фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», романсы «А напоследок я скажу», «Не искушай меня без нужды», аудиозаписи или фонохрестоматия текста.

Используемая литература: Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.

!!! Чтобы сэкономить время на уроке, необходимо заранее раздать проблемные вопросы учащимся по группам или индивидуально.

Ход урока

II. Вступительная беседа

Слайд 3

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов — это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

Слайд 4

Основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения.

Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

Проблемные вопросы: В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает, заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы? В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает, заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы?

III. Сюжет драмы.

Слайд 5

Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Как и в «Грозе», действие развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти

Друг Островского, актер М. И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с тремя дочерьми. Две разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им — приданое. Младшая — тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, Веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записке, перед нами первые подступы к сюжету, который определился лишь к ноябрю 1874 года. Но его художественная реализация растянулась на долгие годы. 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись «opus 40», а в письме к начальнику репертуарной части петербургских театров сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

Слайд 6 Знакомство с действующими лицами

Слайд 7

А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.» Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова. Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея Петрова.

Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»

Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы Б. Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой, незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре.

Слайд 8 Сюжет пьесы

V. Подведение итогов

Слайд 22 Анализ действия III, 12-е явление

Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Каков же финал пути к Паратову? Прочитайте монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?

(Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело. Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело.)

Слайд 23

(Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини — трагедия одинокой души.)

Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях?

(Лариса — чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит ее желание: «уедемте отсюда», «поскорее отсюда вырваться», «уехать надо», «поедемте поскорей», «бежала б я отсюда куда глаза глядят», «мне хочется бежать отсюда». Все ею восхищаются, претендуют на нее, но ее заветное желание — бежать. Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают ее судьбу.)

Слайд 24

Кем является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится?

(Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ла-рису, заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, и Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины.)

— Почему в самый напряженный момент когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды»? (Звучит романс).

(Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его, своего искуси-теля, и вот он пришел. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду.)

(Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может. И когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет.

Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?

Слайд 25

Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала).

Слайд 26-27

Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила? Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила?

 

Домашнее задание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.115 с.)