Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой.



 

«Половой признак» в заглавии неслучаен: по наблюдениям психологов и педагогов, нынеш­них мальчиков сложнее приобщить к самосто­ятельному чтению, нежели девочек, В Англии эта проблема даже названа «самой главной педагогической проблемой современной Вели­кобритании».

Правда, мой личный родительский опыт свидетельствует об обратном: мои сыновья по­любили читать гораздо раньше, чем дочка. Однако в целом, пожалуй, мальчишки сейчас действительно читают меньше девчонок. И это понятно, ведь из двух основных «конкурен­тов» книжек — телевизора и компьютера вто­рой приковывает к себе, в основном, предста­вителей сильного пола. Именно они склонны увлекаться компьютерными играми настолько, что уже не слышат и не видят ничего вокруг. Да и двигательной расторможенностью, меша­ющей сосредоточиться, чаще страдают именно мальчики.

Но почему компьютер и телевизор обяза­тельно должны конкурировать с книгами? Разве они не могут дополнять чтение? Как выясняется, нет. Особенно в тот период, когда навык самостоятельного чтения еще не сло­жился и прочесть всего одну страницу, на­бранную крупным шрифтом, для ребенка рав­носильно подвигу Геракла.

Все дело в том, что у дошкольников и млад­ших школьников еще не развито так называ­емое «эйдетическое чтение», при котором пе­чатное слово порождает внутренний «видео­ряд» образов. С трудом разбирая по складам «наша Таня громко плачет», дети не могут одновременно представлять себе зареванную девчушку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необ­ходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают толчок «видеоряду», но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии ребенка. Учась читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы, нарисованные писателем.

Однако дело это достаточно долгое и трудо­емкое. Куда легче быть пассивным потребите­лем экранной продукции, где все тебе препод­носится на блюдечке: и образный, и словес­ный, и звуковой ряд. И все такое броское, красочное, запоминающееся!

Но для фантазии в этом случае места не остается, она оказывается заблокированной. А значит, читать будет еще труднее. А трудное отталкивает... Так возникает порочный круг, который большинство детей пытается разор­вать самым естественным для них способом: идя по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от чтения вообще.

Поэтому все больше специалистов приходят к выводу, что с раннего детства приучать де­тей к чтению вредно для их дальнейшего раз­вития.

Ну да, ведь ребенок должен дозреть до же­лания научиться читать, а сейчас этого часто не происходит. Он просто не успевает по-на­стоящему захотеть и относится к чтению как в тяжелой повинности, навязанной ему взрос­лыми. Что, естественно, не вызывает у него энтузиазма.

Раньше педагогика была гораздо менее на­вязчивой, плавной. Как теперь принято гово­рить, «природосообразной». Взрослые не торо­пили развитие ребенка, справедливо считая, что всему свое время.

И такое время действительно наступало. В один прекрасный день — обычно годам к шести — ребенку вдруг становилось обидно, что окружающие умеют читать (особенно если у него были старшие братья или сест­ры), а он — нет. Тогда он брал книгу и де­лал вид, что читает, а на самом деле повто­рял давно выученные наизусть стихи, сказ­ки, рассказики. И на некоторое время успо­каивался. Но потом обязательно находился какой-нибудь вреднюга, который начинал над ним подтрунивать. И у задетого за живое шестилетки (а в этом возрасте для большин­ства детей мнение сверстников становится уже достаточно значимым) появлялся дей­ствительно мощный стимул к обучению. Так научились читать и я сама, и множество моих знакомых.

Сейчас же родители начинают уроки чтения в четыре (а то и в три!) года, когда у многих ребятишек еще нет никакой ориентации на сверстников. Значит, играть на их самолюбии бесполезно. Да и желание «быть большим» в этом возрасте вполне удовлетворяется гораздо более простыми средствами. Разрешили ребен­ку самому спуститься с лестницы, не дер­жась за руку взрослого, он уже чувствует себя повзрослевшим. А если дали в руки нож­ницы или молоток — то это вообще предел мечтаний!

Все прекрасно знают, что тепличные овощи, выращенные в ускоренном режиме, не срав­нятся по вкусу и питательным свойствам с грунтовыми, созревание которых происходило «природосообразно». Но почему-то, когда речь заходит о детях, мы порой забываем, что при­рода мудрее нас.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.005 с.)