Еще немного о вреде гиперопеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еще немного о вреде гиперопеки



Уродительской гиперопеки есть и другой суще­ственный минус. Я уже писала об этом, но хочу повторить еще раз. Чрезмерная опека ли­шает ребенка инициативы, подавляет его волю.

Спросишь у такого мальчика или такой де­вочки: «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга?», а они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессо­вую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бо­яться ответов у доски, контрольных, учитель­ницу. Со временем у них может даже развить­ся на этой почве так называемый школьный невроз, и учеба пойдет насмарку.

Гиперопека вообще порождает множествен­ные страхи. На первый взгляд это кажется парадоксальным, ведь родители опекают ре­бенка именно для того, чтобы оградить его от опасностей. Но, если разобраться, странного тут ничего нет. Какая картина мира возника­ет у малыша, над которым трясутся взрос­лые? — Ну, конечно, ужасная! Все, что ни возьми, таит в себе угрозу! Выйти из подъез­да одному нельзя — тебя тут же украдут. Молоток не бери — отшибешь палец. С незна­комыми ребятами на детской площадке играть нежелательно — подцепишь инфекцию. И так далее и тому подобное.

Конечно, это не означает, что дети должны расти без присмотра, но к школьному возрас­ту рамки их самостоятельности стоит суще­ственно расширить. И лучше позаботиться об этом примерно за год до школы.

 

Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?

Если вы не хотите отдавать ребенка в садик (а я, как вы уже поняли, сама не горячая по­клонница детских садов), примерно за год до первого класса определите его в группу эсте­тического воспитания или подготовки к шко­ле, сейчас они есть во многих местах.

Вы скажете:

— Да мы сами научим его читать и рисо­вать! Зачем нам тратить время и деньги?

А затем, что атмосфера занятий в таких группах максимально приближена к школь­ной. Дома вы ее создать вряд ли сумеете. А нагрузка гораздо меньше, поэтому привыкать к учебе ребенок будет плавно. Именно там он может научиться аккуратно вести тетради, собирать и разбирать портфель, не устраивая в нем мусорную свалку, быстро переодеваться для занятий ритмикой или физкультурой.

Детей в таких группах обычно меньше, чем в школьном классе, но не так уж и мало. Поэтому ваш ребенок пройдет неплохую пси­хотренировку: привыкнет к галдежу (некото­рых «домашних» детей это на первых порах сильно выбивает в школе из колеи), поучит­ся отвечать перед классом, не стесняться участвовать в открытых уроках, будет нала­живать отношения со сверстниками и прочее, и прочее. Психолог, обследовав ребенка и по­няв особенности его характера, подскажет вам, каких трудностей стоит ожидать при по­ступлении в школу и как лучше с ними справляться. Так что вы заранее будете во всеоружии.

Конечно, на самом деле, отдавать ребенка для подготовки к школе куда-либо вовсе не обязательно. Обходились же раньше люди безо всяких групп! Но, если у вашего сына или дочери есть психологические проблемы, с ко­торыми вы не справляетесь, всё же лучше подстраховаться.

 

Права и обязанности

Шестилеток стоит приучать и к выполнению не разовых, а постоянных домашних поруче­ний. Таких, которые не требуют больших уси­лий, но зато должны выполняться ежедневно.

Пусть девочка, к примеру, поливает цветы или подметает пол. А мальчик может выбра­сывать мусор и, идя вместе с мамой в мага­зин, нести не очень тяжелую сумку.

Причем очень важно, чтобы дети не счита­ли свою помощь одолжением. Для этого при первом же «бунте на корабле» продемонстри­руйте, что вы тоже много чего не обязаны делать. Например, покупать детям сладости или читать перед сном книжки. Приучать ре­бят к постоянным домашним обязанностям полезно, разумеется, не потому что родители без помощи ребенка уже не справляются с до­машними делами. Естественно, взрослым лег­че все сделать самим. Но имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное вы­полнение определенной работы необходимо прежде всего ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы.

Вообще расширение самостоятельности ре­бенка включает в себя как бы два аспекта. С одной стороны, это расширение обязанностей (что так по душе родителям), а с другой — расширение прав (столь любезное сердцу ре­бенка). И любой перекос здесь чреват непри­ятными последствиями. Перегнете палку с обязанностями — лишите сына или дочь дет­ства. А увлечетесь расширением прав — дети вырастут капризными и своевольными.

Очень часто родители не понимают, каким образом можно расширить детские права.

— Ну, стали мы выпускать его одного во двор. А что еще? — говорят они.

Им, привыкшим мыслить масштабными взрослыми категориями, кажется, что это не­пременно должно быть нечто значительное, принципиально новое. Но дети-то мыслят со­вершенно иначе! Для вас лечь спать на полча­са позже — мелочь, не стоящая выеденного яйца, а для них — большая привилегия.

Вся детская жизнь складывается из мело­чей. Чуть побольше посмотреть телевизор, по­дольше повеселиться с друзьями, получить раз­решение не есть ненавистную овсянку, самому выбирать маршрут воскресной прогулки — это уже существенное расширение детских прав. Но... лишь тогда, когда ребенок воспитывает­ся достаточно строго, а не смотрит все телепе­редачи подряд и не кусочничает вместо обеда. С жертвами «свободного воспитания» дела об­стоят гораздо печальнее, поскольку, если дети с пеленок делают только то, что им нравится, их права и так уже расширены дальше неку­да. В итоге становится непонятно, чем их еще можно прельстить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.007 с.)