Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Съемка при осмотре места пожара

Поиск

При осмотре места пожара последовательно выполняются 4 вида криминалистической съемки - ориентирующая, обзорная, узловая, детальная (рис. 10.1).

Ориентирующая съемка

Показывает взаимное расположение места горения (места пожара) и окружающей его обстановки или местности. Соответствующие снимки называются ориентирующими. Наилучшие ориентирующие снимки получают с высоких точек съемки. При этом они наиболее приближаются к планам, показывающим расположение объектов. Для этого рекомендуется применять широкоугольные объективы или производить панорамную съемку.

Не следует ограничивать количество съемочных кадров. По возможности ориентирующие снимки делают с разных точек, не менее чем с четырех сторон, с тем, чтобы впоследствии можно было отобрать наиболее характерные.

Обзорная съемка. Панорамная съемка

Обзорная съемка фиксирует место пожара изолированно от окружающей обстановки, т. е. в границах сгоревшего здания, автомобиля, комнаты.

Если место происшествия не умещается на одном кадре, применяется панорамная съемка.

При съемке открытой местности и при достаточной освещенности можно использовать специальный панорамный фотоаппарат типа "Горизонт".

 

 

Рис. 10.1. Фотосъемка места пожара на местности (цифрами обозначена последовательность выполнения кадров; заштрихованы перекрытия границ кадрового окна фотоаппарата при съемке):

I - ориентирующая съемка (круговая панорама); II - обзорная фотосъемка; III - узловая съемка; IV - детальная съемка (масштабная)

Типы панорам в практике исследования пожаров могут быть следующие:

- круговая панорама, охватывающая местность в пределах круга, т. е. 360°;

- секторная панорама, охватывающая местность в пределах, меньших 360°;

- линейная панорама, охватывающая пространство не в угловом, а в линейном измерении.

Секторная панорама является наиболее распространенной. Наилучшие результаты при съемке этой панорамы получаются с применением штатива, когда фотоаппарат укреплен на специальной панорамной головке, которая представляет собой приспособление, поворачивающееся относительно вертикальной оси не менее чем на 360°.

Способ круговой панорамы - применяется для съемки с большого расстояния. Объект фотографируют с одной точки по частям, поворачивая аппарат на штативной головке или (при отсутствии штатива) поворачиваясь с аппаратом в руках и оставаясь при этом на одном месте.

Способ линейной панорамы - применяется для съемки ^близкого расстояния, когда размеры помещения не позволяют отойти на достаточное расстояние. Объект фотографируется по частям с нескольких точек, находящихся на одинаковом расстоянии от него. В каждый последующий кадр должна входить часть объекта с предыдущего кадра.

Порядок обзорной съемки в помещении показан также на рис. 10.2, на котором цифрами обозначены последовательно выполняемые кадры фотосъемки; стрелками показаны угол захвата фотообъектива, направление и точки съемки.

 

Рис. 10.2. Фотосъемка в помещении:

1 - фотоаппарат; 2 - направление съемки; 3 - угол захвата объектива

Узловая съемка

Узловые фотографии делаются с целью зафиксировать в наиболее крупном масштабе важные участки места пожара. В масштабе, соответствующем узловой фотосъемке, фотографируют предметы, имеющие отношение к очагу пожара, очаговые поражения, характерные изменения конструкций, возникшие в результате пожара, и другие важные участки объекта.

Детальная съемка

Проводится, если есть необходимость более детального отображения предметов, которые имеют связь с причиной пожара или представляют какой-либо другой интерес а также отдельных следов.

Детальная съемка проводится в ходе как статического, так и динамического осмотра, по мере исследования всех следов и предметов, которые могут иметь отношение к происшествию, фиксации их индивидуальных признаков. Производится детальная фотосъемка, с обязательным использованием масштаба (см. ниже); при необходимости производится макросъемка с применением удлинительных колец.

При фотографировании, особенно в условиях недостаточной освещенности, необходимо делать кадры-дубли. Фотосъемка производится независимо от того, будет изыматься объект или нет. Фотографируют сначала объект или участок места пожара, на котором обнаружен след, а затем уже сам след. Закрепление и изъятие следов производится только после их фотосъемки.

При детальной съемке следов и предметов необходимо учитывать следующие требования:

- отражение максимальной информации о предметах и следах, их взаимном расположении, форме, размерах, отдельных признаках;

- изображение объектов вместе с масштабной линейкой должно занимать всю площадь кадра;

- плоскость пленки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта.

При съемке следов не рекомендуется:

- использовать фотопленку повышенной зернистости;

- применять фотообъективы с недостаточной разрешающей способностью или искажающие изображение (например, типа "Мир");

- выполнять детальную фотосъемку следов с удлинительными кольцами без надлежащей опоры фотоаппарата ("с руки");

- проводить фотосъемку без дублирования кадров. Укрупнение масштаба сильно уменьшает глубину

резко изображаемого пространства. Поэтому для получения наиболее резкого снимка (в случае объемного предмета) выгоднее снять его в более мелком масштабе с последующим увеличением при печати [47].

Не следует объединять кадры съемки разных пожаров на одной катушке пленки. Необходимо закончить съемку каждого места пожара и удалить последнюю катушку из камеры перед отъездом с места. Это поможет избежать многих случаев беспорядка и проблем позже.

Объект, который был сфотографирован во время пожара, при осмотре последствий пожара фотографируется еще раз. Съемку ведут так, чтобы общее представление о месте пожара было наиболее полным.

Подготовка к съемке

Перед съемкой необходимо по возможности убрать временные конструкции, случайные предметы и людей, которые видны в кадре. Исключение - следственный эксперимент или фигура человека как единица масштаба [47].

Использование масштабов

Детальную, а иногда и узловую, фотосъемку следует делать так, чтобы потом можно было по снимку при необходимости осуществить геометрические измерения. Для этого в кадр следует включать какую-нибудь единицу длины, например, линейку или метр.

Еще лучше, если это будет специальная масштабная линейка или так называемый масштабный квадрат. Можно изготовить и применять комбинированный масштаб, сочетающий линейку и квадрат (рис. 10.3). Он имеет по краям миллиметровые деления, а в центральной части - квадрат со стороной 3 см, в свою очередь разбитый на квадраты со стороной 5 мм, контрастно окрашенные в шахматном порядке.

 

Рис. 10.3. Масштабная линейка

Как известно, основным правилом масштабной съемки является параллельность плоскости фотоматериала и поверхности фотографируемого объекта. При применении масштабной линейки это правило должно соблюдаться в обязательном порядке. Ранее то же требование предъявлялось и к съемке с квадратным масштабом, что требовало закрепления фотоаппарата на штативе и использования отвесов и иных приспособлений для обеспечения параллельности плоскостей [57, 58]. В настоящее время экспериментально показано, что квадратный масштаб и фотоаппарат могут быть расположены относительно друг друга произвольно, при этом перспективные искажения могут быть учтены при дешифровке фотоснимков. Относительная погрешность измерений находится в интервале ОД-4 % [59].

При обзорной и узловой съемке места пожара также целесообразно применение специальных масштабов. Это позволит в дальнейшем определять размеры изображенных на фотографиях конструктивных элементов зданий и сооружений, отдельных предметов и расстояний между ними. Для подобного рода съемок могут быть использованы масштабы в виде планшетов, расчерченных на квадраты с длиной стороны 0,25-0,5 м [59, 60]. При съемке главная оптическая ось объектива может быть параллельна предметной плоскости или пересекать ее под острым углом. Ориентация фотоаппарата и масштаба может быть произвольной и выбирается из условий съемки. Для удобства последующих рекомендуется, однако, располагать квадратный масштаб по возможности ближе к фотоаппарату и ориентировать его так, чтобы одна из диагоналей была направлена от фотоаппарата к объектам съемки, т. е. масштаб должен быть обращен под углом в сторону фотоаппарата.

Учитывая, что при анализе фотографий может понадобиться определение линейных параметров не только в плоскости, но и в трех измерениях, рекомендуется использовать также раскладной шаблон, состоящий из трех линеек длиной 1,0-1,5 м, имеющих четкую, видимую на фотографиях, разметку. На месте съемки линейки шаблона раскладываются в трех перпендикулярных направлениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.01 с.)