Раздел 2. Организация и производство расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, совершенного в условиях неочевидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Организация и производство расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, совершенного в условиях неочевидности



Следственное учение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На лекции рассматриваются особенности организации и производства расследования грабежей и разбоев, совершенных в условиях неочевидности.

Важным направлением практического обучения курсантов является выработка умения и навыков расследования умышленных преступлений. Почти 80 % таких преступлений совершаются в условиях неочевидности. К их числу следует, прежде всего, отнести причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой.

Следственное учение подготовлено на основе изучения уголовных дел о разбоях, сопряженных с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенных в условиях неочевидности, которые расследовались в следственных подразделениях УМВД г. Волжского.

В основу учения положена фабула уголовного дела о разбое, совершенном в вечернее время суток на улице крупного города.

Учение проводится в форме деловой игры на криминалистическом полигоне и в учебных аудиториях института. На семи практических занятиях рассматриваются вопросы организации раскрытия и производства расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенного в условиях неочевидности, начиная с момента получения сообщения о преступлении и заканчивая обсуждением работы следователя на последующем этапе расследования этого преступления.

Студенты выполняют следственные действия, которые отражают специфику расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью.

Начинается учение с исследования одной из типичных и сложных исходных следственных ситуаций: в вечернее время полицейские патрульно-постовой службы, охраняющие общественный порядок на улицах крупного города, обнаруживают тяжелораненого гражданина, личность которого сразу не удается установить, а лица, причинившие ранение этому гражданину, успевают скрыться. При этом не определены мотивы нападения.

В ходе учения решаются задачи:

• закрепление знаний по криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу, психологии, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;

• выработка умения и первоначальных навыков:

руководства работой следственно-оперативной группы при раскрытии неочевидного преступления на первоначальном этапе расследования;

планирования на первоначальном и последующем этапах расследования по уголовному делу о причинении тяжкого вреда здоровью;

использования криминалистических учетов и информационно-поисковых систем в ходе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью;

организации поисковых и розыскных мероприятий на первоначальном этапе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенного в условиях неочевидности;

взаимодействия следователя с оперативными работниками ОВД при задержании лица, подозреваемого в совершении разбоя и причинении тяжкого вреда здоровью;

принятия различных процессуальных решений и проведения отдельных следственных действий при расследовании разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью;

- составления необходимых процессуальных документов и деловых бумаг следователя;

квалификации разбоя, сопряженного с совершением иных преступлений.

При подготовке к занятиям студенты должны:

· внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями к конкретному занятию (см. подраздел 1.2);

· уяснить вопросы, знание которых необходимо для успешной работы на практическом занятии;

· изучить нормативные акты, специальную литературу и подготовить развернутые ответы на все поставленные вопросы;

· выполнить домашнее задание. Практические занятия проводятся по следующей примерной схеме:

- обсуждение контрольных вопросов;

- анализ и оценка информации о преступлении, которая содержится в специальных вводных (см. раздел 4);

- принятие организационных либо процессуальных решений и производство следственных и иных действий;

- составление процессуальных либо организационно-методических документов;

- обсуждение заданий, выполняемых на занятии либо в часы самоподготовки.

Во время, отведенное на самостоятельную работу, студенты выполняют домашние задания, просматривают учебные видеофильмы о грабежах, разбоях, причинении вреда здоровью.

По окончании этого учения студенты систематизируют документы следственного учения (см. прил. 1), а затем представляют их преподавателю для проверки и оценки.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Занятие 1. Работа следственно-оперативной группы при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности.

На этом занятии студенты рассматривают вопросы организации Работы дежурной части ОВД и следственно-оперативной группы при поступлении от наряда патрульно-постовой службы (ППС) сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности. При подготовке к занятию студенты должны уяснить:

• содержание понятий «преступление, совершенное в условиях неочевидности», «раскрытие преступления»;

• особенности раскрытия преступлений по горячим следам;

• порядок действий наряда ППС при обнаружении преступления;

• содержание работы оперативного дежурного ОВД при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности;

• особенности работы следственно-оперативной группы при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности.

Студенты должны иметь четкое представление о содержании деятельности следователя при получении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности.

Для этого необходимо узнать содержание приказов МВД России: от 13 марта 2003 г. N 158; от 9 апреля 1993 г. № 170; от 20 сентября 1994 г. № 260; от 20 июня 1996 г. № 334; от 4 января 1999 г. № 1.

Кроме этого следует изучить работу В. В. Сидорова «Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика» и приложение 2 к настоящему учению, а также иную рекомендованную к занятию литературу.

Занятие 2. Работа следственно-оперативной группы на месте происшествия. Принятие следователем решения о возбуждении уголовного дела

Готовясь к занятию, студенты должны помнить, что по прибытии на место происшествия следователь становится единственным руководителем производимого комплекса работ. Ему необходимо определить содержание своей работы и работы каждого участника дежурной следственно-оперативной группы на месте происшествия. Он должен уметь анализировать исходную следственную ситуацию, ставить задачи другим участникам СОГ, определять объем, содержание, порядок и способы осмотра места происшествия.

Кроме того, следователь должен знать технико-криминалистические средства, которые необходимо использовать порядок взаимодействия с участниками СОГ и дежурной службой ОВД и типовые версии, выдвигаемые на основе информации, устанавливаемой на месте происшествия.

Для изучения указанных вопросов следует прочитать:

- Приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334;

- учебное пособие А. П. Рыжакова «Следственные действия и е способы собирания доказательств» (Тула, 1997); главу 28 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1898);

- учебное пособие «Следственные действия» (М., 1994).

Также необходимо уяснить поводы и основания для возбуждения уголовного дела о причинении тяжкого вреда здоровью.

Для этого студенты должны изучить учебное пособие Б. П. Тетеркина и Е. З. Трошкина «Возбуждение и расследование уголовных дел», учебное пособие В. М. Жуковского «Возбуждение уголовных дел против личности» и иную специальную литературу, указанную в плане занятия.

Занятие 3. Планирование расследования преступления, совершенного в условиях неочевидности

При подготовке к занятию студенты должны уяснить следующие вопросы:

• типичные задачи первоначального этапа расследования неочевидного преступления;

• понятие «согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий»;

• форма и содержание согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе расследования;

• система криминалистических учетов и АИПС, используемых на первоначальном этапе расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности;

• содержание информации, используемой при выдвижении следственных и оперативно-розыскных версий;

• виды и возможности криминалистических учетов, используемых при расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности.

Для изучения указанных вопросов студентам, прежде всего, необходимо повторить и проанализировать вводные № 1-5, а также изучить следующую литературу: Приказ МВД России от 31 августа 1993 г. № 400 и Приказ МВД России от 1 июня 1993 г. № 261; книгу В. В. Сидорова «Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика», учебное пособие С. М. Самоделкина, В. В. Попова и А. Ф. Родина «Планирование расследования преступлений отдельных видов» (Волгоград, 1995).

Занятие 4. Организация и производство допросов свидетелей. Поручение органу дознания производства поисковых мероприятий

Студенты при подготовке к занятию должны уяснить:

• содержание предмета допроса свидетеля;

• элементы, которые составляют понятие «организация допроса свидетеля»;

• порядок производства и оформления допроса свидетеля;

• виды и порядок использования технических средств, применяемых при допросе свидетелей;

• организация и содержание производства допроса свидетеля в конфликтной ситуации;

• формы взаимодействия следователя с органом дознания;

• структура поручения о производстве оперативно-поисковых мероприятий;

• основания и порядок назначения судебных экспертиз. Виды экспертиз, назначаемых на первоначальном этапе расследования неочевидных преступлений;

• структура и содержание постановления о назначении дактилоскопической экспертизы.

Для этого Студентам рекомендуется изучить главу 28 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1998).

Кроме того, следует изучить статью И. Ф. Храпова «Взаимодействие оперативных аппаратов и следственных подразделений ОВД», учебное пособие В. А. Михайлова и Ю. П. Дубягина «Назначение и производство судебной экспертизы в стадии предварительного расследования» и другую литературу, рекомендованную к занятию.

Занятие 5. Организация и производство задержания лица в качестве подозреваемого

Готовясь к занятию, студенты должны знать следующее:

• основания и мотивы задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;

• процессуальный порядок задержания подозреваемого;

роль следователя в обеспечении прав и законных интересов подозреваемого; порядок вызова защитника;

· процессуальное оформление задержания подозреваемого; содержание работы следователя при задержании подозреваемо-r0 в помещении;

• содержание взаимодействия следователя с оперуполномоченным при задержании лица в качестве подозреваемого.

Студентам рекомендуется изучить Приказ МВД России от 26 января 1996 г. № 41, учебное пособие С. А. Колосовича и А. В. Пария «Правовой статус подозреваемого и проблемы его совершенствования» и другую рекомендованную литературу.

Занятие 6. Работа следователя по изобличению лица, подозреваемого в совершении преступления

При подготовке к занятию студенты должны уяснить следующие вопросы:

• предмет допроса лица, подозреваемого в совершении разбоя и причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего;

• особенности организации и производства в конфликтной ситуации допроса подозреваемого;

• тактические приемы, используемые для изобличения лжи в показаниях подозреваемого;

• порядок вызова подозреваемого, содержащегося в изоляторе временного содержания.

Для познания этих вопросов следует изучить главы 18 и 19 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1997), статью В. М. Исаенко «Взаимодействие следователей и судебно-медицинских экспертов» и иную, указанную в плане занятия, литературу.

Кроме того, рекомендуется повторить порядок производства очной ставки и назначения судебно-медицинской экспертизы, поскольку эти вопросы также рассматриваются на занятии.

Занятие 7. Работа следователя при предъявлении

обвинения. Планирование последующего этапа расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего

При подготовке к занятию студенты должны уяснить:

• особенности работы следователя по определению достаточности доказательств для предъявления обвинения в совершении разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;

• особенности квалификации разбоя, сопряженного с совершением других преступных действий;

• организация и производство с участием защитника предъявления обвинения и допроса обвиняемого;

• содержание работы следователя на последующем этапе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

На этом занятии студенты завершают изучение материалов следственного учения. В этой связи необходимо хорошо знать содержание вводных № 1-15 и подготовленных в ходе учения документов.

Студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с литературой, рекомендованной для изучения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.028 с.)