Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Организация и производство расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, совершенного в условиях неочевидности
Следственное учение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ На лекции рассматриваются особенности организации и производства расследования грабежей и разбоев, совершенных в условиях неочевидности. Важным направлением практического обучения курсантов является выработка умения и навыков расследования умышленных преступлений. Почти 80 % таких преступлений совершаются в условиях неочевидности. К их числу следует, прежде всего, отнести причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой. Следственное учение подготовлено на основе изучения уголовных дел о разбоях, сопряженных с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенных в условиях неочевидности, которые расследовались в следственных подразделениях УМВД г. Волжского. В основу учения положена фабула уголовного дела о разбое, совершенном в вечернее время суток на улице крупного города. Учение проводится в форме деловой игры на криминалистическом полигоне и в учебных аудиториях института. На семи практических занятиях рассматриваются вопросы организации раскрытия и производства расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенного в условиях неочевидности, начиная с момента получения сообщения о преступлении и заканчивая обсуждением работы следователя на последующем этапе расследования этого преступления. Студенты выполняют следственные действия, которые отражают специфику расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью. Начинается учение с исследования одной из типичных и сложных исходных следственных ситуаций: в вечернее время полицейские патрульно-постовой службы, охраняющие общественный порядок на улицах крупного города, обнаруживают тяжелораненого гражданина, личность которого сразу не удается установить, а лица, причинившие ранение этому гражданину, успевают скрыться. При этом не определены мотивы нападения. В ходе учения решаются задачи: • закрепление знаний по криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу, психологии, судебной медицине и другим учебным дисциплинам; • выработка умения и первоначальных навыков: руководства работой следственно-оперативной группы при раскрытии неочевидного преступления на первоначальном этапе расследования;
планирования на первоначальном и последующем этапах расследования по уголовному делу о причинении тяжкого вреда здоровью; использования криминалистических учетов и информационно-поисковых систем в ходе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью; организации поисковых и розыскных мероприятий на первоначальном этапе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенного в условиях неочевидности; взаимодействия следователя с оперативными работниками ОВД при задержании лица, подозреваемого в совершении разбоя и причинении тяжкого вреда здоровью; принятия различных процессуальных решений и проведения отдельных следственных действий при расследовании разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью; - составления необходимых процессуальных документов и деловых бумаг следователя; квалификации разбоя, сопряженного с совершением иных преступлений. При подготовке к занятиям студенты должны: · внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями к конкретному занятию (см. подраздел 1.2); · уяснить вопросы, знание которых необходимо для успешной работы на практическом занятии; · изучить нормативные акты, специальную литературу и подготовить развернутые ответы на все поставленные вопросы; · выполнить домашнее задание. Практические занятия проводятся по следующей примерной схеме: - обсуждение контрольных вопросов; - анализ и оценка информации о преступлении, которая содержится в специальных вводных (см. раздел 4); - принятие организационных либо процессуальных решений и производство следственных и иных действий; - составление процессуальных либо организационно-методических документов; - обсуждение заданий, выполняемых на занятии либо в часы самоподготовки. Во время, отведенное на самостоятельную работу, студенты выполняют домашние задания, просматривают учебные видеофильмы о грабежах, разбоях, причинении вреда здоровью. По окончании этого учения студенты систематизируют документы следственного учения (см. прил. 1), а затем представляют их преподавателю для проверки и оценки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Занятие 1. Работа следственно-оперативной группы при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности. На этом занятии студенты рассматривают вопросы организации Работы дежурной части ОВД и следственно-оперативной группы при поступлении от наряда патрульно-постовой службы (ППС) сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности. При подготовке к занятию студенты должны уяснить: • содержание понятий «преступление, совершенное в условиях неочевидности», «раскрытие преступления»; • особенности раскрытия преступлений по горячим следам; • порядок действий наряда ППС при обнаружении преступления; • содержание работы оперативного дежурного ОВД при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности; • особенности работы следственно-оперативной группы при поступлении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности. Студенты должны иметь четкое представление о содержании деятельности следователя при получении сообщения о преступлении, совершенном в условиях неочевидности. Для этого необходимо узнать содержание приказов МВД России: от 13 марта 2003 г. N 158; от 9 апреля 1993 г. № 170; от 20 сентября 1994 г. № 260; от 20 июня 1996 г. № 334; от 4 января 1999 г. № 1. Кроме этого следует изучить работу В. В. Сидорова «Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика» и приложение 2 к настоящему учению, а также иную рекомендованную к занятию литературу. Занятие 2. Работа следственно-оперативной группы на месте происшествия. Принятие следователем решения о возбуждении уголовного дела Готовясь к занятию, студенты должны помнить, что по прибытии на место происшествия следователь становится единственным руководителем производимого комплекса работ. Ему необходимо определить содержание своей работы и работы каждого участника дежурной следственно-оперативной группы на месте происшествия. Он должен уметь анализировать исходную следственную ситуацию, ставить задачи другим участникам СОГ, определять объем, содержание, порядок и способы осмотра места происшествия. Кроме того, следователь должен знать технико-криминалистические средства, которые необходимо использовать порядок взаимодействия с участниками СОГ и дежурной службой ОВД и типовые версии, выдвигаемые на основе информации, устанавливаемой на месте происшествия. Для изучения указанных вопросов следует прочитать: - Приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334; - учебное пособие А. П. Рыжакова «Следственные действия и е способы собирания доказательств» (Тула, 1997); главу 28 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1898); - учебное пособие «Следственные действия» (М., 1994). Также необходимо уяснить поводы и основания для возбуждения уголовного дела о причинении тяжкого вреда здоровью. Для этого студенты должны изучить учебное пособие Б. П. Тетеркина и Е. З. Трошкина «Возбуждение и расследование уголовных дел», учебное пособие В. М. Жуковского «Возбуждение уголовных дел против личности» и иную специальную литературу, указанную в плане занятия. Занятие 3. Планирование расследования преступления, совершенного в условиях неочевидности
При подготовке к занятию студенты должны уяснить следующие вопросы: • типичные задачи первоначального этапа расследования неочевидного преступления; • понятие «согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий»; • форма и содержание согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе расследования; • система криминалистических учетов и АИПС, используемых на первоначальном этапе расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности; • содержание информации, используемой при выдвижении следственных и оперативно-розыскных версий; • виды и возможности криминалистических учетов, используемых при расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Для изучения указанных вопросов студентам, прежде всего, необходимо повторить и проанализировать вводные № 1-5, а также изучить следующую литературу: Приказ МВД России от 31 августа 1993 г. № 400 и Приказ МВД России от 1 июня 1993 г. № 261; книгу В. В. Сидорова «Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика», учебное пособие С. М. Самоделкина, В. В. Попова и А. Ф. Родина «Планирование расследования преступлений отдельных видов» (Волгоград, 1995). Занятие 4. Организация и производство допросов свидетелей. Поручение органу дознания производства поисковых мероприятий Студенты при подготовке к занятию должны уяснить: • содержание предмета допроса свидетеля; • элементы, которые составляют понятие «организация допроса свидетеля»; • порядок производства и оформления допроса свидетеля; • виды и порядок использования технических средств, применяемых при допросе свидетелей; • организация и содержание производства допроса свидетеля в конфликтной ситуации; • формы взаимодействия следователя с органом дознания; • структура поручения о производстве оперативно-поисковых мероприятий; • основания и порядок назначения судебных экспертиз. Виды экспертиз, назначаемых на первоначальном этапе расследования неочевидных преступлений; • структура и содержание постановления о назначении дактилоскопической экспертизы. Для этого Студентам рекомендуется изучить главу 28 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1998). Кроме того, следует изучить статью И. Ф. Храпова «Взаимодействие оперативных аппаратов и следственных подразделений ОВД», учебное пособие В. А. Михайлова и Ю. П. Дубягина «Назначение и производство судебной экспертизы в стадии предварительного расследования» и другую литературу, рекомендованную к занятию.
Занятие 5. Организация и производство задержания лица в качестве подозреваемого Готовясь к занятию, студенты должны знать следующее: • основания и мотивы задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; • процессуальный порядок задержания подозреваемого; роль следователя в обеспечении прав и законных интересов подозреваемого; порядок вызова защитника; · процессуальное оформление задержания подозреваемого; содержание работы следователя при задержании подозреваемо-r0 в помещении; • содержание взаимодействия следователя с оперуполномоченным при задержании лица в качестве подозреваемого. Студентам рекомендуется изучить Приказ МВД России от 26 января 1996 г. № 41, учебное пособие С. А. Колосовича и А. В. Пария «Правовой статус подозреваемого и проблемы его совершенствования» и другую рекомендованную литературу. Занятие 6. Работа следователя по изобличению лица, подозреваемого в совершении преступления При подготовке к занятию студенты должны уяснить следующие вопросы: • предмет допроса лица, подозреваемого в совершении разбоя и причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего; • особенности организации и производства в конфликтной ситуации допроса подозреваемого; • тактические приемы, используемые для изобличения лжи в показаниях подозреваемого; • порядок вызова подозреваемого, содержащегося в изоляторе временного содержания. Для познания этих вопросов следует изучить главы 18 и 19 практического пособия «Руководство для следователей» (М., 1997), статью В. М. Исаенко «Взаимодействие следователей и судебно-медицинских экспертов» и иную, указанную в плане занятия, литературу. Кроме того, рекомендуется повторить порядок производства очной ставки и назначения судебно-медицинской экспертизы, поскольку эти вопросы также рассматриваются на занятии. Занятие 7. Работа следователя при предъявлении обвинения. Планирование последующего этапа расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего При подготовке к занятию студенты должны уяснить: • особенности работы следователя по определению достаточности доказательств для предъявления обвинения в совершении разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего; • особенности квалификации разбоя, сопряженного с совершением других преступных действий; • организация и производство с участием защитника предъявления обвинения и допроса обвиняемого; • содержание работы следователя на последующем этапе расследования разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. На этом занятии студенты завершают изучение материалов следственного учения. В этой связи необходимо хорошо знать содержание вводных № 1-15 и подготовленных в ходе учения документов. Студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с литературой, рекомендованной для изучения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.028 с.) |