Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъект и объект социального управления: сущность, особенности взаимодействия, методология и методика исследования.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Проблемы системности в управлении. Понятие системы, общие свойства систем. Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами настолько тесна, что изменение одного из них ведёт к изменению других, а нередко и системы в целом. Система – нечто единое, обладающее качественной определённостью. Система – такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них. Афанасьев – познать целое – значит раскрыть: 1)его сущность; 2)его состав; 3) его структуру; 4)его функции; 5)его интегративные, системные факторы, механизмы; 6)его коммуникации с внешней средой; 7)его историю. Аспекты исследования внутреннего строения и функционирования систем: 1)системно-компонентный (компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка); 2)системно-структурный (способы взаимосвязи и взаимодействия компонентов); 3)системно-функциональный (функции координации и субординации); 4)системно-интегративный (факторы, механизмы системности). Системы бывают: 1.естественные (природа) и искусственные (созданы человеком); 2.большие и сверхбольшие; самоуправляемые (им присущи процессы управления) и несамоуправляемые. Система управления – единство управляемого объекта, управляющего устройства, прямых и обратных связей между ними. В системах управления решаются 4 основных типа задач: 1)стабилизация; 2)выполнение программ; 3)слежение; 4)оптимизация. Исключительная роль информации. Основные принципы функционирования систем: 1.целесообразности. Состоит в подчинении всего исследования его целевой, конечной стадии. 2.оптимальности. Управленческие действия должны соответствовать 3 основным значениям - а)наилучший вариант из всевозможных состояний системы; б)наилучшее направление изменений подсистемы; в)достижение оптимальной цели развития. 3. «чёрного ящика». Ряд важных выводов о поведении системы можно сделать лишь на основе реагирования выходных величин на изменение входных данных. 4.внешнего дополнения. Любая система является частью другой системы или связана с другими системами. 5.обратной связи. Обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.
Эвристический труд специалиста, его основные аналитико-конструктивные Операции ЭТ — это труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных управленческих вопросов: перспективное и текущее планирование деятельности, анализ, определение направлений совершенствования дела и т. д. Результат этой деятельности — выработка, принятие и реализация решений, проектов, бизнес-планов и т. п.Эвристический труд включает операции двух видов: • аналитические заключаются в получении и восприятии информации, необходимой для принятия решений; это рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза существующего положения; • конструктивные связаны с подготовкой и принятием разного рода решений; эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности решаемых задач. Содержание и значимость межличностных ролей руководителя Г. Минцберг в книге «Природа управленческого труда» выделяет 3 категории управленческих ролей: межличностные, информационные и роли, связанные с принятием решений. К межличностным относятся следующие роли: 1. Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Характер деятельности (по материалам обследования работы руководителя Минцбергом): церемониалы, действия, обязываемые положение, ходатайства. 2. Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности. Характер деятельности: фактически все управленческие действия с участием подчиненных.
3. Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Характер деятельности: переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами. Управленческие технологии Упр.технологии – это продуманные системы научно обоснованных действий и взаимодействий S и О, позволяющее достичь поставленной цели с наименьшими затратами человеческих и материальных ресурсов. В основе упр.тех-ий лежит интеллектуальная деятельность, в них реализ. интеллект. качества менеджера, раскрываются его творческие таланты. Важное условие успеха – реализация соотв. процедур (набор действий, с пом. которых осуществляется управление процессом) и операций (непосредственных действий в рамках данной процедуры). Технологии раздел. на две категории: 1. Т. по подготовке управленческих решений (технология диагностики (насколько О соответствует требуемому уровню)). 2. Т. их ре ализации (обеспечивает доведении О до эталонного состояния). Шепель рассм. ряд разд. технологий: 1. Т. индивидуальной работы с персоналом. 2. Т. “конструирования трудового коллектива”. 3. Т. Стимул. делового честолюбия 4. Т. выявления проф. пригодности руководителя. 5. Т.личного обаяния (имиджа). 6. Т. самовыживания делового человека. 5 процедур проектирования технологий Т.: 1. Разработка пакета по теор. обоснованию Т.. 2. Р-ка пакета процедур. 3. Р-ка пакета инструментария. 4. Созд. пакета кретериев и методов замера результатов реализации технолог. замысла. 5. Р-ка пакета охраны здоровья, достоинства и прав человека. Специфика соц-ых, а особенно управл. технологий – алгоритмизированность действий, возможность многократного использования, тиражирования для решения подобных задач. Сущность теорий X, Y, Z Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X» :1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. 2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 3. Больше всего люди хотят защищенности. 4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он или она получает название благосклонного автократа. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией «У»: 1. Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. 2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. 3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. 4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Z – либеральный (попустительский стиль управления).
44_ “Управленческая решётка” Мутона и Блэйка Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в универе штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства. Как показано на рис., вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блэйк и Мутон описывают среднее и четыре крайних позиции решетки, как: 1.1 — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 1.9 — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. 5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Субъект и объект социального управления: сущность, особенности взаимодействия, методология и методика исследования. Менеджмент как целостная система включает ряд подсистем (компонентов), определённым образом взаимодействующих и развива.щихся в соответствии с законами данной системы. В качестве системных компонентов выступают прежде всего субъект и объект, соединённые между собой прямыми и обратными связями. Субъект – управляющая подсистема (тот, кто подаёт управленческие команды).Объект – управляемая подсистема.Команды, установки субъекта управления, адресованные объекту – прямые связи.Ответная реакция объекта – обратные связи.Объект и субъект не есть величина постоянная: тот, кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, устапая место объекта нижестоящей комплексной структуре, направляя на неё управленческие установки.Специфика взаимосвязи субъекта и объекта:Субъекты и объекты в известном смысле однокачественны.Объекты управления имеют собственные закономерности функционирования, с которыми неоходимо считаться при осуществелении управления.Объекты управления обладают социальной активностью, самодеятельностью. В связи с этим стоит говорить о такоим типе связи, как реординация (обратное упорядочение).Реординационные связи фактически являются разновидностью обратных связей, однако они могут возниикать не только как реакции на установки верхов, но и как самостоятельные управленческие прпедлодения, требования и тд.Субъекты управления формируются и изменяются целенаправленно под определённый видж деятельности тем, кто эту деятельность осуществляет.Субъекты имеют как количественную, так и качественную определённость.Совершенствование менеджмента в современных условиях предполагает одновременные, параллельные качественные изменения и субъекта, и объекта, а также системы методов их взаимоотношений и отношений с внешней средой.Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблема совершенствования взаимодействия, координации и взаимоответственности субъектов и объектов управления на личностном уровне, т. е. в системе управленческих отношений «человек — человек». Именно от того, как подготовлены люди для выполнения тех или иных производственных, социально-политических и идеологических функций, как они расставлены и организованы в различных клеточках социального организма, как они взаимодействуют, координируют свои усилия, насколько точно соизмеряют свои поступки с общественными требованиями и принципами, нормами права и морали и прежде всего зависит успех дела.В управленческой практике на уровне первичных субъектов и объектов (управляющих и управляемых: мастера и рабочего, учителя и ученика и т. п.) это означает их максимальную приближенность, их постоянное результативно-качественное взаимодействие, профессиональное и нравственное взаимообогащение. В успешных коллективах такого положения достигают как за счет высокой квалификации и ответственности менеджеров низового звена, так и за счет качественного отбора и набора производственного персонала, четко налаженного между ними обученческо-контрольного взаимодействия и взаимоответственности.
6_Циклический характер управления. Исследование управленческого цикла как системы. Научное управление в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс систематического взаимодействия субъекта и объекта в целях достижения искомого результата. В этом непрерывном процессе можно выделить в определённом смысле завершённые, относительно самостоятельные отрезки, которые начинаются с постановки цели и завершаются её достижением – искомым результатом. Это и есть управленческие циклы как части управленческого процесса, части управленческой деятельности. Как в общей управленческой деятельности целевая задача решается через систему действий (циклов), так и искомый результат требует своих операций – действий, осуществляемых в определённой (строгой) последовательности, и тоже обладающих относительной самостоятельностью. Это и есть функции (стадии) управленческого цикла.
В отечественной науке модель управленческого цикла включает 4 функции: 1. Выработка и принятие управленческого решения (в Америк. Лит-ре – планирование). Управленческое решение представляет собой акт органа управления или руководителя, как правило, включает в себя и главную цель, и конкретные задачи, и соответствующие формы и методы работы по достижению поставленных целей, и обеспечение процесса управления необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми), и систему текущего и окончательного контроля и т.д. Выявление проблемной ситуации и осознание необходимости её разрешения. 2. Организационная (так и называется). Организация выполнение принятого решения, создание системы организационных отношений. Усовершенствование или реорганизация структурной композиции, технико-технологических процессов, решение кадровых вопросов. 3. Коррегирование регулирование хода управленческого влияния (функция мотивации). Цель – преодолеть противоречия между организацией и дезорганизацией, между состоянием порядка и факторами, нарушающими этот порядок. 4. Учёт и контроль (контроль). Работа по получению, обработке, анализу, систематизации итоговых сведений о реализации заданий, планов, целей, которые были определены на первом этапе. Как с количественной, так и с качественной стороны, с учётом социальных последствий.Передвигать функции, менять их местами нельзя ни в коем случае. 7_Модель управленч цикла. Общая хар-ка его стадий (по М. Макарову). Модель управленческого цикла состоит из пяти стадий: Целевая. Узнавание реальной проблемы; осознание необходимости её решения.. Дескриптивная. Работа с информацией: оценка имеющейся информации, достоверности; анализ и описание состояния О и S. Прескриптивная. Превращение описывающей информации в предписывающую, командную – в управленческое решение. Реализационная. Программирование конкретный ход процесса, выбор оптимального варианта действий; выполнение решения. Ретроспективная. Обобщение и анализ результатов выполнения управленческого решения. Черты данной модели: 1)отражает реальный управленческий процесс и вместе с тем является средством его дальнейшего исследования и овладения им; 2)интегрирует наиболее важные достижения теории социального управления; 3)даёт возможность замкнуть цикл управления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.01 с.) |