Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авангардистские течения 1910-20-х гг. ХХ века↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авангардистские течения 1910-20-х гг. ХХ века. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм; «поэзия отчаяния» Т.С.Элиота. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Эстетика и менталитет ХХ века. Модернизм как культурологическая категория и тип художественного сознания. 2. Модернистские течения начала ХХ века: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм. 3. Символизм в зарубежной литературе ХХ века. 4. Импрессионизм в зарубежной литературе ХХ века. 5. Экспрессионизм в зарубежной литературе ХХ века. 6. Футуризм в зарубежной литературе ХХ века. 7. Сюрреализм в зарубежной литературе ХХ века. 8. Романтизм и неоромантизм в зарубежной литературе ХХ века. 9. Реализм в зарубежной литературе ХХ века. 10. Художественные открытия литературы ХХ века: «поток сознания» как новый прием изображения внутреннего мира человека. 11. Трагедия «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя». 12. «Поэзия отчаяния» Т.С.Элиота. Литература. 1. Альманах дада. – М., 2000. 2. Анастасьев, Н. Обновление традиции: Реализм ХХ в. в противоборстве с модернизмом / Н. Анастасьев. – М., 1984. 3. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г.Андреев. - М., 1980. 4. Андреев, Л.Г. Сюрреализм / Л.Г.Андреев. – М., 1982. 5. Бушманова, Н. И. Английский модернизм: психологическая проза / Н.И.Бушманова. – Ярославль, 1993. 6. Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / А. Вирмо, О.Вирмо. – СПб., 1996. 7. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы. – М., 2002. 8. Ильин, И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм / И. Ильин. – М., 1996. 9. Ильин, И.П. Постмодернизм: Словарь терминов / И.П. Ильин. – М., 2001. 10. Косиков, Г.К. От структурализма к постструктурализму / Г.К. Косиков. – М., 1998. 11. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е.Коссак. - М., 1980. 12. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская. – СПб., 2000. 13. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1973. 14. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60-х гг. – М., 1982. 15. Ревалд, Д. История импрессионизма / Д.Ревалд. – М.: Республика, 1994. 16. Ревалд, Д. Постимпрессионизм / Д.Ревалд. – М.: Республика, 1996.
& Консультация
В символизме, одном из ранних проявлений нового искусства, затронувшем прежде всего поэзию, делается акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства. Зачинателями символизма во Франции были поэты Шарль Бодлер (1821–1867), Поль Верлен (1880–1921) и многие другие; в России его представлял в поэзии Александр Александрович Блок (1880–1921). Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней трети 19 – начале 20 вв. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.Моне представил свою картину «Впечатление. Восход солнца» (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Импрессионизм был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом. Братья Гонкур, Верлен. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена «Романсы без слов» – вышел в 1874 году, когда была выставлена картина К.Моне. В знаменитом стихотворении Il pleure dans mon coeur … (в пер. Б.Пастернака: И в сердце растрава, И дождик с утра…; в пер. В.Брюсова: Небо над городом плачет, Плачет и сердце мое…) поэт устанавливает связь между душой и природой на основе беспричинности дождя и слез, они сливаются до неразличимости. Связь эта может быть описана как в терминах импрессионизма, так и через символистское понятие «соответствий». Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. Под экспрессионизмом (от лат. expressio — выражение) применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии («экспрессионистское десятилетие» – 1914 -1924 гг.). Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Противоречия европейской жизни начала века, стремительная урбанизация, первая мировая война, революционные события в России, а затем и в Германии, породили смятение в умах значительной части интеллигенции и обусловили художественную «изломанность» и «антиклассичность» экспрессионизма, его отказ от ясности и гармоничности формы, его тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности. В западной литературе чертами экспрессионизма отмечена проза австрийского писателя Франца Кафки (1883–1924), в России наиболее ярким его представителем был прозаик Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами. Спецификой сюрреализма, одного из важнейших эстетических движений современности, возникшего в 20-х гг. и затронувшего почти все виды искусства, является преимущественно фрейдистский подход к творчеству, провозглашение его первоисточником неконтролируемой разумом сферы подсознания, а методом — чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных друг от друга реальностей. Сюрреализм «бьет» на эффект абсурдного, несоединимого, провозглашаемого «сверхреальным». В «манифестах» главного теоретика сюрреализма – французского писателя Андре Бретона (1896–1966) содержались призывы к освобождению художника от «оков» интеллекта, от морали и традиционной эстетики, понимаемых им как уродливое порождение цивилизации, якобы закрепостившей творческие возможности человека. Яркими примерами сюрреалистического искусства являются не только соответствующая европейская поэзия и проза нашего века, но и живопись испанца Сальвадора Дали (1904–1991), который был фанатичным поклонником психоаналитических идей Фрейда, «театр абсурда» французского драматурга Эжена Ионеско (1909—1992), кинематограф наших отечественных режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986) и особенно Александра Николаевича Сокурова (р. 1951). Футуризм – течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 1910-20-х гг. с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в поэзии – к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского. Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (1876–1944), в частности, писал «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины». В идеологическом плане футуризм был связан как с правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим. Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916—1922 гг. преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.), предвосхитив этим современный поп-арт — искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией. Литература Великобритании Тема № 3. Литература Великобритании
Особенности национального менталитета и тип культурного сознания. Основные философские, социологические и эстетические концепции эпохи. Литературная ситуация эпохи.
& Консультация
На заре XX столетия Британская империя была одной из самых могущественных держав на земле: её политика во многом определяла судьбы всего человечества. В конце века, после двух мировых войн и краха колониальной системы, англичане стали говорить о своей родине: «Это старая страна». Так называется появившийся в 19б7 г. роман популярного писателя Джона Бойнтона Пристли (1894-1984). Его книгу восприняли как знак времени. Исторические перемены, которые знаменовал собой XX век, нигде не вызывали такого упорного противодействия, как в Великобритании. Приверженность англичан традиции – отнюдь не миф. Литература продемонстрировала это очень наглядно. Когда повсюду на Западе громко заявлял о себе литературный авангард, на английской почве он приживался очень плохо – и главным образом стараниями тех, для кого эта почва не была в точном смысле слова родной: ирландца Джеймса Джойса и бывшего американца Томаса Стернза Элиота. Причём для них обоих бунт против закоснелости и ломка устаревшего художественного языка – а этим непременно занимается искусство авангарда – стали только кратким эпизодом писательской молодости. Элиот в итоге сделался самым убеждённым приверженцем и пропагандистом традиции, хотя понимал её по-своему. Традиция для него – это некий духовный и эстетический запас, накопленный столетиями, и от созданного литературными предшественниками не свободен ни один новатор, каким бы дерзким ниспровергателем кумиров он себя ни мнил. А Джойс с самого начала творческого пути видел своё призвание в том, чтобы, полностью преобразовав систему форм и способов повествования, создать всеобъемлющее эпическое полотно – портрет современной эпохи. Писатель бился над этой задачей десятки лет и, как ему казалось, потерпел поражение. Однако оно величественнее многих частных побед, потому что цель, которую поставил перед собой Джойс, – грандиозна. У него были многочисленные ученики, не во всем с ним согласные, но знавшие, что им необходима его школа. И никто из них не воспринимал Джойса как писателя, бунтующего против социальных установлений и духовных запросов эпохи. Он не являлся авангардистом ни по избранной позиции, ни по сути своего дарования. Тем не менее, именно Джойс и ещё несколько писателей, наделённых такой же страстью к смелому литературному эксперименту, – прежде всего начинавшие в 20-е гг. Вирджиния Вулф и Олдос Хаксли – сделали реальностью новое направление в искусстве. Со временем оно станет называться модернизмом. Его характерная особенность – поиски художественного языка, который достоверно передавал бы дух времени и самоощущение человека в мире XX столетия. В том мире, где личность беспомощна перед социальными катастрофами, затеряна среди жестокого хаоса будничности, вынуждена подчиниться законам всеобщей стандартизации и механическим ритмам жизни. Модернизм тяготел к подчёркнутой художественной условности, к игре и иронии, с которой автор наблюдал и за собственными попытками наперекор уродливой действительности создать что-то целостное и прекрасное. Такой писатель уже не верил в какие-либо универсальные и безусловные истины, считая, что истина всегда субъективна и неполна. А художники старой, реалистической выучки казались ему безнадёжно отставшими от духа времени. Перечень главных действующих лиц в истории модернизма украшают ирландские и английские имена, но в самой Великобритании это направление так и не стало особенно влиятельным. И после Первой мировой войны, и после Второй британские писатели в большинстве своём сохранили верность традиции, которая дорожит точностью изображения нравов и понятий людей того или иного социального круга, и всё так же добивались наглядности, выразительности создаваемых ими картин социальной жизни. Были среди них убеждённые консерваторы, такие, как Джон Голсуорси или Сомерсет Моэм. Они словно не заметили, что современность поставила под сомнение возможности нравоописательного и социального романа, процветавшего во времена Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. Были и романисты, доказавшие, что можно, не изобретая принципиально новых жанров или форм, в границах традиционной художественной системы, выразить новое мироощущение, которое рождалось и крепло по мере того, как, переживая потрясения, общие для всего людского рода, Англия постепенно превращалась в «старую страну». Ивлин Во, Грэм Грин, Уильям Голдинг – все эти писатели, своим творчеством обозначившие магистральный путь английской литературы, начиная с середины XX столетия и до последних лет, являлись наследниками традиции, тесно соотнесённой с искусством реализма, а не её ниспровергателями. В середине 50-х гг., когда несколько спало ожесточение «холодной войны», яркой кометой промелькнули на британском литературном небосклоне несколько талантливых дебютантов – «сердитые молодые люди». Это – Кингсли Уильям Эмис, Джон Уэйн, Джон Осборн. В ту пору у них действительно преобладали настроения неприятия лицемерной морали, которую общество, скованное страхом перед любыми переменами, навязывает всем и каждому. Герой, типичный для романов и пьес «сердитых молодых людей», обрушивал молнии негодования на своё окружение, состоящее сплошь из трусов или проходимцев, и на саму действительность, где дороги открыты только для законопослушных. Но, побунтовав, этот герой быстро убедился, что английское социальное устройство для него всё-таки наиболее подходящее. А писатели, выразившие его настроения, остались убеждёнными поборниками традиционной стилистики и жанров, у которых в английской литературе долгая история. Не завершена она и в начале третьего тысячелетия.
Тема № 4. Б. Шоу. Д. Голсуорси Драматургия Бернарда Шоу: общая характеристика, драматургические принципы. Нравственная проблематика пьесы «Профессия миссис Уоррен». Система персонажей пьесы. Особенности драматургического конфликта. Нравственная проблематика пьесы «Пигмалион». Система персонажей пьесы. Мифологизм. Традиция романа ХIХ века в творчестве Джона Голсуорси. Образ «форсайтизма», общая характеристика цикла, система образов в «Саге о Форсайтах». Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов 1. Литература Великобритании первой половины ХХ века. Общая характеристика. 2. Драматургия Б.Шоу: общая характеристика, драматургические принципы. 3. Нравственная проблематика пьесы «Профессия миссис Уоррен». Система персонажей пьесы. Особенности драматургического конфликта. 4. Нравственная проблематика пьесы «Пигмалион». Система персонажей пьесы. Мифологизм. 5. «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси: общая характеристика цикла, система образов. Литература 1. Судленкова О. А., Кортес Л. П. Сто писателей Великобритании. – Минск, 1997. 2. Чаликова В. Утопия и свобода. – М., 1994.
& Консультация Бернард Шоу (1856-1950) Бернард Шоу является создателем английской «новой драмы». Продолжая лучшие традиции английской драматургии и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра – Генрика Ибсена и А. П. Чехова, творчество Шоу открыло новую страницу в драматургии XX столетия. Мастер сатиры, Шоу избрал смех основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду» – эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха. Бернард Шоу родился в столице Ирландии Дублине в семье обедневшего дворянина, служившего чиновником. Детские и юношеские годы писателя совпали с периодом обостряющейся борьбы его родины за независимость от Англии. С пятнадцати лет Шоу начал сам зарабатывать себе на жизнь, работая клерком, а в 1876 г., когда ему исполнилось двадцать, он покинул отчий дом, Дублин и переселился в Лондон, где с присущей ему энергией включился в общественно-литературную жизнь. С ранних лет Шоу глубоко интересовало искусство – музыка, живопись и театр. В Лондоне он начал публиковать статьи и рецензии о театральных спектаклях, художественных выставках, выступал в печати как музыкальный критик. Свою первую рецензию он опубликовал под псевдонимом Карно ди Бассето. Вскоре его имя стало хорошо известным в театральных кругах Лондона: смелые суждения молодого критика о современном искусстве, о репертуаре лондонских театров, об игре актеров привлекли к нему внимание читателей, а тем самым и издателей. Рецензии Шоу, рассматриваемые в их единстве, – это содержательная хроника театральной и музыкальной жизни Лондона 80-90-х годов XIX в. В статьях о музыке Шоу проявлял себя как «вагнерианец», в статьях о театре он размышлял над программой реформирования современной драматургии и сценического мастерства, ориентируясь на художественные открытия Ибсена. Свое увлечение искусством Шоу никогда не отделял от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего времени. Он посещал собрания социал-демократов, участвовал в диспутах, его увлекали идеи социализма. Все это определило характер его творчества. В истории английской литературы Шоу особенно близка традиция общественно-политического пафоса, берущая начало в творчестве Джона Мильтона. Интерес Шоу к проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. Шоу написал пять романов: «Незрелость» (1879), «Неразумные связи»(1880), «Профессия Кэшела Байрона»(1882), «Социалист-одиночка»(1883) и «Любовь художников»(1888). Четыре из этих пяти романов были опубликованы в 1880-е годы в журналах социалистического толка, но успеха не имели; роман «Незрелость» увидел свет только в 1930 г. В нем смело трактовалась проблема буржуазного брака. В 1884 г. Шоу вступил в Фабианское общество, разделяя идею перехода от капитализма к социализму путем реформ. Бернард Шоу многое сделал для реформирования театра своего времени. Шоу был сторонником «актерского театра», в котором главенствующая роль принадлежит актеру, его театральному мастерству и его нравственному облику. В актере Шоу видел человека, содействующего нравственному совершенствованию общества, он видел в нем силу, способную вести зрителей за собой, включая их в обсуждение самых насущных проблем своего времени. Для Шоу театр – это не место увеселения и развлечения публики, а арена напряженной и содержательной дискуссии, которая ведется по животрепещущим вопросам, глубоко волнующим разум и сердца зрителей. Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип пьесы – интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроумным словесным поединкам героев. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они будоражили сознание зрителя, заставляли его размышлять над происходящим и смеяться над нелепостью существующих порядков и нравов. Борьбу за утверждение новой драмы Шоу вел и как драматург, и как критик. Шоу прошел школу крупнейшего европейского драматурга конца XIX в. Генрика Ибсена. Ибсен был дорог Шоу как основоположник социальной драмы Нового времени, как художник, смело восставший против идеалов буржуазного общества и сумевший показать их лживость. В 1891 г. была опубликована работа Шоу «Квинтэссенция ибсенизма». В ней Шоу изложил свои взгляды на задачи современной ему драматургии. Эта работа стала манифестом его творчества. В ней обозначилось направление его исканий. Поднимая на щит драматургию Ибсена, Шоу делает многочисленные выпады против Шекспира. Но они касаются не столько существа шекспировского творчества, сколько интерпретации его пьес в современном Шоу театре. Непререкаемый авторитет Шекспира тормозил развитие новой драмы, ради успехов которой Шоу готов был пойти на все, и в том числе на ниспровержение авторитета Шекспира. Но позволял он это только себе и никому больше. Как и Ибсен, Шоу делал театр ареной борьбы за утверждение права говорить истину. «”Квинтэссенция ибсенизма” как раз и состоит в отрицании всяких формул», – утверждал Шоу. Право каждого драматурга на новаторство Шоу неизменно связывал с глубиной проблематики и силой общественного звучания его творчества. В отклике на современность он видел первейший долг и обязанность писателя. Его собственные пьесы-дискуссии явились реализацией стремления сказать людям правду об обществе, в котором они живут. В «Квинтэссенции ибсенизма» Шоу наметил контуры образа своего положительного героя – человека трезвого ума, реалистически смотрящего на жизнь и руководствующегося в своих поступках не романтическими иллюзиями, а требованиями разума. Так родилось столь характерное для Шоу противопоставление «реалиста» и «романтика», человека дела и человека, предпочитающего прекраснодушные разговоры определенному действию. Эти два основных типа человеческого характера встречаются во многих пьесах Шоу. Начало драматургической деятельности Шоу было связано с возникновением в 1891 г. в Лондоне «Независимого театра». Его основателем был английский режиссер Джекоб Томас Грейн. Главная задача, которую ставил перед собой Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. «Независимый театр» противопоставлял развлекательным пьесам драматургию больших идей. На его сцене шли пьесы Ибсена, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» Чехова, «Власть тьмы» Толстого, «На дне» Горького. Для «Независимого театра» начал писать и Шоу. Его путь драматурга начался с пьес, объединенных названием «Неприятные пьесы». Сюда вошли: «Дома вдовца»(1892), «Волокита»(1893) и «Профессия миссис Уоррен»(1893—1894). В «Неприятных пьесах» перед нами – внешне вполне порядочные респектабельные буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. За ним скрываются такие явления, как эксплуатация, грязное, бесчестное обогащение за счет труда и несчастий бедняков. В пьесе «Профессия миссис Уоррен» ставится вопрос о путях обогащения английских буржуа. Эта пьеса была объявлена английской критикой «безнравственной» и запрещена для постановки на сцене. Героиня пьесы миссис Уоррен в прошлом проститутка. Она преуспела в своей «профессии» и стала содержательницей публичных домов в Берлине и Вене, Будапеште и Брюсселе. О характере «профессии» миссис Уоррен мало кому известно. Она богата, и деньги дают ей возможность стать почтенным членом общества. Шоу дает глубоко мотивированное в социальном отношении объяснение тех причин, которые привели его героиню к моральному падению. Миссис Уоррен не захотела повторить печальную судьбу двух своих сестер, одна из которых работала на фабрике свинцовых белил и загубила свое здоровье, а другая умерла, не вынеся жалкого прозябания на восемнадцать шиллингов в неделю, которые зарабатывал ее муж-чиновник. Миссис Уоррен выбрала для себя другой путь, который приносил ей большие доходы и был санкционирован буржуазным обществом. Всей логикой развития действия пьесы, логикой характеров действующих лиц Шоу доказывает мысль о том, что миссис Уоррен ничуть не хуже всех остальных членов респектабельного буржуазного общества. И больше того, если «профессия» миссис Уоррен в какой-то мере оправдана той безысходной нуждой, с которой она столкнулась с самых первых дней своей жизни, то нет и не может быть никакого оправдания для такого человека, как ее компаньон Крофтс с его откровенной идеологией работорговца, как Фрэнк Гарднер, ведущий паразитический образ жизни, и др. Основной конфликт пьесы состоит в столкновении взглядов на жизнь миссис Уоррен со взглядами ее дочери Виви. Виви – первая попытка Шоу создать образ положительного героя, противостоящего миру расчета и наживы. У Виви свои принципы, свой взгляд на вещи. Она справедливо считает, что каждый человек должен трудиться; паразитическое существование вызывает у нее отвращение. Шоу не ограничился включением в пьесу рассуждений Виви о бесчестности образа жизни всех тех, кто ее окружает; он показал ее за работой в конторе. И хотя материально Виви связана с миром своей матери и Крофтса, она остается духовно свободной и нравственно чистой. Рационализм Виви помогает ей устоять против развращающего влияния собственнического мира, противопоставить ему честную трудовую жизнь. Образ Виви – шаг в становлении драматургического метода Шоу. Это первая попытка построения типичного для его театра драматического характера с глубоким подтекстом. Уже в «Неприятных пьесах» проявилась характерная для Шоу тенденция превращения сценического произведения в пьесу для чтения, тенденция, которая со временем значительно усилилась. Мастер сценического действия, он включал в свои пьесы обширные ремарки, содержащие не только развернутые описания обстановки, но и характеристики героев. Отдельные ремарки превращались в своего рода вставные главы повествовательного характера, органически вплетающиеся в текст пьесы (например, ремарки в «Кандиде»). Сборникам своих пьес Шоу предпосылал предисловия, раскрывающие его замысел и помогающие актерам, читателям и зрителям лучше понять его точку зрения на изображаемое. Вторым циклом пьес Шоу были «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Оружие и человек»(1894), «Кандида»(1895), «Избранник судьбы»(1898). В «Приятных пьесах» Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятных пьесах» он прямо обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства» и выдвигал на первый план социальные проблемы, то в «Приятных пьесах» он уделял основное внимание проблемам морали. Разрешение их осуществляется с большой философской глубиной. Шоу – замечательный мастер парадокса. Его парадоксы вскрывают глубокий социальный смысл явлений и не имеют, ничего общего с парадоксом как остроумной игрой слов. Парадоксы Шоу направлены против ханжества и лицемерия буржуазной морали, они помогают понять противоречие между видимостью и сущностью явления, раскрывают социальные противоречия, нелепость традиционных представлений. Шоу противопоставляет сложившемуся мнению свои парадоксальные, но трезвые суждения, помогая тем самым ориентироваться в окружающем. Он развенчивает ложно-романтические представления о войне («Оружие и человек»), заставляет в отступнике увидеть святого («Ученик дьявола»), а в велеречивом проповеднике – ничтожного эгоиста («Кандида»). По выражению Шоу, он возвращал людям утраченное ими «нормальное зрение», способность видеть вещи в их истинном свете. В период 1897-1899 гг. был создан цикл «Три пьесы для пуритан»: «Ученик дьявола» ( 1897), «Цезарь и Клеопатра»(1898), «Обращение капитана Брассбаунда» (1899). В предисловии к «Пьесам для пуритан» Шоу пояснил смысл названия сборника. Он противопоставил свои пьесы таким произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге. Это не значит, что Шоу чуждался изображения чувств, но он не хотел признать, что в основе поступков человека лежат любовные побуждения. «Я пуританин во взглядах на искусство, – заявлял он. – Я симпатизирую чувствам, но считаю, что замена всякой интеллектуальной деятельности и честности чувственным экстазом – величайшее зло». Шоу стремился показать многообразие форм человеческой деятельности. В пьесе «Ученик дьявола» события происходят в Америке XVIII в., в период Войны за независимость. В обстановке напряженной освободительной борьбы проявляется истинная сущность характеров всех действующих лиц. Каждый из героев раскрывается по-новому, рушатся устоявшиеся в рутине повседневности представления. Тот, кто считался добродетельным и праведным (миссис Даджен), предстает ничтожным в своем корыстолюбии и бесчеловечном фанатизме; тот, кто вызывал осуждение обывателей, проявляет отвагу, альтруизм и бескорыстие (Ричард Даджен, прозванный «учеником дьявола» за свое «отступничество»). Сама история как бы проверяет людей, выявляя в одних все истинно ценное, в других – ложное и антигуманное. Шоу развивает мысль о том, что настоящим человеком можно стать, лишь приобщившись к общенародному делу. Он выступает с решительным осуждением британского империализма и его колониальных захватнических войн. Главная мысль пьесы выражена в словах пастора Андерсона, которые он бросает в лицо английскому генералу Бэргойну: «Можно брать города, но нельзя завоевать целый народ». Первое десятилетие XX в. и особенно годы, предшествовавшие Первой мировой войне, прошли для Шоу под знаком значительных противоречий его творческих поисков. В эти годы он выступал как сторонник фабианского учения, защищал идеалистическую философскую концепцию «жизненной силы» (пьеса «Человек и сверхчеловек»,1903), прославлявшую культ силы избранной личности; он был далек от решительного осуждения Англо-бурской войны. Однако и в эти годы острая критика капитализма продолжала звучать в лучших произведениях Шоу. Выражением демократических взглядов Шоу в этот период явилась одна из его наиболее блестящих и широко известных комедий – «Пигмалион» ( 1912). Важным периодом дальнейшего формирования мировоззрения драматурга стали годы Первой мировой войны. В это время он выступил с рядом смелых суждений о происходящих событиях. В статье «Здравый смысл о войне»(1914) Шоу писал о том, что в развязывании войны виновна не только Германия, но и другие империалистические державы. «Единственным действенным лекарством для обеих армий было бы перестрелять своих офицеров, вернуться по домам и произвести революцию». Высказанная Шоу мысль обрушила на его голову бурю негодования. Шовинистически настроенные круги обливали писателя грязью. Но Шоу не уступал и не сдавался. Самым значительным произведением тех лет была пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Шоу начал работать над ней еще до начала войны, в 1913 г., но закончил в 1917-м и опубликовал в 1919 г. «Дом, где разбиваются сердца» – итог всего предшествующего творчества писателя и вместе с тем это широкая обобщающая картина жизни предвоенной Англии. Шоу пишет об обреченности буржуазного мира; он смело ставит тему крушения капиталистического общества и показывает войну как закономерное последствие кризиса. Острота социальной критики сочетается здесь с глубиной проникновения в психологию героев – представителей буржуазной английской интеллигенции. Сам Шоу отмечал, что в своей пьесе он изобразил «культурную досужую Европу перед войной». Дом Шотовера, построенный в соответствии с желанием его хозяина, бывшего моряка, в форме корабля, становится символом буржуазной Англии, несущейся навстречу своей гибели. Все непрочно и обманчиво в их мире; все построено на зыбком фундаменте. Паутина фальши и лицемерия опутывает отношения людей. Каждого ждут горькие разочарования. Элли Дэн убеждается в том, что любимый человек обманывал ее. И сама она обманывает Менгена, решив стать его женой по расчету. Обманут Мадзини Дэн, полагавший, что Менген был его другом и благодетелем: на самом деле Менген разорил его. Люди утрачивают чувство доверия. Каждый из них бесконечно одинок. Пьеса лишена четкой сюжетной линии. Драматурга интересуют прежде всего настроения героев, их переживания и свойственное им восприятие окружающей жизни. Беседы героев, их споры и замечания о жизни наполнены цинизмом и горечью; их афоризмы и парадоксы в конечном счете свидетельствуют о бессилии этих умных и образованных людей перед жизнью. У них нет определенных целей и стремлений, нет идеалов. Этот дом-корабль населяют люди с разбитыми сердцами, у которых «хаос и в мыслях, и вчувствах, и в разговорах». «Это Англия или сумасшедший дом?» – спрашивает один из героев пьесы художник Гектор Хэшебай. «Но что же с этим кораблем, в котором находимся мы? С этой тюрьмой душ, которую мы зовем Англия?» Перед нами общество людей, переживающих период духовного распада. И не случайно мысль о гибели во время очередной бомбардировки кажется им спасительной: «Смысла в нас нет ни малейшего. Мы бесполезны, опасны. И нас следует уничтожить». Пьеса завершается следующей сценой: начинается война, и вражеские самолеты сбрасывают бомбы. Обитатели дома капитана Шотовера зажигают свет во всех комнатах, желая привлечь внимание летчиков. «Подожгите дом!» – восклицает Элли. И этот призыв звучит как приговор над людьми, населяющими «Дом, где разбиваются сердца». Шоу упорно искал новые формы для воплощения своих замыслов. В его пьесах 1920- 1930-х годов преобладают гротескные образы, парадоксально-фантастические ситуации. Он обратился к буффонаде и фарсу, разрабатывал жанр философской утопии. Эти эксперименты сочетались со смелостью в постановке проблем социально-политического характера; они органически вытекали из стремления проникнуть в сущность отношений в капиталистическом мире, потрясаемом кризисами, раздираемом непримиримыми противоречиями. Наиболее значительные пьесы Шоу этих лет: «Святая Жанна»(1923), «Тележка с яблоками»(1929), «Горько, но правда»(1932). В «Святой Жанне» Шоу создал образ народной героини Франции, легендарной Орлеанской девы – простой крестьянской девушки Жанны д'Арк, возглавившей освободительную борьбу своего народа с английскими захватчиками. Простую и обаятельную Жанну с ее ясным умом и непосредственностью, противостоящую мертвым догмам и бесчеловечным законам, Шоу показывает в столкновении с честолюбивыми интриганами, которые помышляют о своей собственной карьере больше, чем об интересах родины. История героического подвига Жанны достигает в пьесе подлинно трагического звучания. Приговоренная к сожжению на костре после объявления ее еретичкой, Жанна остается в полном одиночестве. Она предана и покинута своими прежними союзниками. Как подлинная героиня встр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.019 с.) |