ТОП 10:

Исторические романы Лиона Фейхтвангера



1. Основные этапы творчества Л. Фейхтвангера.

2. Ранние произведения писателя и их связь с экспрессионизмом.

3. Ранние исторические романы (1923-1945), их сосредоточенность на конфликте между силами разума и неразумия, одиночками-реформаторами и закостеневшими массами: «Безобразная герцогиня», «Еврей Зюсс», трилогия об Иосифе (по выбору)

4. Принцип модернизации истории.

5. Усиление памфлетного начала в романе «Лже-Нерон».

6. Поздние исторические романы: «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя», «Испанская баллада».

7. Концепция неумолимого Прогресса как главной движущей силы истории.

 

Философская проза Германа Гессе

1. Основные этапы творчества Г. Гессе.

2. Ранние традиционно-реалистические произведения германского периода: «Под колесами» и др.

3. Тема кризиса современной культуры в экспериментальном философском романе «Степной волк».

4. Смысл «Трактата о степном волке», включенном в роман.

5. Идея многомерности сознания человека.

6. Поиски выхода из тупика в безмерности мира великого искусства.

7. Психоанализ и восточная философия в творческом сознании Г.Гессе. Повесть «Сидхартха».

8. Роман-утопия «Игра в бисер» – итог творчества писателя.

9. Игровой принцип в романе.

10. Своеобразие структуры романа.

Литература.

1. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л. Т. Андреева. – М., 1996.

2. История всемирной литературы в 8 томах. Т. 3. – М.: Наука, 1989.

3. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945 / Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.

4. История зарубежной литературы. 1945-1980. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. История литератур Восточной Европы после второй мировой войны. –М., 1995.

6. Павлова, Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946 / Н.С. Павлова. – М., 1982.

& Консультация

 

Герман Гессе (1877-1962)

Немецкий романист, поэт, критик и публицист Герман Гессе родился в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы в г.Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя, Мария (Гундерт) Гессе, была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии, замуж за отца Гессе вышла, уже будучи вдовой и имея двоих сыновей. Иоханнес Гессе, отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Г. Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. Исполняя их желание, в 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. «Я был старательным, но не очень способным мальчиком, – вспоминал Г.Гессе, – и мне стоило большого труда выполнять все семинарские требования». Но как он ни старался, пиетиста из него не получилось, и после неудачной попытки бежать мальчик был исключен из семинарии. Учился Г. Гессе и в других школах – но столь же безуспешно.

Некоторое время юноша работал в издательстве отца, а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком и, наконец, в 1895 г. устроился работать продавцом книг в университетском городе Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. Вступив в 1899 г. в литературное общество «Маленький кружок», Г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Г. Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Г. Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

«Петер Каменцинд», как и другие романы писателя, автобиографичен. Здесь Г. Гессе впервые касается своей излюбленной темы, которая впоследствии повторялась во многих его произведениях: стремление личности к самосовершенству и цельности. В 1906 г. он пишет повесть «Под колесом», которая была навеяна воспоминаниями об учебе в семинарии и в которой исследуются проблемы творческой личности в буржуазном обществе. В эти годы Г. Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». Его роман «Гертруда» появился в 1910 г., а на следующий год Г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии» (1913). В 1914 г. выходит роман «Росхальде».

В 1912 г. Г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии и в 1923 г. получают швейцарское гражданство. Будучи пацифистом, писатель выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. Вместе с тем во время первой мировой войны Г. Гессе оказывает поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне и выпускает газету, а также серию книг для немецких солдат. Г. Гессе придерживался мнения, что война – это неизбежный итог духовного кризиса европейской цивилизации и что писатель должен способствовать рождению нового мира.

В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Под влиянием теорий Юнга Г. Гессе пишет роман «Демиан» («Demian», 1919), который печатает под псевдонимом Эмиль Синклер. «Демиан» снискал большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны и пытавшейся наладить жизнь в послевоенной Германии. Томас Манн считал эту книгу «не менее смелой, чем «Улисс» Джеймса Джойса и «Фальшивомонетчики» Андре Жида: «Демиан» передал дух времени, вызвав чувство благодарности у целого поколения молодых людей, которые увидели в романе выражение собственной внутренней жизни и проблем, возникающих в их среде». Разрываясь между домашними устоями и опасным миром чувственных переживаний, герой романа сталкивается с двойственностью своей собственной природы. Эта тема нашла свое дальнейшее выражение в более поздних произведениях Г. Гессе, где вскрывается противоречие между природой и духом, телом и сознанием.

В 1919 г. Г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. А в 1923 г., через год после выхода в свет «Сиддхарты», писатель официально разводится с женой. Местом действия «Сиддхарты» является Индия времен Гаутамы Будды. В этой повести нашли свое отражение путешествие Г. Гессе по Индии, а также давний интерес писателя к восточным религиям. В 1924 г. Г. женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года.

В романе «Степной волк», следующем значительном произведении писателя, Г. Гессе продолжает развивать тему фаустовского дуализма на примере своего героя, мятущегося художника Гарри Галлера, ищущего смысл жизни. По словам Эрнста Розе, «Степной волк» был первым немецким романом, проникшим в глубины подсознания в поисках духовной цельности». В «Нарциссе и Гольдмунде» (1930), где действие происходит в средневековой Германии, духу противопоставляется жизнь, аскетизму – жизнелюбие.

В 1931 г. Г. Гессе женится в третий раз – на этот раз на Нинон Долбин – и в том же году начинает работу над своим шедевром «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Этот утопический роман представляет собой биографию Йозефа Кнехта, «магистра игры в бисер», интеллектуального занятия, которым увлекалась элита высокодуховной страны Касталии в начале XXV в. В этой, главной книге Г. Гессе, повторяются основные темы ранних романов писателя. По словам американского литературоведа Теодора Циолковского, роман «Игра в бисер» доказывает, что Г. Гессе «предпочитает... ответственные действия бездумному мятежу. «Игра в бисер» – это не телескоп, направленный на далекое будущее, но зеркало, отражающее с волнующей остротой парадигму сегодняшней реальности».

В 1946 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». В своей речи представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что Г. Гессе вручается награда «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм». Г. Гессе не смог присутствовать на торжественной церемонии, и от его имени выступил шведский министр Генри Валлотон, который в ответной речи процитировал Зигурда Клурмана, президента Шведской королевской академии: «Г. Гессе призывает нас: вперед, подымайтесь выше! Побеждайте себя! Ведь быть человеком – это значит страдать от неизлечимой двойственности, это значит разрываться между добром и злом».

После получения Нобелевской премии Г. Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

Помимо Нобелевской премии Г. Гессе был награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, а также удостоен почетной докторской степени Бернского университета. В 1926 г. Г. Гессе был избран в Прусскую академию писателей, однако через четыре года, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями, вышел из состава академии.

Лион Фейхтвангер

Л.Фейхтвангер – сын богатого фабриканта, получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявился интерес к античности, а под влиянием патриархальных семейных традиций — интерес к еврейской истории, определившей тематику и проблематику ряда его произведений. В 1912—1914 путешествовал. Оказавшись во время Первой мировой войны французским военнопленным, бежал и вступил в ряды германской армии.

В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социологическим проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.

С момента наступления духовной зрелости и до самой смерти Фейхтвангера волновал и занимал единственный вопрос — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды своего творчества Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», — говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Для его ранних произведений свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, они оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер неясно представлял себе её причины, но решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песни павших» и в пьесе «Мир» - вариации на темы комедий греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии — «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода — пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» — начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии во главе с Гитлером Фейхтвангер стал подвергаться политическим преследованиям, и уже в декабре 1933 года его имя было в числе первых в перечне писателей, книги которых должны были быть изъяты из издательств, магазинов и библиотек. Писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Лже-Нерон», в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

В это время писатель становится популярным в странах социализма, и по приглашению советского правительства в 1937 году посещает СССР, после чего пишет книгу «Москва 1937», где в восторженных тонах рассказывает о Сталине и оправдывает показательные суды и расстрелы в СССР. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был заключён под арест на две недели, но ему удалось получить необходимые документы и перебраться в США. В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению.

В послевоенные годы писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко оклеветанным и отвергнутым: прогресс».

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о «борьбе двух укладов» — феодального и ещё только складывающегося в его рамках буржуазного. Этот исторический конфликт осложнен индивидуальной биологической трагедией героини — энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини». Герцогиня Маргарита — положительный герой, но это не мешает ей ненавидеть в своей сопернице Агнессе фон Флавон не только политического врага, но и обаятельную красавицу. Впрочем, Маргарита и Агнесса — символы двух эпох. Если Маргарита воплощает в себе дух буржуазного прогресса, то красавица Агнесса — олицетворение феодальной реакции со всеми её претензиями на красоту.

Другой роман Фейхтвангера «Еврей Зюсс» [1925] посвящен Германии XVIII в. Подлинная история Вюртембергского финансиста, сделавшегося первым министром одного из мелких германских самодержцев и проводившего жестокую, разорительную для народа политику хищного абсолютизма, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Это вводит в концепцию Фейхтвангер абстрактный морализм, а порою даже мистику: вся вторая половина романа построена на темах борьбы «духовного и материального», иррациональной власти рока, мистического искупления некоей «вины против духа». Все это помогает восторжествовать историческому пессимизму. Фейхтвангер склонен осудить здесь всякую активность. История против человека, не надо действия, не надо истории. Судьба героя тем трагичнее, чем блистательнее его активность. Но трагедийность бывает разная, и для того, чтобы очистить её от безвыходного пессимизма, — надо было придать ей высокий человеческий смысл, великодушие и бескорыстность. Фейхтвангер и сделал это в своем романе об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа — «Иудейская война» — вышла в 1932, вторая — «Сыновья» — в 1935, заключительная часть — «Настанет день» — в 1945 г.

«Иосиф Флавий». Иосиф Флавий, патриот и участник восстания Иудеи против римского владычества, перешёл на сторону римлян и стал одним из знаменитейших писателей-историков античного мира. Встречу Фейхтвангера с Иосифом Флавием предопределил уже «Еврей Зюсс», ибо с известной точки зрения тема Зюсса была темой выхода из некоей замкнутой культуры в мир более широких связей и отношений. Если на «Еврея Зюсса» смотреть с этой точки зрения, в нём можно увидеть отрицательное решение вопроса и понять судьбу Зюсса как некую кару за отход от еврейства. В «Иудейской войне» и «Сыновьях» проблема поставлена совершенно иначе. Тема отхода от еврейства оборачивается здесь темой борьбы за единую космополитическую культуру, в которой должно найти гармоническое сочетание все то лучшее, что несли в себе культуры греко-римская и еврейская. Историческая активность Зюсса была объективно вредоносной, даже преступной, трагизм личной судьбы — бесплодным. Историк-философ античности Иосиф Флавий героичен уже в полной мере: его активность имеет общечеловеческую цель — слить воедино два мощных культурных потока, уничтожить бессмысленную и преступную ненависть между людьми «разной крови». Трагедия Иосифа в том, что он одинок в своем сознании «гражданина вселенной» и поэтому его задача невыполнима.

«Семья Опперман». Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В «Успехе», «Семье Опперман», «Изгнании» развернута «современная история» Западной Европы — крушение буржуазной демократии, крушение буржуазно-интеллигентского гуманизма со всеми его иллюзиями.

В романе «Успех» выведен коммунист Каспар Прекль. Это весьма малотипичный образ революционера: в Прекле много узколобого сектантства, болезненного индивидуализма, ему свойственны деревянный схематизм мышления и в то же время порывы к отвлеченной мечте. Гораздо большими симпатиями Фейхтвангера пользуются те его герои, которые протестуют против капиталистического варварства с позиций отвлеченного гуманизма, отвергая революционные методы борьбы — Иоганна Крайн, Жак Тюверлен - их Фейхтвангер наделяет и душевной свежестью, и смелостью, и умением самостоятельно мыслить. Фейхтвангер склонен солидаризироваться со своим героем Тюверленом, когда тот говорит: «Я больше верю в хорошо исписанную бумагу, чем в пулемёты», когда тот мечтает «тихо и бесшумно переделать мир с помощью разума».

Служа общественному прогрессу, Фейхтвангер, проживший последние годы в Америке, решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» — процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса были отмечены Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году. Умер писатель в 1958 году.

 

Французская литература

Тема № 15.

Г. Аполлинер

Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Новая технология творчества.

Гийом Аполлинер. Формирование эстетики. Идея синтеза искусств. Эффект «удивления» как основной принцип эстетики Г. Аполлинера. Содержательные функции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лиричности с сюжетностью и эпичностью. Отсутствие внешней логической последовательности, параллельное развитие нескольких тем (прием симультанности). Поэзия и время в сборнике «Калиграммы». Визуальная лирика, синтез поэзии и графики. Аполлинер и развитие европейской поэзии ХХ века.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

Поэма Г.Аполлинера «Зона»

1. Переосмысление «предмета» и «формы» поэтического искусства как отражение новых эстетических принципов Г. Аполлинера в первые десятилетия ХХ века.

2. Связь автора «Зоны» с общехудожественными исканиями начала столетия (живопись, музыка, театр, кинематограф).

3. Жанровое своеобразие «Зоны» как лиро-эпического произведения.

4. Многозначность названия поэмы Аполлинера – воплощение ее основных поэтических мотивов.

5. Образ поэта в произведении и приемы его раскрытия («отстранение» («я» — «ты»); лично-биографические факты; уподобление; сочетание иронии и драматизма).

6. Художественное новаторство Аполлинера (прозаизмы и жизненные факты; роль культурно-исторических и мифологических образов; художественная логика — принцип композиционного решения «Зоны»; особенности аполлинеровской метафоры).

7. Лиро-поэтические «открытия» «Зоны» — путь к новой художественной словесности ХХ столетия.

Литература

1. Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М., 1987.

2. Балашова, Т.В. Французская поэзия ХХ века / Т.В. Балашова. – М., 1982.

3. Гаспаров, М. Л. Очерк истории европейского стиха / М.Л.Гаспаров. – М.: Наука, 1989.

4. Лансон, Г. История французской литературы. Современная эпоха / Г.Лансон. – М., 1999.

 

& Консультация

Гийом Аполлинер (1880–1918)

Гийом Аполлинерфранцузский поэт начала 20 в.; настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Кастровицкий.

Мать – Анжелика Кастровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863–1864; отец неизвестен. Родился 26 августа 1880 в Риме. В 1887 вместе с матерью и младшим братом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Св.Карла. В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.

В 1899 семья Кастровицких обосновалась в Париже. Устроился служащим банковской конторы. В 1901–1902 работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье.

В 1902 вернулся в Париж; стал редактором финансового издания Спутник рантье. Занялся журналистской деятельностью, писал небольшие статьи для журналов «Европеец», «Солнце», «Мессидор», «Социальная демократия». В том же году опубликовал несколько стихотворений и рассказов, один из которых – «Ересиарх» – был подписан псевдонимом Гийом Аполлинер. Завязал узы дружбы с поэтами Максом Жакобом и Андре Сальмоном; вместе с ними основал в 1903 журнал «Эзопово празднество», просуществовавший до 1904 (вышло восемь номеров). Стал завсегдатаем литературных кафе; познакомился с плеядой признанных мэтров и будущих знаменитостей – Жаном Мореасом, Полем Фором, Альфредом Жарри, Морисом де Вламинком, Андре Дереном, Анри Руссо и многими другими; в беседах и спорах впитывал новаторские идеи, рождающиеся в космополитической среде молодых поэтов и художников; в свою очередь и они испытывали на себе сильное воздействие его личности.

В 1905 произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства 20 в. Печатался в журнале «Стихи и проза», издаваемом поэтом-символистом П.Фором. В 1907 написал ради заработка два эротических романа – Подвиги молодого Дон Жуана и Одиннадцать тысяч дев. Выступал с лекциями в Салоне независимых художников о поэтах и поэзии.

С 1909 стал вести рубрику художественной критики в журналах «Непримиримый» и «Французский Меркурий»; большой резонанс вызвала его статья «Поэзия символистов». В мае 1909 опубликовал поэму «Песнь несчастного в любви», в декабре – поэтическую прозу «Гниющий чародей», в 1910 – сборник рассказов «Ересиарх и компания», в марте 1911 – стихотворный сборник «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Открыл в «Французском Меркурии» раздел «Курьезы», который вел до самой смерти.

7 сентября 1911 по подозрению в соучастии в краже «Джоконды» из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления. В 1912 вместе с друзьями основал журнал «Парижские вечера» (с 1913 его директор), призванный информировать публику о новых тенденциях в поэзии и живописи; на его страницах фигурировали имена М.Жакоба, Б.Сандрара, Анри Матисса, А.Руссо, А.Дерена, Франсиса Пикабия, Жоржа Брака, Фернана Леже, М. де Вламинка и др. В феврале 1912 напечатал самое лирическое из своих стихотворений «Мост Мирабо», а в декабре – поэму «Зона», которая выдвинула его на первое место среди современных поэтов. В июне 1913 по следам февральской выставки итальянских футуристов написал статью «Футуристическая антитрадиция».

В мае 1913 выпустил книгу «Художники-кубисты: Размышления об искусстве», где доказывал право каждого художника на творческий поиск; после ее выхода был признан глашатаем и теоретиком кубизма. Тогда же издал сборник стихов 1898–1913 «Алкоголи». Этот сборник, как и «Размышления об искусстве», рассматривались поэтами-модернистами в качестве программных. «Алкоголи» утвердили беспунктуационное письмо, которое Аполлинер впервые использовал в «Зоне». В 1914 опубликовал несколько экспериментальных стихотворений, набранных в форме рисунков (каллиграмм).

После начала Первой мировой войны обратился 10 августа 1914 с просьбой о предоставлении ему французского гражданства и отправке на фронт. 6 декабря мобилизован и определен в артиллерийский полк в Ниме. Подал прошение о переводе его на передовую; в апреле 1915 послан в Шампань; служил в пехотных войсках под Реймсом. Находясь в окопах, регулярно посылал во «Французский Меркурий» очерки о ходе военных действий и стихотворения. 10 марта 1916, наконец, получил французское гражданство. 17 марта был ранен в череп осколком снаряда; в мае трепанирован. Демобилизован; возвратился в Париж, где погрузился в активную творческую деятельность.

В 1916 выпустил сборник рассказов «Убийство поэта» (; в одном из них смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного на растерзание толпе. В декабре выступил с лекцией «Новое сознание и поэты», ставшей его поэтическим завещанием. В 1917–1918 активно публиковался в журналах, подготовил несколько сценариев для фильмов, написал две пьесы и комедию «Казанова». В апреле 1918 издал стихотворный сборник «Каллиграммы».

Умер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.

В манифесте «Новое сознание и поэты» Аполлинер сформулировал взгляд на задачу поэзии, которая должна соответствовать современной эпохе с ее небывалым техническим прогрессом. Пафос его – в утверждении необходимой связи новаторства с национальными культурными традициями и в понимании высокой миссии поэта-провидца, открывающего или предугадывающего истины. Творчество Аполлинера в полной мере воплотило эти поэтические принципы.

Аполлинер вернул поэзии сюжетную содержательность, отвергнутую символистами. Он насытил свои стихи плотной и осязаемой реальностью, которая шла не только от личного эмоционального опыта, с необычайной силой проявившегося в его лирике. Как никто другой, он умел слышать и передавать сущностные ритмы современной ему жизни: он воспевал «грацию индустриальной улицы», неудержимый поток рабочих, устремляющийся к заводам, парящие в воздухе аэропланы, многоголосье вокзалов – сгустка человеческих судеб, трагическую музыку сирен и разрывающихся снарядов. Певец человеческого прогресса, он одновременно нес в себе тревожное ощущение грядущих катастроф. В канун Первой мировой войны он предсказал, что август 1914 станет рубежом, который четко отделит старую эпоху от новой.

Творчество Аполлинера отличает богатство и разнообразие тем – от лирики до гражданских мотивов, от средневековых легенд до фронтовых стихов, от кратких (4–5 строк) сказов о животных (Бестиарий) до крупных эпических полотен. Тематический арсенал расширяется за счет «космополитизма» поэта. Славянин по рождению, проведший детство в Италии, подданный Франции, проживший год в Германии, посетивший Англию и Нидерланды, он наполняет свою поэзию разнонациональными сюжетами («Ответ запорожских казаков константинопольскому султану», «Эмигрант из Лэндор-Роуд», «Пасха в Нью-Йорке», «Рейнская ночь», «Синагога», «Исфагань», «Жалоба солдата-артиллериста из Дакара»). Кроме того, он помещает действие своих поэм в самые различные временные пласты – от библейской эпохи до современности. Такой широкий хронологический охват – свидетельство его глубочайшей эрудиции.

Политематичность характерна и для отдельных стихотворений Аполлинера. В поэмах «большого дыхания» («Зона», «Холмы», «Музыкант из Сен-Мерри», «Рыжекудрая красавица» и др.) он нанизывает друг на друга различные явления жизни от самых значительных (война, переломные моменты его собственной судьбы) до самых, казалось бы, ничтожных (облик городской улицы, афиши, которыми пестрят стены домов, проспекты и каталоги на прилавках, обрывочные реплики прохожих и пр.). Сплавленные, благодаря неповторимому аполлинеровскому ритму, воедино, они представляют целостную, эпическую картину мира. Этой целостности способствует отсутствие пунктуации – означающее связь и равновеликость всего сущего; стерты все границы, отделяющие малое от большого, частное от общего. Поэма движется как мощный нерасчлененный поток бытия.

Аполлинер – новатор в области поэтического языка. Он обогащает его за счет терминов (телеграф, телефон, аэроплан, цеппелин, субмарина, трамвай, травматизм, трепанация, хлороформ и пр.); апоэтические по определению, но вплетенные в ритм его поэм, они становятся эстетическими реалиями. Он включает в орбиту поэтического географические названия, в том числе древнейшие (Ханаан, Халдея, Эврип, Формоза), а также названия кварталов и улиц. Его стихотворения наполнены огромным количеством имен собственных – библейские персонажи, герои греческой, индийской и других мифологий, христианские святые, персонажи средневековых легенд, писатели, философы, его возлюбленные и друзья. Он широко черпает из различных языковых пластов: архаизмы и просторечье, вульгаризмы и экзотические наименования, историзмы и реалии национальных культур. Уникальный по своей универсальности поэтический словарь Аполлинера позволяет ему сконцентрировать на ограниченном пространстве поэмы различные миры и эпохи.

Образы Аполлинера поражают необычным поэтическим видением: «вдовствующие дни» («journees veuves»), «бесконечное сиротство вокзалов» («long orphelinat des gares»), «пунический нож» («couteau punique»), «скифский ветер» («vent scythe»). Главенствующими среди них являются образ Солнца и образ движения. В первом поэт заключает не только свою страстную веру в прекрасное: «вечно летящее солнце» («l'eternel avion soleil»), «пылающий Разум» («la Raison ardente»), «пламенеющая славa Христа» («la flamboyante gloire de Christ»), но и осознание всей трагичности мира: «Солнце перерезанное горло» («Soleil cou coupe»). Образ движения (слова-лейтмотивы: кортеж, прохожий, нить Ариадны) структурирует сюжетные линии многих поэм; с наибольшей полнотой он реализуется в поэме «Музыкант из Сен-Мерри», основанной на немецкой легенде о гамельнском крысолове, который уводит под звуки волшебной дудочки всех детей из города.

Аполлинер не отказывается от традиционного стиха. Он часто следует классической строфике с четко выверенной рифмой. Однако поэт создает и новую форму. Приверженец верлибра, он самым причудливым образом варьирует размер, переносит рифму внутрь стиха, заменяет ее ассонансом или полностью освобождается от нее. Он разрушает канонический рисунок строфы, предлагая новую строфическую конфигурацию, лишенную какой-либо соразмерности (от одной до двадцати и более строк в строфе), где один стих может насчитывать до тридцати слогов или же сводится к одному. Такая форма адекватна содержанию: она моделирует многоликое и не ограниченное никакими пределами человеческое бытие.

Творчество Аполлинера – значительное явление французской культуры начала 20 в. Ему было суждено заполнить промежуток, образовавшийся между двумя крупными литературно-художественными течениями – символизмом, который уже становился историей, и сюрреализмом, который только что зарождался. И не только заполнить, но и дать мощный импульс дальнейшему развитию поэзии.

Тема № 16.

М.Пруст. Ф.Мориак

Марсель Пруст. Влияние импрессионизма на формирование эстетики Пруста. Техника «потока сознания» в творчестве М.Пруста. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространства. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Особенности стиля. Структура романа, своеобразие повествовательной техники. Принцип свободной ассоциации. Специфика «спонтанной памяти». Объективный мир и его субъективное выражение.

Франсуа Мориак. Социально-критическая и эстетическая проблематика романов. Традиции Бальзака и Достоевского в творчестве Ф. Мориака. Проблема семьи в романе «Тереза Дескейру», повести «Мартышка». Быт и бытие в романах. Социальные закономерности и их противопоставление моральным законам. Особенности поэтики.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Время, пространство и литературная техника в романе М. Пруста

2. М. Пруста обычно относят к высокому модернизму. Со ссылками на текст романа объясните, почему.

3. Вторая часть романа М. Пруста «По направлению к Свану» называется «Любовь Свана». О какой любви идет здесь речь? С чем связаны страдания Свана? Есть ли отличия в форме повествования в сопоставлении с частями 1 и 3? Что Вам известно о Вердюренах и де Шарлю?

4. Своеобразие художественного эксперимента в литературе модернизма. Поясните на примерах повествовательной техники М. Пруста

Литература

1. Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М., 1987.

2. История всемирной литературы в 8 томах. Т. 3. – М.: Наука, 1989.

3. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945 / Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.

4. История зарубежной литературы. 1945-1980. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. История литератур Восточной Европы после вто







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.019 с.)