Размеры мебели и ее маркировка по гостам «столы ученические» и «стулья ученические» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры мебели и ее маркировка по гостам «столы ученические» и «стулья ученические»



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания

 

Старая Русса

 

Печатается по решению методического

Совета колледжа от «14» сентября 2012 г.

протокол № 23

 

 

Рецензент: М. А.Алексеева, зам. директора по учебно-инновационной работе Старорусского политехнического колледжа (филиала) НовГУ

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА. Методические указания/ (Сост. Н.В. Власова, Е. И. Павлова, Л. И. Павлова.) - Старая Русса: СПК (филиал) НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – 58 с.

Настоящие методические указания предназначены для студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах в целях оказания помощи при заполнении отчетной документации по учебной практике

© Старорусский политехнический колледж, 2012

© Н.В. Власова, Е. И. Павлова, Л. И. Павлова, составление 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ  
  ЗАДАНИЯ НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ  
  ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ  
  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ  
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная практика является первоначальным звеном в системе практической подготовки будущего педагога и направлена на разностороннюю ориентацию студентов в педагогической деятельности.

Учебная практика предполагает знакомство студентов со школой, нормативной документацией образовательного учреждения, образовательным стандартом начальной школы, программами начального общего образования, учебной документацией, материально-технической базой кабинета начальных классов, содержанием и системой учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов, с деятельностью классного руководителя.

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности: ВПД 1 Преподавание по программам начального общего образования и ВПД 3 Классное руководство, для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

 

Задачи практики

¾ изучить нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и учителя начальных классов;

¾ познакомиться со спецификой труда учителя;

¾ формировать умения наблюдать за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста, учебно-воспитательной работой учителя начальных классов, анализировать их;

¾ изучить содержание и систему учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов;

¾ вырабатывать умения осуществлять воспитательную работу с младшими школьниками и проводить ее анализ.

 

ЗАДАНИЯ НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

Неделя

1 Знакомство со школой:

¾ во время экскурсии по школе постарайтесь запомнить расположение подразделений;

¾ в ходе беседы с заместителем директора и учителем начальных классов ознакомьтесь с направлениями учебно-воспитательной работы школы, познакомьтесь с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения и учителя начальных классов, познакомьтесь со структурой и содержанием образовательных программ начальной школы.

2 Знакомство с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения и учителя начальных классов:

¾ продолжая знакомство с нормативной документацией, обратитесь за дополнительной информацией к Интернет-ресурсам. Образовательные программы начальной школы и другие документы можно найти на сайтах: http://edu.ru/; http://festival.1september.ru/; http://www.n-shkola.ru; http://www.school2100.ru; http://www.nachalka.com/ и других.

¾ анализируя информацию, ответьте на следующие вопросы:

• какие существуют системы подготовки детей в начальной школе?

• какие образовательные программы начальной школы относятся к традиционной системе подготовки?

• какие образовательные программы начальной школы относятся к развивающей системе подготовки?

• какие структурные элементы можно выделить в любой образовательной программе начальной школы?

3 Характеристика особенностей образовательных программ начальной школы, реализуемых в образовательном учреждении:

¾ выясните, какая образовательная программа реализуется в закреплённом классе;

¾ охарактеризуйте образовательную программу по следующему плану:

• на что ориентирована данная программа?

• почему она так называется?

• рассмотрите тот объём знаний, умений и навыков (ЗУНов), который могут получить младшие школьники при изучении программы?

• каково методическое обеспечение данной программы?

• учебники каких авторов могут обеспечить реализацию программы?

4 Наблюдение за организацией жизни и деятельности детей младшего школьного возраста в школе:

¾ ежедневно наблюдайте за организацией жизни и деятельности младших школьников, проявляйте активность в общении с детьми и учителем в разных ситуациях, помогайте учителю организовывать перемены.

5 Наблюдение за проведением уроков в образовательном учреждении.

¾ составьте расписание уроков в закреплённом классе по схеме:

понедельник вторник среда четверг пятница звонки
             
             
             
             
             

 

¾ представьте конспекты уроков по перечню предметов, включённых в расписание закреплённого класса.

6 Ознакомление с учебной документацией и порядком ее ведения:

¾ ознакомьтесь с учебной документацией, запишите её виды;

¾ ознакомьтесь с порядком ведения каждого вида учебной документации;

¾ опишите содержание классного журнала и правила его ведения.

7 Ознакомление с материально-технической базой кабинета начальных классов.

¾ обследуйте классную комнату по следующему плану (Требования к оборудованию помещений, к естественному и искусственному освещению прилагаются):

• окраска стен;

• окраска парт;

• окраска классной доски;

• размеры мебели;

• расстановка мебели;

• маркировка мебели;

• освещение (естественное, искусственное или смешанного типа);

• светопроемы;

• размещение комнатных растений.

На основе требований сравните с допустимой нормой, сделайте вывод.

¾ проанализируйте расписание уроков по следующему плану (Гигиенические требования к расписанию уроков прилагаются):

• произведите ранжировку предметов по баллам (по расписанию);

• подсчитайте количество баллов на каждый день;

• опираясь на гигиенические требования, сделайте вывод о соответствии или несоответствии учебной нагрузки возрастным анатомо-физиологическим особенностям младших школьников.

 

Требования к оборудованию помещений

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокиро­ванной) расстановкой столов.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабо­чим местом за партой или столом в соответствии с его рос­том и состоянием зрения и слуха.

Для подбора мебели соответственно росту учащихся про­изводится ее цветовая маркировка.

Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независи­мо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пони­женной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70;

- от последних столов до стены (перегородки), противо­положной классной доске, - не менее 70, а от задней стены, яв­ляющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;

- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - 2,4-2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II—III ступени школы и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.

Номер мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
  1000-1150 1150-1300 1300-1450 1450-1600 1600-1750 свыше 1750   оранжевый фиолетовый желтый красный зеленый голубой  

Требования к естественному и искусственному освещению

Естественное освещение

Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудовани­ем зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом недопустимо направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для отделки учебных помещений должны использоваться отделочные материалы и краски, создающие матовую поверх­ность с коэффициентами отражения:

для потолка - 0,7-0,8

для стен - 0,5-0,6

для пола - 0,3-0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурально­го дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричне­вый;

- для дверей, оконных рам - белый. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

 

 

Искусственное освещение

В учебных помещениях должно проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).

Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников должно согласовываться с местными центрами санэпиднадзора.

Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздель­ное включение линий светильников.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2—3 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-м уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользо­ваться таблицей И.Г. Сивкова (1975г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет Количество баллов
Математика Иностранный язык, информатика и ИКТ Физика, химия История Русский язык, литература Естествознание, география Физкультура Технологии Черчение ИЗО Музыка  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ.-М.:Просвещение, 2010.-31с.-(Стандарты второго поколения).

2 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд; переб.- М.: Просвещение, 2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).

3 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2.- 3-е изд; переб.- М.: Просвещение, 2010.-231с.- (Стандарты второго поколения).

4 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189

Основная литература:

1 Немов Р.С. Психология: учеб.: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии /Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Владос, 2009. - 687 с.

2 Общая психология: учеб. пособие/под общ. ред. Е.И. Рогова. - Изд. 4-е. – Ростов н/Д: МарТ: Феникс, 2010. - 557 с.

3 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/Л.Д. Столяренко. – Изд. 22-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 671 с.

4 Педагогика: учеб. для вузов/Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. - 429 с.

5 Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 571 с.

6 Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для вузов/Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2010. - 396 с.

7 Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского рганизма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.- 383 с.

8 Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для сред. проф. образования/В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 207 с.

9 Психолого-педагогический практикум: учеб.пособие /Л.С.Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. - 223 с.

10 Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 312с: ил. – Т.2. – 248с.: ил.

11 Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.Д. Якушева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://edu.ru/;

http://festival.1september.ru/;

http://www.n-shkola.ru;

http://www.school2100.ru;

http://www.nachalka.com/.

Дополнительная литература:

Периодические издания: Журнал Начальная школа, журнал Классный руководитель, журнал Педагогика.

Неделя

1 Наблюдение за организацией жизни и деятельности детей младшего школьного возраста в школе:

¾ ежедневно наблюдайте за организацией жизни и деятельности младших школьников, проявляйте активность в общении с детьми и учителем в разных ситуациях, помогайте учителю организовывать перемены.

2 Наблюдение за проведением уроков в образовательном учреждении.

¾ ежедневно наблюдайте за организацией и проведением уроков по предметам, изучаемым в начальной школе, фиксируйте особенности проведения уроков по каждому предмету.

3 Анализ структуры урока по каждому предмету, изучаемому в начальной школе.

¾ наблюдая за проведением уроков, выделите и запишите структурные элементы урока по каждому предмету.

4 Анализ примерных программ по предметам, изучаемым в начальной школе.

¾ продолжая работу с Интернет-ресурсам, проанализируйте примерные программы предметов, изучаемые в закреплённом классе по следующей схеме:

• какие структурные элементы выделяются в примерной программе по каждому предмету, изучаемому в начальной школе?

• определите объём знаний, умений и навыков (ЗУНов), заложенный в примерной программе по каждому предмету;

• выпишите авторов учебников, которые обеспечивают реализацию данных примерных программ по предметам начальной школы;

• опишите демонстрационный материал, который необходим учителю начальных классов по каждому предмету.

5 Проведение наблюдений за психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста.

¾ необходимо выбрать ребенка из числа учащихся класса и составить характеристику по следующей схеме:

• общие сведения об ученике:

а) Ф.И.О.;

б) состав семьи: социальный статус;

в) режим и досуг ребенка;

г) друзья и знакомые ребенка вне школы;

д) состояние здоровья.

• общий уровень развития ребенка:

а) общее развитие культуры речи, начитанность, эрудиция;

б) отношение к учебному труду;

в) успеваемость;

г) уровень дисциплины.

• общественная работа:

а) принимает ли участие в жизни класса, как относится к общественным поручениям;

б) доводит ли начатое дело до конца;

в) пользуется ли уважением в классе.

• основные черты характера:

а) правдивость, скромность, принципиальность, отношение к родителям, учителям, товарищам;

б) целеустремленность, активность, решительность, смелость, самостоятельность, уверенность в себе;

в) быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, выполняет какие-либо действия.

• общие выводы:

а) что необходимо предпринять для преодоления недостатков в поведении школьника;

б) какие качества надо развивать и совершенствовать у ученика.

6 Встреча с библиотекарем школы с целью освещения вопросов методического сопровождения учебного процесса в начальном звене.

¾ из беседы с библиотекарем выясните и запишите, какую учебно-методическую литературу и периодические издания, имеющиеся в школьной библиотеке, может использовать учитель начальных классов при подготовке к занятиям по каждому предмету.

7 Исследование познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти, воображения (одного на выбор с использованием не менее 3-х диагностических методик, без анализа и интерпретации данных).

¾ необходимо выбрать ребенка из числа учащихся класса, определить, какой познавательный процесс будет исследоваться у школьника, описать проведение психодиагностической процедуры, где указать цель исследования, инструкцию испытуемому, описать процедуру исследования. (Методики исследования познавательных процессов прилагаются);

¾ приложить оригиналы заданий, выполненных ребенком.

I Внимание

Методика 1. Оценка продуктивности и устойчивости внимания

Методика 2. Оценка переключения внимания

Методика 3. «Запомни и расставь точки»

II Память

Методика 1. Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Методика 2. «Запомни рисунки»

Методика 3. Оценка оперативной зрительной памяти

Методика 4. Диагностика опосредствованной памяти

III Воображение

Методика 1. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Методика 2. «Рисунок»

Методика 3. «Скульптура»

IV Мышление и речь

Методика 1. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Методика 2. Оценка образного мышления

Методика 3. Определение активного словарного запаса

 

I Внимание

Выводы об уровне развития

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов -продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

6-7 баллов -продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

4-5 баллов -продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-3 балла -продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вое произведено безошибочно самое большое количество точек). Ре­зультаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

5-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов -очень высокий

8-9 баллов -высокий

6-7 баллов -средний

4-5 баллов -низкий

0-3 балла -очень низкий

             
  n           n           n         n
n   n n   n         n n              
  n n       n   n       n            
n     n     n n                 n    
                                     
             
n   n     n             n         n  
n n         n   n   n     n   n      
n   n n     n n       n n       n    
  n n       n   n                    
  рис. 3. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».  
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

 

рис. 4. Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

 


II Память

Оценка результатов

10 баллов -ребенок узнал на картинке 3 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 3 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -ребенок узнал на картинке 3 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов -ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов -ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла -ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл -ребенок не узнал на картинке 3 Б ни одного изображения в течение 90cек. и более.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисун­ку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыс­лу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может полу­чить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов -очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов -высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов -средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла -низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл -слабо развитая опосредованная слуховая память.

 

III Воображение

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Методика 2 «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бу­маги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок по­лучает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах произ­водятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью тако­го же протокола.

 

Методика 3 «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же парамет­рам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вы­лепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сде­лал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.;

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младше­го школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки вы­браны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: нагляд­но-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соот­ветствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка за­датков к тому виду деятельности, для которого существенно раз­витие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, без­условно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в на­чальной школе.

IV Мышление и речь

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе­нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал­лов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс­лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагнос­тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска­ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне­ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь­ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий; 0-1 балл - очень низкий

Младшего школьника

№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков ребёнком
      Существительные Глаголы Причастия Деепричастия Прилагательные в начальной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Союзы Предлоги Частицы Однородные члены предложения Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.  

В этом протоколе отмечается частота употребления ребен­ком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического экспери­мента все эти признаки, включенные в форму протокола, отме­чаются в его правой части.

Оценка результатов

 

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рас­сказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.2.207 (0.169 с.)