Формирование начальных представлений о пространстве и времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование начальных представлений о пространстве и времени



 

Неотъемлемой частью включения ребенка в окружаю­щий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и про­странственных отношений.

Глубоко умственно отсталые дети не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обо­значающих соответствующие отношения, а значит, не упо­требляют их в собственной речи. Представления о простран­стве и времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространствен­ных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимо­сти использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.

Основная цель коррекционной работы в этой части — привлечь внимание детей к временным и пространствен­ным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

В качестве задач воспитания следует определить следующие:

· Учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было (сейчас пойдем гулять, будем играть, а потом будем обедать и т. д.).

· Формировать практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режим­ных моментов (утро, день, вечер, ночь), а также наблюдений за световым режимом дня, его сменой: светает, солныш­ко просыпается, мы встаем,светло, светит солнце,темнеет, зажигаем свет, солнышко устало, мы устали, нужно готовиться ко снутемно, наступила ночь, де­ти и игрушки ложатся спать.

· Практическое ознакомление с расположением предметов в пространстве, использование предлогов и слов для обоз­начения пространственных отношений: на, под, в; впере­дисзади, вверхувнизу, далекоблизко.

· Учить пониманию и использованию в речи (в соответс­твии с уровнем ее развития) слов, обозначающих про­странственные и временные отношения: утромза­втракаем, днемобедаем, вечеромужинаем и т. д.

Достижения в работе по этому направлению обеспечи­вают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:

· умение соотносить определенное время суток с собствен­ными действиями и деятельностью окружающих;

· понимание инструкций, содержащих признаки про­странственно-временных связей и отношений, их пос­ледовательности и предметном содержании.

 

Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических навыков

 

Прием пищи

· Обучение пользованию ложкой, вилкой (с учетом ин­дивидуальных возможностей).

· Дифференциация пищи (узнавание, называние), поря­док и последовательность приема пищи.

· Пользование чашкой для питья (двумя руками или одной).

· Пользование соломинкой для питья (при ограничении движений рук, пальцев).

· Опрятность приема пищи, пользование салфеткой.

· Умение выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью).

 

Гигиенические умения

· Последовательность утренних и вечерних гигиениче­ских процедур: туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.

· Пользование туалетными принадлежностями: бумага, жидкое (твердое) мыло, паста, салфетка, губка, поло­тенце, расческа (щетка), зеркало.

· Правила хранения туалетных принадлежностей.

· Умение обозначить необходимость помощи (жестом, словом, знаком) в физиологических потребностях.

· Пользование носовым платком (салфеткой).

· Выражение благодарности за оказываемые виды по­мощи.

 

Одежда и внешний вид

· Распознавание одежды по их функциональному ис­пользованию на примерах схемы тела.

· Порядок, последовательность одевания.

· Порядок, последовательность раздевания.

· Знание места хранения разных видов одежды.

· Навыки обращения с пуговицами, шнурками и др.

· Выбор одежды по погоде, по сезону.

· Оказание помощи сверстнику в одевании (раздевании).

· Умение контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.006 с.)