Основные направления воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления воспитания



Основные направления воспитания

Детей с органическими поражениями ЦНС

Несмотря на многообразие причин психическо­го недоразвития и форм его проявления — есть непреложный закон, смысл его заключается в том, что развитие любого ре­бенка зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. Иначе говоря, успешность развития во многом определяется условиями среды, в которой живет ребенок, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения. Укажем на наиболее важные направ­ления, требующие особого внимания как в условиях семейно­го, так и общественного воспитания детей с органическими по­ражениями (заболеваниями) центральной нервной системы:

· гигиенический, температурный комфорт жизнеде­ятельности ребенка, правильное питание, оздоровле­ние, тщательный материнский уход;

· постоянство в проявлении эмоциональных чувств к ребенку: взгляд, улыбка, прикосновение, ласковые интонации голоса, слова и др.;

· своевременная откликаемость взрослого на плач, эмо­ции, действия, обращения ребенка; закрепление и синхронизирование положительных эмоциональных контактов ребенка и взрослого;

· воспитание устойчивых реакций ребенка на развива­ющие сенсорные стимулы: звук, цвет, вкус, другие комплексные раздражители, вызывающие удоволь­ствие у детей: музыка, пение, раскачивание, движе­ния, игры и др.;

· перемещения в пространстве, двигательные упражне­ния, игры с подвижными предметами: самостоятель­но, с опорой, с помощью специальных приспособле­ний, совместно с детьми и педагогом;

· стимулирование, двунаправленность речевых дейс­твий: вокальные игры, звукокомплексы, слова, корот­кие фразы, сопровождение всех видов деятельности ребенка внятной, правильной, доступной речью, ее со­провождение жестом, мимикой, предметными и зна­ковыми заместителями (пиктограммами);

· постепенное усложнение познавательных видов деятель­ности ребенка в сотрудничестве со взрослыми и детьми, развитие его индивидуальных возможностей (игра, пе­ние, танец, рисование, конструирование и др.).

Перечисленные выше направления не исчерпывают всех условий, способствующих индивидуальному развитию, но оче­видно, что главными из них являются постоянное взаимодей­ствие и взаимосвязь взрослого с ребенком (воспитанником).

 

 

Основные направления работы

Планирование деятельности

Основой воспитательной работы является планирование. Даже в условиях семейного воспитания нельзя обойтись без плана действий. Он определяется повседневным режимом членов семьи, характером деятельности ребенка и взрос­лого. Планирование в интернатах, как правило, осущест­вляется в двух видах: перспективном (на год), на его основе разрабатывается повседневный (или еженедельный) план.

В перспективном плане, который может иметь свободную форму, отражаются разделы воспитания, конкретные за­дачи, перечень возможных мероприятий к каждому из раз­делов, календарные сроки их реализации, а также средства обеспечения и др.

В повседневном (или еженедельном) плане раскрываются этапы, содержание выполняемых действий воспитателем и детьми, желательно обозначать промежуточный или ожи­даемый итог занятий, так как каждое занятие это лишь не­большой шаг к намеченной цели. Устойчивые результаты у детей с умственной отсталостью можно получить по исте­чении большого промежутка времени (при условии посто­янного закрепления, упражнений, контроля), продолжительность любого вида занятий не должна превышать более 25—30 минут, т.к. дети быстро утомляются, отвлекаются. Темы, представленные в том или ином разделе воспитания могут параллельно закрепляться в занятиях и воспитателя, и учителя-дефектолога, с той лишь разницей, что занятия дефектолога проводятся в индивидуальной или подгрупповой форме не более 2—3 детей одновременно. Коррекционные занятия в соответствии с режимом равномерно рас­пределяются в течение всего дня, предпочтения во второй половине дня отдаются хозяйственно-бытовым делам, тру­ду, развивающим играм, ручной деятельности. При органи­зации режима дня и коррекционных мероприятий следует исходить из психического и эмоционального статуса детей. Кроме того, режим может корректироваться с учетом време­ни года, климатических условий региона

 

Примерный образец фрагмен­та перспективного плана.

Формирование, закрепление представлений о себе и других людях у старших подростков

Задачи:

· дифференциация себя как «я», соблюдение индивиду­альных правил опрятности внешнего вида;

· продолжить развитие коммуникативных умений в обще­нии с окружающими людьми, в разнообразных видах деятель­ности;

· практическое закрепление умений в понятиях «мое», «чужое», «наше».

 

№ п/п Название мероприятий (тема занятий) Сроки выпол­нения, кол-во часов Формы органи­зации деятель­ности детей Методические приемы обеспе­чения
1. Я и зеркало: индиви­дуальные внешние признаки (глаза, во­лосы, нос, др.)     Сентябрь 4 — 6 занятий     Индивидуальная, подгрупповая, коллективные игры: «Кто это?», «Чье это?»   Показ, упражнения, игры, стимули­рование межлич­ностных контак­тов в совместной деятельности, контроль за вы­полнением правил гигиены и поведения.  
2. Имя, фамилия, маль­чик/девочка. (Кто Я?)
3. Закрепление навыков опрятности внешнего вида (Я красивый (-ая), если у меня чистые руки, лицо, одежда, если я причесан и т. д.).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Основы грамоты

 

Чтение и письмо являются сложными видами интеллек­туальной деятельности, элементами которых могут овла­деть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных назва­ний, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Апте­ка», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений, предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

В качестве основных ориентиров в работе учителя-дефектолога и воспитателя при обучении гра­моте можно назвать следующие:

· Расширение у детей возможностей для понимания обра­щенной речи и использования речи как средства комму­никации.

· Совершенствование процессов восприятий, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи.

· Развитие познавательной деятельности за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действи­тельности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия.

· Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев.

При поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита рекомендуется проводить направ­ленную коррекцию по:

· дифференциации неречевых звуков окружающей сре­ды;

· развитию фонематического слуха на основе игр и игро­вых упражнений;

· формированию простейших умений звукового анализа;

· формированию первоначальных навыков послогового чтения;

· развитию графических умений на основе различных уп­ражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

В программе представлены четыре раздела:

· развитие речи как основа для формирования учебной деятельности;

· активизация познавательной деятельности;

· основы чтения;

· элементы письма.

В названных разделах раскрывается основное содержа­ние, организация обучения, подразумевается параллельное использование материала из всех разделов, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем. В ходе обучения не­целесообразно выделять отдельные занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включает комплекс­ную работу по развитию речи, активизации познавательной деятельности, обучению чтению и письму с учетом индиви­дуальных возможностей.

При обучении чтению и письму детей с глубокой умствен­ной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и техниче­ские средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

«Математическая азбука»

«Математическая азбука» является основой овладения детьми элементарными математическими представлениями и навыками счета. В этой части коррекционной работы мы рекомендуем выделить следующие три этапы обучения.

На первом этапе происходит формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий).

На первом этапе необходимо усилить внимание к разви­тию общей и мелкой моторики. Можно проделать следую­щие упражнения.

· Работа с красками в пальчиковой технологии, рисо­вание вертикальных и горизонтальных линий, рас­крашивание фона для аппликаций (небо, трава и др.), раскрашивание контурных рисунков (шарик, яблоко, помидор, огурец и др.).

· Обводка, штриховка, соединение точек с использова­ние фломастера, карандаша.

· Работа с пластилином: размазывание, раскатывание сплющивание и др.

· Наклеивание готовых форм в аппликативных видах детской деятельности.

· Захват, перекладывание мелких предметов.

· Работа с клеем, крупой, другими сыпучими материа­лами.

На втором этапе происходит закрепление усвоенных пространственных и временных представлений, а также по­нятий о размере, цвете, форме предметов, закладываются основы количественных представлений, навыков счета в до­ступных пределах числового ряда, умения использовать их в бытовой ситуации1.

Третий этап, как и предыдущие, ориентирован на индиви­дуальный уровень достижений детей, поэтому на этом этапе для каждого ребенка составляется программа, учитывающий уровень его возможностей, а также темп усвоения материала.

В указанный период может быть предусмотрено знакомство детей со счетом в пределах заданного числового ряда, с простей­шими арифметическими операциями: сложение и вычитание, правилами работы с калькулятором, деньгами — монетами и бумажными купюрами, а также с календарем, основными еди­ницами измерений длины, времени, массы, стоимости.

К практическим видам упражнений данного этапа можно отнести:

· работу с календарем: определение количества дней в неделе, их последовательность, соотнесенность с режи­мом жизнедеятельности, название месяцев на основе наблюдений за изменениями природы и творческих видов работы, фиксация месяца и даты рождения, из­вестного (ожидаемого) события;

· определение времени с помощью игрушечных часов, далее с помощью — бытовых;

· оплату небольшой покупки в продуктовом магазине, киоске, и др. (на основе игры, далее — практической деятельности);

· изготовление простых изделий нужного размера.


Основные направления воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.016 с.)