Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.



Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. В части осуществления переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти федерального и регионального уровня. В случаях, установленных федеральным и региональным законодательством, они могут принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения и должны способствовать повышению эффективности осуществления переданных полномочий; указанные органы также вправе контролировать исполнение этих актов.

2. В ч. 2 комментируемой статьи речь, прежде всего, идет о несоответствии требованиям к содержанию законов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установленным в ч. 6 ст. 19 комментируемого Закона.

Следует отметить, что любое несоответствие таких законов требованиям ст. 19 комментируемого Закона будет являться основанием для отказа от исполнения указанных полномочий только в случае признания этого несоответствия в судебном порядке.

Вместе с тем, исходя из необходимости обеспечения непрерывности управленческого процесса, следует предположить, что предусмотренные в комментируемой части несоответствия должны корректироваться оперативно, в досудебном порядке.

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством за ненадлежащее осуществление переданных им отдельных государственных полномочий предусматривается также в ст. 72 комментируемого Закона.

Важной гарантией представляется закрепление в ч. 3 комментируемой статьи положения, согласно которому органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Формально речь в данном случае идет не о том, насколько этих средств достаточно для осуществления соответствующих государственных полномочий, а о том, были ли предоставлены материальные и финансовые средства в том объеме, в котором это предусмотрено законом о передаче данных полномочий. Однако в таком случае возникает вопрос, можно ли привлечь органы местного самоуправления к ответственности по данному основанию, если государственными органами требования закона были выполнены, а в силу объективных обстоятельств данных средств оказалось недостаточно для осуществления соответствующих государственных полномочий в полном объеме. Уваров А.А. полагает, что данный вопрос может быть решен только путем исследования всей совокупности обстоятельств.*(35) В том числе необходимо установить, какие именно действия органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий и в какой мере зависели от государственного материального обеспечения.

Факт недобросовестного осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий следует устанавливать только в судебном порядке. На наш взгляд, такой порядок должен применяться ко всем случаям совершения правонарушений, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, включая их неисполнение.

Порядок привлечения органов местного самоуправления к ответственности по данному основанию и меры такой ответственности должны устанавливаться законом.

Проект Федерального закона "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в РФ", содержащий нормы об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, был принят Государственной Думой 27 октября 1999 г., но отклонен Советом Федерации. В ст. 19 законопроект устанавливал, что в случае использования не по целевому назначению финансовых средств, переданных в местный бюджет из бюджетов иных уровней для осуществления указанных полномочий, должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления - предусмотренную Уголовным кодексом РФ уголовную ответственность.

Кроме того, проект предусматривал, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе установить административную ответственность должностных лиц местного самоуправления за неисполнение и ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий субъекта РФ, которыми наделены органы местного самоуправления.

Как правило, законы субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливают, что ответственность органов местного самоуправления за ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий наступает в соответствии с законодательством в той мере, в какой они обеспечиваются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ материальными и финансовыми ресурсами. Подобные положения содержатся, в частности, в законах Самарской и Вологодской областей. В некоторых законах нормы об ответственности сводятся к ссылке на федеральное и региональное законодательство (к примеру, законы Ханты-Мансийского АО и Томской области).

В этой связи представляют интерес положения региональных законов, определявших порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но к настоящему времени утративших силу.

Так, согласно Закону Пензенской области от 23 декабря 2002 г. N 427-ЗПО "О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий Губернатор Пензенской области наделялся правом внести в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования мотивированное представление об ответственности должностных лиц муниципального образования, не обеспечивших реализацию государственных полномочий.

Закон Алтайского края от 10 сентября 1999 г. N 45-ЗС "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Алтайского края" предусматривал возможность применения к органам местного самоуправления мер дисциплинарной ответственности. Так, при обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий уполномоченный орган администрации края вправе обратиться к главе муниципального образования (главе администрации) с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц местного самоуправления (за исключением выборных).

Вместе с тем, например, Закон Пензенской области от 23 декабря 2002 г. N 427-ЗПО "О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области" и Закон Пермской области "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области" от 14 сентября 1998 г. N 219-22 наделяли органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления правом уведомления органов государственной власти области о том, что переданные отдельные государственные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами не в полной мере. При этом согласно Закону Пензенской области представительный орган местного самоуправления муниципального образования, либо уполномоченный им орган местного самоуправления, или должностное лицо местного самоуправления вносит представление в Правительство Пензенской области о невозможности осуществления переданных полномочий в полной мере и необходимости выделения дополнительных материальных и финансовых средств, а в соответствии с Законом Пермской области представительный орган местного самоуправления вправе выйти с законодательной инициативой об отмене соответствующего Закона.

В настоящее время вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления разработаны в федеральном и региональном законодательстве в недостаточной степени. В то же время при разработке соответствующих правовых норм следует иметь в виду, что ненадлежащее осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий может иметь вид невыполнения функций, предусмотренных соответствующими государственными полномочиями, по их объему или структуре. В таком случае ненадлежащее осуществление государственных полномочий означает ненадлежащее исполнение должностными лицами местного самоуправления их служебных обязанностей, за которые предусмотрены другие виды ответственности должностных лиц - дисциплинарная (для невыборных должностных лиц местного самоуправления) и перед населением (для выборных лиц местного самоуправления).*(36)

4. С момента законодательного закрепления за органами местного самоуправления права решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г. данные положения являются предметом дискуссий среди исследователей и практиков местного самоуправления. С введением Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ статей 14.1, 15.1 и 16.1 в комментируемый Закон данная норма обрела более конкретное содержание.

В ч. 4 комментируемой статьи речь идет о федеральных законах, предусматривающих право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении отдельных государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления в установленном порядке. На сегодняшний момент единственным очевидным примером такого закона является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в РФ", согласно которому органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Часть 4 комментируемой статьи в целях упорядочения правового регулирования рассматриваемой ситуации предусматривает возможность включения в подобные федеральные законы положений, определяющих порядок и особенности согласования добровольного участия органов местного самоуправления в осуществлении таких полномочий, а также возможность и пределы их правового регулирования органами государственной власти.

4.1. В развитие предыдущих положений ч. 4.1 комментируемой статьи закрепляет определенную гарантию того, что органы местного самоуправления не будут вовлечены в осуществление государственных полномочий в ущерб решению вопросов местного значения или интересам населения муниципального образования: решение об участии в осуществлении государственных полномочий, не переданных в установленном порядке, но предусмотренных федеральными законами, принимается исключительно представительным органом муниципального образования.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных им в установленном порядке, средства местного бюджета могут расходоваться на эти цели только в случае, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Помимо указанных положений, исходя из принципа социальной направленности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, законодатель счел необходимым ввести дополнительную норму, касающуюся осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, независимо от закрепления права на осуществление этих полномочий в федеральном законе. Органы местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета финансировать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Поскольку принятие рассматриваемых государственных полномочий органами местного самоуправления и их финансирование за счет средств местного бюджета является добровольным, органы местного самоуправления не вправе рассчитывать на выделение для этих целей дополнительных средств из других муниципальных и государственных бюджетов.

 

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. В целях обеспечения эффективности осуществления переданных отдельных государственных полномочий органы государственной власти наделяются полномочиями по контролю за этим процессом, включая контроль за использованием предоставленных материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих такой контроль, должны, согласно п. 6 ч. 6 ст. 19 комментируемого Закона, указываться в законе, предусматривающем наделение этими полномочиями.

Законы субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, содержат конкретные формы контроля, а также права и обязанности уполномоченных на проведение контрольных мероприятий органов государственной власти.

Так, согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2009 г. N 54-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по информационному обеспечению общеобразовательных учреждений в части доступа к образовательным ресурсам сети Интернет", контроль осуществляется в следующих формах:

1) заслушивание руководителей и иных должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданного им отдельного государственного полномочия;

2) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданного им отдельного государственного полномочия, в том числе проверок целевого использования финансовых средств, переданных для осуществления отдельного государственного полномочия;

3) вынесение письменных предписаний по устранению выявленных нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданного им отдельного государственного полномочия;

4) анализ отчетов, представляемых органами местного самоуправления;

5) в иных формах, установленных действующим законодательством.

В соответствии с Законом Самарской области от 3 апреля 2009 г. N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" уполномоченный орган вправе:

1) контролировать соблюдение порядка и условий предоставления субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом;

2) осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления нормативных правовых актов РФ и Самарской области, принимаемых по вопросам осуществления государственных полномочий;

3) выдавать в случае выявления нарушений положений нормативных правовых актов, изданных по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

4) осуществлять проверки деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий и использования выделенных для этих целей материальных и финансовых средств;

5) запрашивать и получать в недельный срок, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийных бедствиях, экологических катастрофах и т.п.) - незамедлительно необходимые документы и иную информацию, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий;

6) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием органами местного самоуправления финансовых средств, а также материальных ресурсов, переданных для исполнения государственных полномочий.

Региональная практика показывает, что в качестве форм контроля также могут выступать назначение уполномоченных для наблюдения за реализацией переданных государственных полномочий; правовая экспертиза и анализ решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых по вопросам реализации отдельных государственных полномочий; анализ деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий и внесения предложений в установленном законодательством порядке по поддержке деятельности указанных органов или по отзыву отдельных государственных полномочий.

Региональные законы также предусматривают, что органы государственной власти, контролирующие реализацию органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, не вправе выходить за пределы своей компетенции.

2. Контрольные полномочия органов государственной власти в сфере осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий подкрепляются обязанностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления предоставлять уполномоченным государственным органам соответствующие документы. Формы и порядок такой отчетности определяются в законе, предусматривающем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. К примеру, Закон Саратовской области от 31 октября 2008 г. N 272-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения Саратовской области" определяет, что отчетность органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий устанавливается в виде ежемесячных аналитических отчетов по форме, утвержденной Правительством Саратовской области.

Согласно Закону Самарской области от 3 апреля 2009 г. N 41-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" органы местного самоуправления ежеквартально представляют в уполномоченный орган:

1) отчет о расходовании предоставленных в соответствии с настоящим Законом субвенций по форме и в сроки, установленные уполномоченными органами;

2) отчетность о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса - получателей субсидий, представляемую органам местного самоуправления в установленном порядке;

3) иную отчетность - по форме и в сроки, установленные уполномоченными органами.

3. В процессе осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы, осуществляющие контроль, могут прийти к выводу о допущенных нарушениях требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В этом случае уполномоченные государственные органы, согласно ч. 3 комментируемой статьи, имеют право вынесения письменных предписаний по устранению таких нарушений. Аналогичные положения содержат и рассмотренные региональные законы.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны исполнить предписание, однако обладают правом обжаловать его в суде. Порядок обжалования в данном случае установлен ГПК РФ.

 

 

89. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Конституция РФ гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132). Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны с процессом формирования муниципальной собственности, имевшим в своей основе раздел прежней государственности собственности. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”. В собственность муниципальных образований передавались: жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении органов местного самоуправления; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данные объекты; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) и другие объекты. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления должен регулироваться законами.Субъекты Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кроме того, в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты РФ соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.

Так, Законом Московской области “Об общих принципах формирования управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области” установлен следующий порядок передачи областной собственности в муниципальную.

В муниципальную собственность могут передаваться объекты областной собственности, приобретенные в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации, и областная собственность, созданная или приобретенная за счет средств областного бюджета, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий областной собственности, а также по иным основаниям:

• объекты, находящиеся в хозяйственном ведении действующих унитарных предприятий или оперативном управлении / действующих учреждений областной собственности;

• объекты, находящиеся в хозяйственном ведении унитарных предприятий или оперативном управлении учреждений областной собственности, в отношении которых принято решение о реорганизации, ликвидации или приватизации;

• объекты областной собственности, находящиеся во владении коммерческих организаций, образованных в процессе приватизации предприятий и учреждений областной собственности, стоимость которых не включена в уставный капитал этих коммерческих организаций;

• областная собственность, находящаяся во владении и (или) пользовании коммерческих и некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров и соглашений, в том числе по договорам аренды;

• унитарные предприятия и учреждения областной собственности;

• филиалы и структурные подразделения унитарных предприятий и учреждений областной собственности;

• ценные бумаги;

• объекты областной собственности, ранее переданные в управление органам местного самоуправления;

• областная собственность, составляющая казну Московской области.

В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены:

а) жилищный фонд; б) жилищно-эксплуатационные предприятия; в) нежилые помещения (нежилой фонд), в которых размещаются предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, аптеки, магазины оптики; г) объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эксплуатацию жилищного, нежилого фонда и городского электрического транспорта, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов; д) дома-интернаты для ветеранов труда, дома для престарелых, детские дома, дома ребенка и другие объекты, выполняющие функции социальной защиты; е) здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения; ж) унитарные предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры, туризма и спорта; и) иные объекты областной собственности., В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут включаться объекты, не завершенные строительством. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о направлении в Мособлкомимущество перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, для его утверждения в порядке, установленном законом. Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляется в Мособлкомимущество органом местного самоуправления, разработавшим указанный перечень, в двух идентичных экземплярах вместе со следующими документами:

• решением представительного органа местного самоуправления о направлении указанного перечня в Мособлкомимущество;

• письменным обоснованным согласием или несогласием (форма произвольная) руководителя унитарного предприятия или учреждения областной собственности на передачу в муниципальную собственность объектов;

• актами приема-передачи объектов, ранее переданных с баланса предприятий или учреждений областной собственности на баланс (в управление) органам местного самоуправления, согласованными с Мособлкомимуществом в порядке, установленном нормативными правовыми актами Московской области и др.

Мособлкомимущество осуществляет:

а) проверку соответствия представленных перечней и документов требованиям настоящего закона; б) регистрацию представленных перечней, которая осуществляется в день их поступления.

Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения требований по составу представленных документов и (или) несоблюдения формы представленных перечней и (или) документов. Если в составе населения, обслуживаемого учреждением, включенным в перечень, члены местного сообщества муниципального образования составляют менее 50% или в пределах данного муниципального образования учреждением реализуется менее 50% общего объема выполняемых услуг (работ), может быть принято постановление главы администрации Московской области о передаче указанного учреждения в долевую собственность нескольких муниципальных образований. Постановление главы администрации Московской области об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность (в том числе долевую собственность нескольких муниципальных образований), или об отказе в передаче объектов областной собственности в муниципальную собственность принимается в течение двух месяцев со дня регистрации Мособлимуществом указанного перечня. Данное постановление является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на переданные объекты. Если в указанные законом сроки постановление главы администрации Московской области не будет принято, документами, подтверждающими право муниципальной собственности, являются перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, зарегистрированный Мособлкомимуществом, и решение представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, который может содержать все или часть объектов, включенных в перечень, зарегистрированный Мособлкомимуществом. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе. В соответствии с законом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Кроме того, представительный орган местного самоуправления утверждает программу приватизации муниципального имущества (годовое задание, план приватизации). При разработке программы следует руководствоваться общими целями приватизации, одна из которых — повышение эффективности экономики.

При приватизации муниципального имущества используются следующие способы:

• продажа муниципального имущества на аукционе;

• продажа муниципального имущества на конкурсе;

• продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

• продажа муниципального имущества без объявления цены;

• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ и др. Приватизация муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества”.

Разработку программы должна обеспечить администрация муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления может быть создан орган по управлению муниципальным имуществом, который и должен в этом случае разработать перечень подлежащих приватизации муниципальных предприятий с указанием способов их приватизации и обоснованием их выбора.

Аукцион является открытым по составу участников. Форма подачи предложения по цене имущества определяется органом местного самоуправления, принимающим решение о способе приватизации муниципального имущества (эти предложения могут подаваться в закрытой форме либо заявляться открыто в ходе проведения торгов). Конкурс также является открытым. Однако предложения по цене приватизируемого имущества подаются его участниками в закрытой форме (в запечатанном конверте). Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления (это могут быть, например, органы по управлению муниципальным имуществом). Для проведения аукциона (конкурса) создается комиссия, состав которой определяется органом местного самоуправления.

Решение комиссии о результатах рассмотрения заявок претендентов и об итогах аукциона (конкурса) оформляются протоколом. К участию в аукционе (конкурсе) допускаются физические и юридические лица. Аукцион (конкурс), на участие в котором не было подано заявок либо участие в котором принял только один участник, признается несостоявшимся. Между продавцом и победителем аукциона (конкурса) заключается договор купли-продажи.

Победитель конкурса одновременно с договором купли-продажи имущества заключает с продавцом договор о порядке выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий. Органы местного самоуправления определяют состав комиссии по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса. Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления. Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по его продаже был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой. При этом в информационном сообщении должна быть указана величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).

Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.101 с.)