Составные части механической установки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составные части механической установки.



Обязательными элементами механической установки являются двигатель, движитель и валопровод.

Двигатель служит источником механической энергии.

Движитель преобразует эту энергию в упор — силу, движущую судно.

Механическую энергию от двигателя к движителю передает валопровод.

На маломерных судах применяют только двигатели внутреннего сгорания, а движителями в подавляющем большинстве случаев служат гребные винты.

Вал двигателя внутреннего сгорания вращается всегда в одну и ту же сторону, а для заднего хода судна нужно, чтобы гребной винт вращался в обратную сторону. Изменение направления вращения вала (его реверсирование) обеспечивает реверсивный механизм валопровода. Оба эти механизма могут быть объединены в одном корпусе реверсивно-разобщительной муфты.

Как правило, у двигателя внутреннего сгорания вал вращается быстрее, чем нужно для эффективной работы гребного винта. Поэтому в валопроводе маломерного судна должен быть понижающий обороты механизм — редуктор. Механизм, в котором объединены в одном корпусе редуктор с реверсивно-разобщительной муфтой, называют реверс-редуктором.

Двигатель, валопровод и гребной винт располагают в диаметральной плоскости судна. Упор гребного винта передается на корпус судна через гребной вал и специальный упорный подшипник, который находится в опоре гребного вала или в корпусе одного из механизмов валопровода. Если гребной вал проходит сквозь обшивку подводной части судна, то, чтобы вода не проникала в корпус, ставят дейдвудное устройство — трубу, внутри которой сквозь водонепроницаемые сальники проходит гребной вал. В состав валопровода могут входить муфты и карданные шарниры, позволяющие соединять валы под некоторыми углами.

Стационарная установка катера и подвесной лодочный мотор.

На маломерных судах применяют два типа механических установок: стационарные, т. е. установленные внутри корпуса судна, и подвесные — навешиваемые на транец судна.

Стационарная установка катера лучше подвесного мотора тем, что у нее в несколько раз больше моторесурс, меньше расход топлива на единицу мощности двигателя, более широки возможности в подборе гребного винта, двигатель размещен внутри судна, что создает удобства в обслуживании. Однако стационарные установки с мощными двигателями и реверс-редукторами имеют значительную массу, занимают много места внутри корпуса судна. Монтаж двигателя и валопровода достаточно сложен.

Подвесной лодочный мотор включает в себя все элементы механической установки судна, что делает его совершенно автономным. В то же время он практически не занимает полезной площади судна, легко снимается и устанавливается, легок и компактен: масса подвесного мотора в несколько раз меньше массы стационарной установки той же мощности, а моторная ниша на мотолодке имеет намного меньший объем, чем моторный отсек катера. Судно с подвесным мотором более маневренно; благодаря откидывающейся конструкции подвески можно подходить к необорудованному берегу и проходить мелководье без риска повредить гребной винт. Наконец, мотор достаточно прост по конструкции, удобен в эксплуатации, сравнительно недорог.

К отрицательным качествам подвесных моторов относятся: невысокий моторесурс (обычно не более 500 моточасов), сравнительно большой расход топлива, необходимость смешивать его с маслом, увеличенное сопротивление подводной части, плохая защищенность висящего за кормой мотора при навалах на причал или обрывистый берег. Конструкция мотора ограничивает возможности повышения эффективности гребного винта путем увеличения его диаметра.

Типы двигателей.

На маломерных судах в большинстве случаев применяются карбюраторные двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Среди них различают четырех- и двухтактные двигатели «автомобильного» и «мотоциклетного» типов. Последние расходуют больше бензина на единицу мощности при меньшей, однако, удельной массе.

На катерах значительно реже устанавливают дизельные двигатели внутреннего сгорания, которые работают на более дешевом топливе и имеют ряд других достоинств. Однако их широкому применению, особенно на маломерных быстроходных судах, препятствуют громоздкость и большая удельная масса на единицу мощности.

Эксплуатация двигателя

Показатели работы двигателя - это параметры его рабочего процесса — мощность, крутящий момент и расход топлива.

Мощность двигателя характеризуют по-разному. Если нужно оценить работу, которую выполняют газы, расширяющиеся внутри цилиндра двигателя, то говорят об индикаторной мощности двигателя. Если речь идет о работе, которую выполняет вращающийся коленчатый вал, то говорят об эффективной мощности. Эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, называют его литровой мощностью. Этот показатель характеризует степень совершенства двигателя с точки зрения использования его рабочего объема.

У судовых двигателей принято различать максимальную, номинальную, эксплуатационную и экономическую (крейсерскую) мощности. Максимальную мощность двигатель может развивать ограниченное время. Номинальная мощность гарантируется заводом-изготовителем при полностью открытой дроссельной заслонке и номинальном числе оборотов в нормальных (расчетных) условиях окружающей среды. Эксплуатационную мощность выбирают, исходя из конкретных условий эксплуатации с целью обеспечить достаточный моторесурс двигателя. Снижение величины отбираемой мощности весьма существенно повышает моторесурс двигателя. Экономическая мощность соответствует минимальному расходу топлива. Обычно максимальная мощность превышает номинальную примерно на 10 %, эксплуатационная составляет около 90—70 %, а экономическая — около 50 % номинальной.

Расход топлива, отнесенный к одному часу работы двигателя, называют часовым расходом топлива и выражают его в килограммах за час. Часовой расход топлива, отнесенный к единице эффективной мощности двигателя, называют эффективным удельным расходом топлива и измеряют его в граммах на киловатт-час или в граммах на лошадиную силу-час.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.004 с.)