Понятие об устройстве гидроциклов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об устройстве гидроциклов.



Гидроцикл (водный мотоцикл) – это водное транспортное средство, имеющее корпус в виде капсулы, внутри которой находится механическая установка, а сверху оборудованной для размещения водителя и 1-2 пассажиров.

Широко распространенными гидроциклами в России являются гидроциклы Sea-Doo канадской компании Bombardir Inc. На их примере и рассмотрим основные характеристики гидроциклов.

Длина от 2,5 м до 3,2 м.
 
Ширина от 0,85 м до 1,2 м.
 
Высота от 0,92 м до 0,99 м.
 
Снаряженная масса от 170 до 260 кГ.
 
Грузоподъемность от 110 до 230 кГ.
 
Пассажировместимость (вместе с водителем) от 1 до 3 чел.
 
Двигатель высокооборотный карбюраторный двухцилиндровый мощностью 85 л.с. или 110 л.с. с водяным охлаждением.
 
Движитель водомет с приводом непосредственно от коленчатого вала двигателя.
 
Угол поворота сопла водомета в горизонтальной плоскости – до 26 градусов; в вертикальной плоскости – от 0 до +(-) 10 градусов.
 
Минимальная глубина воды, допустимая по условиям работы водомета 0,9 м.
 
Материал корпуса стеклопластик.

Гидроциклы обладают высокой поперечной остойчивостью и их нелегко перевернуть на воде. Этому способствует значительная ширина и длина гидроцикла, а также специальная форма обводов корпуса (так называемое «Глубокое V»). Кроме того повышение остойчивости обеспечивается двумя спонсонами, которые расположены по бортам гидроцикла. Некоторые модели гидроциклов после переворачивания способны самостоятельно возвращаться в нормальное положение.

Мореходность гидроцикла ограниченная. При волнении плавать на нем не рекомендуется, а если обстоятельства вынуждают это делать, то инструкция требует иметь небольшую скорость и соблюдать меры предосторожности.

Судовые устройства. Спасательные средства

Рулевое устройство.

Предназначено для управления судном во время движения, удержания судна на заданном направлении и для перемены направления движения. Оно состоит из руля и приспособления, обеспечивающего ею перекладку на требуемый угол поворота штурвала, рулевой передачи и рулевого привода.

Условием хороших маневренных качеств судна является достаточная площадь пера руля, которая определяется в зависимости от типа судна, его длины и осадки. Чем больше скорость судна, тем относительно меньше может быть руль.

Эффективность руля зависит также от его расположения относительно гребного винта — от использования энергии струи воды, отбрасываемой винтом. Поэтому рули стараются располагать за гребным винтом на расстоянии от него не более 0,15—0,20 диаметра винта и так, чтобы площади пера руля выше и ниже оси винта были бы равны.

  Различают рули:  
обыкновенные балансирные полубалансирные
     

Вся площадь пера обыкновенного руля расположена позади оси вращения (баллера). Часть площади пера балансирного руля располагается впереди от оси баллера. Благодаря этому точка приложения силы, воздействующей на руль, перемещается ближе к баллеру и усилие, затрачиваемое на перекладку руля, уменьшается.

Полубалансирный руль — по форме нечто среднее между обыкновенным и балансирным рулем, так как площадь передней части его пера меньше, чем у балансирного руля, и составляет 0,10— 0,20 всей площади пера.

На маломерных судах применяют два типа рулей — навесные и подвесные.

Навесные рули навешиваются на петлях за транцем, что не требует прорезания отверстий для баллера в подводной части корпуса. Недостатком навесных рулей является уязвимость их при швартовках и увеличение габаритной длины судна. Навесным рулем можно управлять за румпель, закрепленный за верхнюю часть баллера, или штурвалом через рулевой привод.

Подвесной руль устанавливается под днищем катера и не имеет опоры на нижнем конце баллера. На катерах большей частью устанавливают подвесные полубалансирные и балансирные рули. Для пропуска баллера через днище устанавливается труба гельмпорта, снабженная сальником. При штуртросовом приводе на верхний конец баллера надевается румпель или рулевой сектор, к которым крепят концы штуртроса. Румпель может быть продольным или поперечным.

Конструкция рулевого устройства:
1 — сектор; 2 — прижимная гайка; 3 — сальник; 4 — труба гельмпорта, 5 —баллер; 6 — перо руля.

Рис. 3. Рулевое устройство.
1 — сектор, или румпель, 2 —штуртрос; 3 — барабан, 4 — направляющие блоки.

Рулевая передача представляет собой штуртрос 2, который приводится от барабана штурвала 3 по шкивам вдоль бортов катера к корме и крепится на секторе или румпеле 1. Штуртрос делается из гибкого стального оцинкованного троса диаметром 3—5 мм, на более крупных судах — из цепей. Штуртросовая проводка быстро вытягивается, появляется «слабина», которую устраняют при помощи включенных в штуртросовую проводку винтовых натяжек — талрепов. Талрепами регулируют натяжение штуртроса так, чтобы трос не спадал со шкивов 4, а вращение штурвального колеса было легким.

Управление подвесными моторами осуществляется непосредственно за румпель или дистанционно с помощью штуртросовой проводки. При спаренной установке моторов конструкция присоединения штуртроса к ним должна обеспечить возможность откидывания каждого мотора в отдельности и их синхронного поворота.

Детали рулевого устройства должны быть прочно связаны с набором корпуса, а его конструкция должна обеспечивать возможность быстрого перехода к аварийному ручному управлению с помощью румпеля. Необходимо, чтобы все детали были доступными для осмотра, ремонта и замены. Штуртрос не должен касаться корпуса. При установке рулевого устройства нужно выполнять следующие требования: угол перекладки руля должен быть не менее 35° от диаметральной плоскости на каждый борт; если штуртрос проходит сквозь водонепроницаемые переборки, в отверстиях переборок следует установить уплотнительные сальники; необходимо, чтобы канат для штуртроса был нераскручивающимся, крестовой свивки и гибким; на судне с подвесным мотором штуртрос не должен препятствовать откидыванию мотора на транце, а при спаренной установке моторов — каждому мотору в отдельности.

Рулевое устройство считается исправным при обеспечении устойчивости судна на курсе и хорошей маневренности при плавании в различных режимах; отсутствии дефектов и повреждений в рулевом приводе, штуртросе, валиковой проводке, румпеле и т. д.; обеспечении легкого вращения штурвала; отсутствии острых углов в переходах штуртроса через шкивы, трения между корпусом судна и штуртросом, заеданий в шкивах, а также обрывов каболок в тросах.

Якорное устройство.

Служит для удержания судна на одном месте. У маломерных судов оно состоит из якоря и якорного каната. На небольших судах свободный конец каната крепят за швартовные приспособления или специальный рым, на более крупных— к жвака-галсу — отрезку цепи, прочно соединенному с набором корпуса, чаще всего с килем судна. К жвака-галсу якорный канат крепится скобой или глаголь-гаком — специальным карабином, который позволяет быстро отдать якорь в аварийной ситуации.

Якорный канат представляет собой цепь, растительный или синтетический трос. Для больших катеров цепь долговечнее и надежнее. Длина якорного каната зависит от глубины акватории, удельной массы каната, парусности судна, формы обводов и подводных размерений корпуса судна.

Держащая сила якоря — это сила, необходимая для того, чтобы вырвать якорь из грунта. Она зависит от характера грунта, конструкции и массы якоря. У большинства якорей наибольшая держащая сила достигается на плотном песчаном грунте. Якорь должен удерживать судно от перемещения под действием ветра и течения, поэтому необходимая масса якоря данной конструкции зависит от характеристик корпуса судна: водоизмещения, обводов, парусности.

На маломерных судах могут применяться якоря: Адмиралтейский (в), Четырехлапый (кошка)(г), Холла (а), Матросова (б) и др.

Адмиралтейский якорь имеет примерно одинаковую держащую силу на любых грунтах. Однако этот якорь не очень удобен в эксплуатации и на маломерных судах применяется сравнительно редко.

Якорь Холла более удобен в эксплуатации и относительно хорошо держит на песчаном и каменистом грунте, хотя и несколько хуже адмиралтейского.

В речных условиях особенно эффективен якорь Матросова: на песке и иле его держащая сила значительно выше, чем у других якорей. В то же время он удобен в эксплуатации.

Хорошей держащей силой на речном перемывном грунте обладает четырехлапый якорь. Он быстро забирает грунт, но неудобен и небезопасен при подъеме и хранении на судне. Применяют якоря-кошки складной конструкции.

Плавучий якорь - приспособление в виде парусинового конуса, оказывает большое сопротивление при движении в воде.

 

Плавучий якорь, вытравленный на тросе с носовой части судна, заставляет его держаться против волны, медленно дрейфуя по ветру. Применяется на малых парусных судах и входит в снабжение спасательных шлюпок.

 

 

Швартовное устройство

Служит для закрепления судна во время стоянки у берега, причала, в камере шлюза и т. п. Устройство состоит из приспособлений, которые в зависимости от конструкции называют кнехтами, битенгами, утками, киповыми планками, а также из швартовных тросов и мягких кранцев, защищающих борта судна от ударов и царапин. Кнехты, битенги и утки предназначены для закрепления в них швартовного троса. Киповые планки — это приспособления в виде разомкнутой рамки, используемые для удержания троса в определенном месте.

Швартовные приспособления:

а — крестовый двойной кнехт;
б — крестовый кнехт;
в — киповая планка;
г — утка;

одиночный кнехт (битенг) и простой двойной кнехт

На небольших мотолодках для швартовки имеются два рыма (кольца)(1), продетых через обух (2) — металлическое полукольцо на основании, прикрепленное к форштевню и транцу. На мотолодках покрупнее швартовные концы крепятся за утки в носу и корме. На катере устанавливают битенги или крестовые кнехты. Все швартовные приспособления должны быть надежно связаны с набором корпуса.

На маломерных судах в качестве швартовных применяют растительные или синтетические тросы. При этом наружный диаметр тумбы кнехта должен быть не менее одной длины окружности такого троса. На одном конце швартовного троса желательно сделать петлю — огон. Этим концом трос закрепляют на причале, другом судне и т. п. Оставшийся на судне конец укладывают на швартовные приспособления восьмерками с достаточным числом петель. Длину швартовных тросов следует выбирать на 20 % больше длины судна.

Буксирное устройство.

Необходимо маломерному судну для того, чтобы его могли взять на буксир или чтобы буксировать другое маломерное судно. Рым для буксировки самого судна закрепляют в нижней части форштевня. Тогда судно идет устойчиво, не рыскает и не зарывается носом в волну, как это бывает при буксировке за палубную утку или кнехт. Если у судна нет специального рыма, буксировать его можно за носовой кнехт (утку) или жвака-галс якорного каната.

Задние бортовые кнехты или утки швартовного устройства можно использовать для буксировки другого судна, если они достаточно прочно соединены с набором корпуса и обеспечивают надежное закрепление буксирного троса. Буксировочное усилие должно быть приложено в диаметральной плоскости взятого на буксир судна, поэтому не следует крепить трос за кнехты или утки только одного борта. Необходимо, чтобы трос имел достаточный запас длины: чем он длиннее, тем меньше рывки при буксировке.

Спасательные средства.

Включают круги, индивидуальные средства (нагрудники или жилеты), специальные кольца с линем и спасательные лини.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.019 с.)