Основные категории (понятия) менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории (понятия) менеджмента



Основные категории (понятия) менеджмента

К основным категориямменеджмента относят: управление, руководство, менеджмент, лидерство, организация.

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели.

Понятие «руководство» касается лишь людей, а понятие «управление» – более широкой сферы, включающей и механизмы, и процессы, и системы.

Английское слово «management» означает управление. Однако в понятий-ном смысле это не совсем точный аналог русскому. У большинства российс-ких авторов произошло разделение категорий «управление» и «менеджмент». Управление отнесено к сфере государственной деятельности. За менеджмен-том же оставлены экономическая и производственная сферы.

Менеджмент –это управление в социально-экономической и производ-ственной сферах.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения.

В теории управления существуют традиционные и современные концепции лидерства. К традиционным относятся три концепции: личностная, поведенческая и ситуационная.

Современные концепции лидерства являются попытками соединить в новое качество как элементы традиционных подходов, так и новые находки. Современных концепций также три: атрибутивная, харизматическая и преобразующая.

Организация – это сов-ть мат объектов и кол-в людей, объед с опред целью (миссией).Коллектив– это сообщество людей, работающих в одной организации. Их часто образно делят на «синие», «серые» и «белые» воротнички. К синим воротничкам относят рабочих, к серым – служащих и специалистов. Белые воротнички– это менеджеры, то есть руководители всех уровней.

Создание Тейлором «научного менеджмента»

Теория управления как самостоятельная наука сформировалась в начале ХХ века. Американский инженер, изобретатель, предприниматель и упраляю-щий Фредерик Тейлор(1856–1915) создал в 1910 г. «Общество пропаганды научного менеджмента». В 1911г. он выпустил книгу «Управление фабрикой», в которой изложил теорию и практику научного управления. Два этих события (общество и книга, 1910-1911) положили начало теории управления.

Выработанная Тейлором управленческая система была названа им «научным менеджментом». Последователи Тейлора позднее назвали его управленческую систему «тейлоризмом».

Научный менеджмент Тейлора как система содержал изложение основной цели и принципов управления. Основной цельюменеджмента Тейлор считал максимальное процветание нанимателя вкупе с максимальным благом для лиц наемного труда. Благополучие хозяев принципиально не может быть сколько-нибудь продолжительным, если оно не сопровождается благополучием рабочих, и наоборот.

Для достижения основной цели Тейлор предложил четыре принципа:

1) новая ментальность – единство цели хозяев и работников;

2) научно продуманные задания – с учетом квалификации и условий;

3) научный отбор персонала – по профессиограмме;

4) индивидуальное стимулирование – вместо бригадного подряда.

 

 

Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы воздействия на людей и явления для достижения определенной цели.

В менеджменте выделяют три группы методов:административные, экономические и социально-психологические. Внутри каждой группы, в свою очередь, различают несколько самостоятельных видов методов.

Административные методы – это способы управленческого воздействия через официальную власть. В их число входят:

организационные – регламентирующие, нормативные; инструктивные;

распорядительные – приказы, постановления, распоряжения, указания;

дисциплинарные– поощрения и взыскания («пряник и кнут»).

Экономические методы –это способы управления посредством материального воздействия («управлением рублем»). Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента:

государственный – это экономические способы влияния государства на отдельное предприятие: льготное налогообложение, прямое финансирование, государственный заказ, льготное кредитование;

внутризаводской– это способы экономического управления подразделениями предприятия, часто это метод «хозрасчета»;

персональный – индивидуальное материальное воздействие.

Социально-психологические методы – это способы управления посредством социального и психологического воздействия. Они имеются на 2 уровнях:

коллективный уровень – предоставление работникам определенных социальных благ, создание условий труда и отдыха, профессионального роста;

индивидуальный уровень – воздействия на психологию сотрудников.

Модели менеджмента

Модели менеджмента – это представление объекта управления в некоей иной форме с целью его изучения и экспериментирования. Цели моделирования: изучение объекта управления на упрощенных аналогах; экспериментирование там, где это невозможно либо нежелательно в реальности.

Различают три основных типа моделей менеджмента.

Физическая модель –это уменьшенная либо увеличенная копия объекта управления.

Аналоговая модель –это использование другого объекта, который отличается от исследуемого объекта управления, но ведет себя подобным образом.

Мат модель – это опис свойств и исследование реакции объекта управления с помощью математических формул и вычислений.

Планирование и прогнозирование как функции менеджмента

Планирование – это процесс заблаговременного принятия решений о том: что делать, для чего, когда, какими силами, кто ответственный и т.д. Планы зависят от целей организации и стоящих перед ней задач. Важное значение имеют также прогнозы развития как предприятия, так и отрасли в целом. Существует несколько видов планов: стратегические, текущие, тактические, оперативные, проекты, бизнес-планы.

Прогнозирование –процесс исследования перспектив развития организации и ее внешней среды. Наиболее эффективное предвидение – метод Делфи.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.

· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

 

 

Коммуникации в менеджменте

Коммуникации – обмен информацией.

Обмен сведениями и знаниями необходим не только в менеджменте, но и в жизни вообще. Право на информацию – важнейшее право человека. Причем информация должна быть качественной, то есть достоверной и полной.

Коммуникации можно рассматривать как систему и как процесс. Элементы система: отправитель, получатель, каналы, сети, «барьеры», сообщение.

Коммуникационные сети – пути передачи информации, объединенные в определенную схему. Основные виды коммуникационных сетей: «цепочка», «веер», «звезда», «круг», «полная сеть».

Коммуникац барьеры и связе с ними информационные искажения – это причины и изменения, которые происходят с сообщ в пр-се движ-я от отправителя к получателю. Выдел 4 вида барьеров: «рассеивание» и «замещ-е»; различ в людях-контактерах; семантическая многозначность; неправ выбор каналов.

20 Управленческие решения. Консалтинг

Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов.

Управленческие решения могут быть 4-х основных видов: рациональные, компромиссные, интеллектуальные, интуитивные.

Процесс принятия решения можно представить в виде алгоритма.

В процессе принятии решения менеджер может выступать в различных ролях: «предприниматель», «исправитель», «распределитель», «сглаживатель».

Современные приемы принятия решений: «мозговой штурм», «адвокат дьявола», «мультипликативная защита», «модель Карнеги», консалтинг.

Консалтинг – профессиональная торговля информацией, знаниями.

В менеджменте, учитывая специфику деятельности руководителей, консалтинг стал вспомогательной функцией. С помощью консалтинга менеджеры готовят важные решения, разрабатывают и осуществляют сложные проекты.

Консалтинг-менеджмент – снабжение руководителей квалифицированной информацией по заданной проблеме, консультирование в рамках подготовки к принятию управленческого решения.

 

Внешняя среда организации

Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели.

Внешняя среда – это совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.

Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.

Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, ресурсы, конкуренты, правовые условия.

Факторы внешней среды косвенного воздействия:экономический, политический и социальный. Экономический фактор – общее состояние экономики, уровень технологического развития, качество и стоимость ресурсов. Политический фактор – общеполитическая ситуация и отношение власти к производству. Социальный фактор – отношение общественного мнения к экономике, политике и собственности.

 

Имидж менеджера

Имидж менеджера – образ руководителя в глазах других людей.

Структура имиджасостоит из трех частей: внешней, психологической и профессиональной.

Внешняя часть имиджа, в свою очередь, состоит из элементов:

внешнего облика телосложение, лицо, одежда, аксессуары, украшения;

манеры жесты, позы, мимика, походка;

окружение люди и вещи (от автомобиля до авторучки).

Психологическая (внутренняя) часть имиджавключает:

культуру поведения интеллигентность, доброжелательность, сдержанность;

речь словарный запас, образность и чистоту языка, ритм изложения.

чувство юмора умение вовремя и тонко пошутить, оценить чужой юмор.

Профессиональная часть имиджасостоит из элементов:

обязательность ответственность, пунктуальность, умение держать слово;

характер профессиональной деятельностименеджера успешность, управленческие знания, деловая уверенность, эмоциональная устойчивость.

состояние рабочего места порядок, эстетичность, функциональность.

Формирование имиджа менеджера – это воздействие на составные части и элементы имиджа специальными усилиями.

 

28 Переговорный процесс: подготовка и правила

Командная организация труда

Команда – это несколько человек разной квалификации, объединенных для достижения совместной профессиональной цели.

Командные процессы – это изменяющийся во времени характер межличностных отношений внутри команды. Выделяют четыре основных типа командных процессов: развитие, сплочение, формирование общего мнения, межличностные трения.

Конфликт-менеджмент

Конфликт – это острое противоречие между людьми в связи с расхождением интересов или позиций.

Типологии конфликтовсуществуют: по участникам; по источнику возникновения; по характеру ценностей; по степени влияния; по длительности протекания.

В предконфликтнойситуации поведение человека можно представить двумя противоположными характеристиками: конфликтное и неконфликтное. Конфликтностьозначает повышенную эмоциональную реакцию, которая способна обострить противоречие.

Стилей поведения в конфликте имеется пять:избегание, уступка, противоборство, компромисс и сотрудничество.

Конфликт-менеджмент – это управление конфликтными ситуациями.

Конфликт-менеджмент включает в себя четыре основных функции:

1) предотвращение– блокирование конфликтогенов;

2) подавление– профессиональная этика, «разведение» и сокращение конфликтных сотрудников, жесткие требования к инициаторам;

3) отсрочка– «замораживание» проблемной ситуации (смягчение проблемы, усиления либо ослабление одного, уменьшение ценности конфликтогена);

4) разрешение– доведение конфликта до конструктивного завершения.

Методыразрешения конфликтов: разъяснения-уточнения проблемы, координации (выяснения конфликтогенов),создания общих целей конфликтующих,поощрения правых, переоценки причин,сглаживания проблемы,консенсуса, переговоров, «третейского судьи».


1 Основные категории (понятия) менеджмента(1)

2 Создание Тейлором «научного менеджмента»(2)

3 Научн мн-т Гантта: графики, система, «очеловечивание»(3)

4 Теории Ф.Джилбрета: микродвижений, усталости, бригад(4)

5 Массовое производство и конвейер Форда(5)

6 Административный менеджмент Файоля(6)

7 Бюрократический менеджмент Вебера(7)

8 Теории мал орг-ций и промежуточн технологий Шумахера(7-8)

9 Менеджмент человеческих отношений(8-9)

10«Теория Х» и «теория Y» МакГрегора(10)

11 Японская система менеджмента. «Теория Z» Оучи(10)

12 Подходы (концепции) менеджмента(11)

13 Методы менеджмента(11-12)

14 Модели менеджмента(12)

15 Планир-е и прогнозирование как функции менеджмента(13)

16 Организация и координация как функции менеджмента(14)

17 Стимулирование и мотивация как функции менеджмента(15)

18 Контроль и контроллинг как функции менеджмента(15-16)

19 Коммуникации в менеджменте(16)

20 Управленческие решения. Консалтинг(17)

21 Классические (основные) стили руководства(17-18)

22 Современные стили руководства(19-20)

23 Внутренняя среда организации(20)

24 Внешняя среда организации(20-21)

25 Личность как объект управления. Стресс-менеджмент(21)

26 Психологический климат в организации(22)

27 Имидж менеджера(22-23)

28 Переговорный процесс: подготовка и правила(23)

29 Командная организация труда(24)

30 Конфликт-менеджмент(25)

 

Основные категории (понятия) менеджмента

К основным категориямменеджмента относят: управление, руководство, менеджмент, лидерство, организация.

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели.

Понятие «руководство» касается лишь людей, а понятие «управление» – более широкой сферы, включающей и механизмы, и процессы, и системы.

Английское слово «management» означает управление. Однако в понятий-ном смысле это не совсем точный аналог русскому. У большинства российс-ких авторов произошло разделение категорий «управление» и «менеджмент». Управление отнесено к сфере государственной деятельности. За менеджмен-том же оставлены экономическая и производственная сферы.

Менеджмент –это управление в социально-экономической и производ-ственной сферах.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения.

В теории управления существуют традиционные и современные концепции лидерства. К традиционным относятся три концепции: личностная, поведенческая и ситуационная.

Современные концепции лидерства являются попытками соединить в новое качество как элементы традиционных подходов, так и новые находки. Современных концепций также три: атрибутивная, харизматическая и преобразующая.

Организация – это сов-ть мат объектов и кол-в людей, объед с опред целью (миссией).Коллектив– это сообщество людей, работающих в одной организации. Их часто образно делят на «синие», «серые» и «белые» воротнички. К синим воротничкам относят рабочих, к серым – служащих и специалистов. Белые воротнички– это менеджеры, то есть руководители всех уровней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.046 с.)