Понятие и источники права внешних сношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и источники права внешних сношений.



Право внешних сношений — это совокупность междуна­родно-правовых норм, регламентирующих структуру, поря­док формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представитель­ство в сфере межгосударственного общения.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатиче­ского права и нормы консульского права, в связи чем традици­онно принято именовать этот комплекс дипломатическим и кон­сульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных органи­зациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть осно­вания для дополнения традиционного комплекса нормами, ре­гулирующими статус и деятельность международных конфе­ренций. Все это обусловливает мнение, что характеристика от­расли как права внешних сношений более согласуется с истин­ным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатиче­ское и консульское право"

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и кон­сульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источни­ками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Вен­ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представи­тельстве государств в их отношениях с международными орга­низациями универсального характера 1975 г.

К источникам права внешних сношений относятся Конвен­ция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также согла­шения между организацией и государством, на территории ко­торого организация имеет свою штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопро­сам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относи­тельно торговых представительств. Что же касается междуна­родных конференций, то их нормативная регламентация явля­ется всецело индивидуализированной, поскольку правила про­цедуры разрабатываются применительно к данной конферен­ции.

Общеизвестен, что международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами - государствами, международными организациями и другими международными организациями. В процессе интернационального общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть надлежащим образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядка государства, на территории ее они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, то есть пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно, субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических, политических и иных потребностей и интересов.

Практическое осуществление государствами внешних сношений ставит вопрос об их понятие и характеристику.

Принято различать внешние сношения государств в широком и узком значениях.В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его органов и должностных лиц, всех ее физических, юридических лиц, а также других ассоциаций индивидов. Такая система внешних связей каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует в широком смысле систему международных отношений. Внешние сношения в узком смысле можно определить как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами, в соответствии с международным правом. Таким образом, основной целью внешних отношений в узком смысле является осуществление внешних функций государства - совокупности основных направлений ее деятельности, осуществляемых за ее пределами.

Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим других, кроме государств, субъектов международного права, органы и должностные лица которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим международным правом не регулируются. В число таких договоров входят, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.

Таким образом, общее международное право регулирует только представительство государств, применительно к их зарубежных органов внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения многосторонних конвенций являются, дипломатическое и консульское право.Государствами заключено также значительное количество двусторонних договоров, касающихся юридического статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров, также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении. В своей совокупности эти международно-правовые акты и нормы составляют право внешних сношений.Право внешних сношений представляет собой отрасль общего международного права, состоящая из системы юридических норм, которые выражают согласованные воли-субъектов международного права относительно прав и обязанностей их официальных органов, выступающих в международном общении, и регламентирующих их состояние и деятельность по осуществление внешних сношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия органов внешних сношений:

1) дипломатическую - на уровне традиционных каналов (министерство иностранных дел - посольства и миссии за рубежом);

2) консульское сферу;

3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий;

4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями.

Следует отметить, что в настоящее время вся сфера внешних сношений государств достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принят ряд многосторонних актов, ставших результатом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивного развития норм международного права в этой области. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных миссиях от 16 декабря 1969 (вступило в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 (вступили в силу с 1977 года) и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных конвенций.

В соответствии с этими международно-правовых актов можно определить структуру права внешних сношений, состоящий условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дипломатического права международных организаций.

Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на участие в международном общении. В основе этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно на международной арене, посредством реализации их международной правосубъектности в области официальных отношений с другими государствами и другими субъектами международного права. Одновременно здесь речь идет не только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите такой возможности с помощью юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов, предусмотренных нормами права внешних сношений.

Право на участие во внешних сношениях, являясь одним из основных прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда элементов. К ним прежде всего относится так называемое право посольства, является сердцевинной частью общего основного права на участие во внешних сношениях (право на международное общение). Различают активное право посольства - право государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные государства и пассивное право посольства - право принимать у себя дипломатических и консульских представителей иностранных государств.

Право посольства активно использует Украины. На сегодняшний день Украина в качестве суверенного государства признали более 150 государств. Со 138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства Украины. Более 60 государств открыли свои посольства в Украине, послы 41 страны мира выполняют сегодня свои функции в нашей стране по совместительству, во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более 15 консульских учреждений иностранных государств. Другими элементами права государства на участие в международном общении выступают: членство государств в международных организациях, участие государств в работе международных конференций; вхождения государств в международные органы ad hoc. При расширительном толковании права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право на участие в создании норм международного права, право на участие в общем международных договорах, право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или иным вопросам, затрагивающим его законных прав и интересов в международном общении, во внешнеполитических заявлениях, нотах и ​​других актах дипломатии. Все эти права фактически выступают в качестве элементов международной правосубъектности государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.)