Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и источники права внешних сношений.
Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом. Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатическое и консульское право" Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г. В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. К источникам права внешних сношений относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конференции.
Общеизвестен, что международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами - государствами, международными организациями и другими международными организациями. В процессе интернационального общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть надлежащим образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядка государства, на территории ее они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, то есть пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно, субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических, политических и иных потребностей и интересов. Практическое осуществление государствами внешних сношений ставит вопрос об их понятие и характеристику. Принято различать внешние сношения государств в широком и узком значениях.В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его органов и должностных лиц, всех ее физических, юридических лиц, а также других ассоциаций индивидов. Такая система внешних связей каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует в широком смысле систему международных отношений. Внешние сношения в узком смысле можно определить как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами, в соответствии с международным правом. Таким образом, основной целью внешних отношений в узком смысле является осуществление внешних функций государства - совокупности основных направлений ее деятельности, осуществляемых за ее пределами.
Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим других, кроме государств, субъектов международного права, органы и должностные лица которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим международным правом не регулируются. В число таких договоров входят, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года. Таким образом, общее международное право регулирует только представительство государств, применительно к их зарубежных органов внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения многосторонних конвенций являются, дипломатическое и консульское право.Государствами заключено также значительное количество двусторонних договоров, касающихся юридического статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров, также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении. В своей совокупности эти международно-правовые акты и нормы составляют право внешних сношений.Право внешних сношений представляет собой отрасль общего международного права, состоящая из системы юридических норм, которые выражают согласованные воли-субъектов международного права относительно прав и обязанностей их официальных органов, выступающих в международном общении, и регламентирующих их состояние и деятельность по осуществление внешних сношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права. Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия органов внешних сношений: 1) дипломатическую - на уровне традиционных каналов (министерство иностранных дел - посольства и миссии за рубежом); 2) консульское сферу; 3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий; 4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями. Следует отметить, что в настоящее время вся сфера внешних сношений государств достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принят ряд многосторонних актов, ставших результатом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивного развития норм международного права в этой области. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных миссиях от 16 декабря 1969 (вступило в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 (вступили в силу с 1977 года) и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных конвенций.
В соответствии с этими международно-правовых актов можно определить структуру права внешних сношений, состоящий условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дипломатического права международных организаций. Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на участие в международном общении. В основе этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно на международной арене, посредством реализации их международной правосубъектности в области официальных отношений с другими государствами и другими субъектами международного права. Одновременно здесь речь идет не только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите такой возможности с помощью юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов, предусмотренных нормами права внешних сношений. Право на участие во внешних сношениях, являясь одним из основных прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда элементов. К ним прежде всего относится так называемое право посольства, является сердцевинной частью общего основного права на участие во внешних сношениях (право на международное общение). Различают активное право посольства - право государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные государства и пассивное право посольства - право принимать у себя дипломатических и консульских представителей иностранных государств. Право посольства активно использует Украины. На сегодняшний день Украина в качестве суверенного государства признали более 150 государств. Со 138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства Украины. Более 60 государств открыли свои посольства в Украине, послы 41 страны мира выполняют сегодня свои функции в нашей стране по совместительству, во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более 15 консульских учреждений иностранных государств. Другими элементами права государства на участие в международном общении выступают: членство государств в международных организациях, участие государств в работе международных конференций; вхождения государств в международные органы ad hoc. При расширительном толковании права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право на участие в создании норм международного права, право на участие в общем международных договорах, право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или иным вопросам, затрагивающим его законных прав и интересов в международном общении, во внешнеполитических заявлениях, нотах и других актах дипломатии. Все эти права фактически выступают в качестве элементов международной правосубъектности государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.) |