Дипломатические представительства : понятие , виды , состав , функции . Дипломатический корпус. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дипломатические представительства : понятие , виды , состав , функции . Дипломатический корпус.



Дипломатическое представительство - это орган внешних сношений государства, находящегося за ее пределами на территории другого государства, для осуществления дипломатических сношений с ними.

Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство является родовым понятием, определяющим различные виды иностранных органов внешних сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический корпус).

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара, дворники и т.д.

В составе дипломатического представительства имеются различные категории атташе:
атташе военные, военно-морские и военно-воздушные. Будучи квалифицированными военными специалистами, они являются представителями своего военного ведомства при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно они являются советниками главы дипломатического представительства по военным вопросам;
специальные атташе – по культуре, науке и технике, сельскому хозяйству, экономике, промышленности, финансам, труду и т. п. Некоторые капиталистические страны назначают атташе по делам религии. Специальные атташе являются квалифицированными специалистами в своей области; им поручается изучать в стране пребывания вопросы по их специальности, а также вести оперативную работу, связанную с поддержанием и развитием связей между своими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания. Иногда специальные атташе имеют дипломатические ранги советника;
атташе по делам печати (пресс-атташе). Это работник дипломатического представительства, ведающий вопросами печати и информации этого представительства. Им может быть любой опытный дипломатический работник – секретарь или дипломатический работник;
атташе дипломатический – младший дипломатический работник дипломатического представительства или центрального аппарата Министерства иностранных дел СССР. На эту должность назначаются молодые люди, начинающие свою дипломатическую службу;
атташе почетные – лица, избравшие дипломатическую карьеру, но еще не числящиеся на постоянной службе и не получающие жалованья. Атташе почетные получают право проходить стаж в каком-либо дипломатическом представительстве. По окончании стажа они зачисляются на штатную дипломатическую службу. В советской дипломатической службе почетных атташе нет.
Все категории атташе являются дипломатическими работниками дипломатического представительства и включаются в состав членов дипломатического корпуса. Они пользуются всеми дипломатическими привилегиями.

Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепила функции дипломатического представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся:

- Представительская функция, заключающаяся в представительстве государства, аккредитующим в государстве пребывания;

- Защита в государстве пребывания интересов государства, аккредитует и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- Информационная функция - выяснение всеми законными способами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству государства, аккредитует;

- Функция поощрения дружественных отношений между государством, аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Представительная функция заключается в том, что дипломатическое представительство государства, аккредитует, представляет ее в государстве пребывания в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять ее политические, экономические, социальные, культурные и другие интересы. Эта функция основана на суверенной власти государства - субъекта международного права, имеет объективное право на представительство (право посольства).

Представительская функция дипломатического представительства в теоретическом аспекте начинается а момента объявления о создании дипломатического представительства и его открытие, а на практике, конечно, - с момента вручения главой дипломатического представительства верительных грамот.

Расширительное толкование представительской функции дипломатического представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, что в определенных обстоятельствах становится самостоятельной функцией, - это функция дипломатической защиты, что упоминалась в предыдущих разделах.Она заключается в том, что дипломатическое представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы государства, аккредитует, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических лиц, то есть субъектов, которые находятся в правовой связи с государством, аккредитует (граждане и юридические лица государства).

В международном праве на основе практики выработаны критерии правомерности дипломатической защиты:

а) функция дипломатической защиты предоставляется только дипломатическим представительством;

б) дипломатическая защита распространяется в основном только на граждан государства, аккредитует;

в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные средства, предусмотренные рамками законодательства государства пребывания (суть дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько в его политической защите, поскольку к этому вопросу присоединяются политическое руководство и другие центральные органы государства, аккредитует);

г) дипломатическая защита не предоставляется иностранным гражданам, гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает с правом дипломатического убежища).

Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания является основной процессуальной функцией, указывает на средство осуществления дипломатических полномочий. В широком смысле эта функция понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле - это переговоры по вопросам заключения международного договора или иных сделок. Эта функция основана на функции представительства, поэтому переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная грамота главе государства пребывания.

Информационная функция заключается в том, что дипломатическое представительство имеет право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее правительства своей страны. Эта информация носит многоаспектный характер, потому что касается политической обстановки в государстве пребывания, расстановка в ней политических сил, экономической ситуации в стране и другие вопросы. Однако информационную функцию следует понимать более широко. Она включает в себя обязательства не только информировать государство, аккредитует, но и обязательства предоставлять информационные услуги субъектам, находящимся на территории страны пребывания. Таким образом, любой гражданин, организация, тем более орган страны пребывания, вправе обратиться в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующих его информации по конкретным вопросам. Одновременно: следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим представительством очень осторожно, чтобы избежать нарушений законов страны пребывания.

Если все перечисленные выше функции были выработаны в процессе длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась уже в современный период. Эта функция была предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения

Венской конференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном документе.

Следует отметить, что организационно-правовые формы реализации функций дипломатического представительства очень широки и разнообразны, они обсуждаются и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих соглашениях.

Дипломатический корпус (в узком смысле) – главы посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. Дипломатический корпус (в широком смысле) – лица, имеющие дипломатические паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания (схема 12).

Члены дипломатического персонала – это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Схема 12. Дипломатический корпус

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны.

Главы посольств и миссий в стране пребывания избирают старейшего по возрасту или сроку пребывания, но самого уважаемого иностранного дипломата-дуайена. Дуайен (старшина или декан) – глава дипломатического корпуса в стране пребывания. Его функции – не только представительские, но иногда и немаловажные, и деликатные консультативные услуги, подача просьб в МИД от имени всего дипкорпуса.

Порядок назначения дипломатических представителей. Привилегии и иммунитеты дипломатических представителей и дипломатических представительств. Обязанности дипломатов по отношению к государству - пребывания.

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 9424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.027 с.)