Взаимосвязи экономической и информационной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязи экономической и информационной безопасности



В свете изложенного, первым и главным принципом КР остается непредвзятость в отборе, систематизации, обработке и передаче адресату КИ. Второй принцип – это системность КИ КР, обусловленная тем, что объекты изучения представляют собой сложные социотехнические системы, включающие производственную, маркетинговую и финансовую составляющие. Третьим принципом является конфиденциальность (соблюдение строгой секретности) деятельности СБ и КР.

Любую информацию, в том числе КИ КР, можно считать ценной лишь тогда, когда ее можно эффективно использовать в интересах бизнеса – ценность КИ существенно зависит от ее полноты, точности и своевременного поступления. В этой связи различают факты (объективные данные), мнения (субъективные суждения и личностные предложения) и КИ КР (добытые, обработанные и проанализированные службой КР сведения).

В практическом плане важно не только осознать необходимость в КИ, но и уяснить, что именно надо узнать; где и в каком виде может находиться нужная КИ; кто ей может обладать; как и в каком виде можно ее получить. Четкие ответы на эти вопросы помогают определить способ и технику решения проблемы, которые зависят как от сложившейся ситуации, так и от знаний, воли, опыта, возможностей и изобретательности сотрудников КР.

Получив материал по КИ КР, его необходимо оценить по степени достоверности, важности, секретности, стыкуемости, возможности практического использования; интерпретировать (в свете других данных и интуитивных представлений), выявив его место в общей мозаике фактов; определить, нужна ли дополнительная (какая именно) информация; эффективно использовать (учесть в своих действиях, передать руководству, придержать до нужного момента и т.д.).

Одной из типовых операций службы КР является разведка предполагаемых партнеров и конкурентов. Разведка партнеров и конкурентов может включать операции по сбору финансовых и внутрикорпоративных сведений, данных о производстве, технических и научных данных, информации о маркетинге, юридических сведений. Ее легальные цели: получение КИ о возможностях и темпах развития партнеров и конкурентов ИКК; определение вариантов, когда партнеры могут принести наибольшую пользу, а конкуренты – наибольший ущерб интересам ИКК; наблюдение за ситуацией на рынке при соприкосновения интересов в конкурентных и смежных областях, которые могут повлиять на интересы ИКК; сбор и обработка политической, экономической, юридической, социальной и технологической КИ, затрагивающих возможности партнеров и конкурентов ИКК; координация усилий подразделений ИКК в данной области.

Указанных целей желательно добиться, не прибегая к неэтическим и незаконным методам – поэтому отечественными и зарубежными корпорациями создаются разветвленные системы сбора КИ, основанные на открытых источниках (см. раздел 1.4). Однако если открытые источники не могут обеспечить ИКК конкурентные преимущества; развитие технологий происходит настолько быстро, что отраслевая литература за ним не поспевает; конкуренты действуют все более открыто и эффективно – приходится прибегать к более жестким методам и безупречные в других отношениях компании создают в структуре своих СБ подразделения для нелегального промышленного шпионажа.

Работа подразделений службы КР, несмотря на многообразие задач, объектов интересов, источников и носителей КИ, способов добывания сведений, эффективна только тогда, когда все они объединяются в единый целостный механизм – систему коммерческой разведки. При этом назначением КР остается обеспечение руководства ИКК достоверной, объективной и полной КИ о намерениях партнеров, смежников, клиентов и контрагентов; о сильных и слабых сторонах конкурентов; сбор данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров; оповещение о возможном возникновении кризисных ситуаций; мониторинг и контроль хода реализации заключенных договоров, достигнутых договоренностей и т.д.

Обеспечение экономической безопасности ИКК также невозможно без решения СБ и КР ряда других задач:

- выявление правонарушений, затрагивающих экономические и другие интересы ИКК;

- своевременное информирование о методах, способах и лицах, способных и имеющих намерение нанести ущерб ИКК;

- содействие правоохранительным, судебным и контрольно-надзорным органам в привлечении к ответственности юридических и физических лиц, действия которых затрагивают интересы ИКК.

Решению указанных задач способствует реализация следующих функций СБ и КР:

- изучение негативных и криминальных аспектов «теневой» экономики в рыночном секторе ИКК;

- определение степени надежности и кредитоспособности партнеров;

- предоставление руководству ИКК информации для проведения деловых переговоров;

- выявление предприятий и организаций, способных к недобросовестной конкуренции в сфере бизнеса ИКК;

- сбор сведений о лицах, не работающих на ИКК и замышляющих (совершивших) преступления против его персонала или имущества;

- проверка лиц, заключивших с ИКК коммерческие контракты;

- установление фактов присвоения физическими или юридическими лицами утерянного имущества ИКК;

- выявление и документирование фактов нарушения прав владельцев товарного знака в сфере деятельности ИКК;

- сбор сведений по гражданским делам в отношении юридических лиц или граждан, ранее не работавших в ИКК;

- выявление среди не работающих в ИКК лиц, занимающихся экономическим шпионажем против предприятия-учредителя.

Цели, задачи, функции и другие вопросы деятельности КР отражаются в Положении о СБ и КР.

2.3. Структура и планирование деятельности службы КР

Организационная структура КР в составе СБ включает два вида подразделений: добывающие и информационные. Добывающие подразделения обеспечивают получение КИ в виде документов, предметов и других материалов, которые представляют или могут представить интерес для КР. В составе этих подразделений могут быть отделы по работе с информаторами; по выявлению и сбору открытых и закрытых публикаций; организации скрытого наблюдения; техническому обеспечению проводимых операций; проведению расследований и документированию поведения объектов КР и т.п. На финансирование добывающих подразделений приходится до 80% затрат службы КР. Добывающие подразделения ориентированы на поиск, сбор, накопление, хранение, переработку и выдачу КИ для ее дальнейшего применения. Хотя наиболее ценными являются готовые к использованию сведения, пренебрегать первичными материалами также считается нецелесообразным.

Основная задача информационных подразделений КР (аналитическое отделение, отделение стратегического планирования, справочно-информационный фонд, группа экспертов и консультантов) состоит в оценке, классификации, анализе и предоставлении руководству ИКК обработанной КИ. Функции, задачи и формы представления результатов работы этих подразделений четко разграничиваются.

В соответствии со своими задачами и планами, органы добывания контактируют с источниками КИ и получают от них необходимые данные и сведения. Однако получить их в объеме и качестве, достаточным для ответа на поставленные вопросы, удается редко – как правило, они недостаточны, разрозненны и малоинформативны, а поэтому нуждаются в последующей аналитической обработке. Задачи по добыванию КИ носят творческий характер и постоянно инициируют исследования по созданию новых способов и средств ведения КР на самом современном научно-технологическом уровне.

В распоряжении КР часто оказываются оперативные сведения, настолько полезные для других подразделений ИКК, что они заинтересованы в сотрудничестве и оказывают содействие при проведении операций по сбору и анализу КИ, подготовке прогнозов технической политики конкурентов и т.п.

Планирование деятельности службы КР осуществляется по следующим направлениям: определение потребности ИКК в КИ для достижения своих бизнес-целей; определение цели проведения КР; определение источников получения необходимой КИ. Стратегическая составляющая работы КР включает сбор и анализ информации о процессах в экономике, политике, технологии и т.д., которые могут оказать влияние (положительное или негативное) на развитие ИКК. Цель стратегических решений (открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуг и т.п.) состоит в формировании направлений дальнейшего развития ИКК, для чего необходимо сориентироваться на рынке, определить его потребности и перспективы развития, найти не заполненные конкурентами ниши.

Бизнес ИКК рассчитан на долгие годы, и путь развития компании необходимо не только планировать, но и моделировать (детально просчитывать) заранее. Какие бизнес-структуры поддерживать, а какие нет, в каких проектах участвовать, а от каких желательно воздержаться, несмотря на внешнюю привлекательность, – «информацию к размышлению» для руководства при ответе на эти важные вопросы призвана дать стратегическая составляющая КР.

Оперативно-тактическая составляющая работы КР имеет в виду сбор и анализ КИ для принятия руководством решений по текущим микроэкономическим проблемам ИКК (строительство или приобретение здания под новый цех, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги); при заданной стратегии развития – выбор оптимального пути достижения поставленных целей и минимизации затрат при движения по данному пути. При этом цели КРструктурированы: каждая из них предопределяется целью высшего порядка, оставаясь автономной по характеру потребностей и источников КИ (после стратегической цели: определение направления развития бизнеса ИКК следует оперативно-тактическая цель: выбор наилучшего пути развития, продвижение по нему и т.п.). Планирование деятельности КР позволяет упорядочить потоки КИ и наиболее эффективно использовать их в интересах бизнеса ИКК.

Информационно-поисковая работа КР базируется на организованном изучении официальных источников информации и начинается с анализа информационных связей руководства и сотрудников ИКК в структурах власти и управления, правоохранительных органах, банковских кругах и СМИ. Анализ проводится с целью учета этих связей и оценки реальных возможностей их эффективного использования в интересах службы КР. Обязательное участие руководства обусловлено тем, что в ряде случаев только управленцы высокого уровня могут иметь доступ на конкурирующие предприятия, в государственные учреждения и другие организации с возможностью легального получения КИ. За рубежом руководители высшего ранга до 70- 80% рабочего времени проводят во внешних организациях – в том числе получая и обрабатывая (осмысливая) КИ.

Руководство ИКК и службы КР должны совместно определить, какой сотрудник будет поддерживать контакты с тем или иным должностным лицом, журналистом и т.п., к решению каких задач, наряду со штатом КР, целесообразно привлекать работников других подразделений ИКК. Необходимо учитывать способности и желание сотрудников ИКК принимать участие в специальной маркетинговой работе, при отсутствии желания сотрудника можно использовать его «втемную»: путем зашифрованного опроса или в форме письменного отчета о проделанной работе. В случае согласия сотрудника выполнять задания КР ему должно быть оказано консультационное и информационное содействие.

Важное значение имеет привлечение к работе КР филиалов, торговых представительств и сервисных центров ИКК, которые могут внести весомый вклад в решение поставленных информационных задач. Зарубежные компании активно используют свои филиалы в различных странах для сбора политической и экономической информации о стране пребывания. К тому же получить КИ о конкуренте или партнере через его филиальную сеть бывает значительно легче, чем при «лобовой» атаке его головной конторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.009 с.)