Финансовый контроль представительных органов власти. Правовое положение счетной палаты РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый контроль представительных органов власти. Правовое положение счетной палаты РФ



Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Статус, состав и полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ ≪О Счетной палате Российской Федерации≫ Следует отметить, что это единственный правовой акт федерального уровня, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля. В соответствии с Законом о Счетной палате Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ решает следующие задачи: организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность Счетная палата РФ ежегодно представляет в Государственную Думу заключение на проект федерального бюджета, а также вносит предложения по корректировке тех или иных бюджетных показателей

при его обсуждении в Государственной Думе. Она регулярно

представляет Совету Федерации и Государственной Думе

информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. На основе полученных оперативных данных, проведенного анализа отклонений от показателей федерального бюджета, подготовленных предложений по их устранению составляется ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального

бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Такой отчет после утверждения Коллегией Счетной палаты РФ направляется палатам Федерального Собрания РФ.

Счетная палата РФ готовит заключение на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший год, а также может вносить предложения о повышении эффективности

расходов государственных средств, использования федеральной собственности, совершенствования бюджетного процесса в целом.

При реализации контрольно-ревизионной деятельности

Счетная палата РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Счетной палате проводит комплексные ревизии и тематические проверки, которые осуществляются по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются самой Счетной палатой РФ. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных

нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих

в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата РФ имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и

расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, все виды деятельности, которые осуществляет Счетная палата РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом.

 

 

18, 20. Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и

местных бюджетов.

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

 

 

Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 ≪О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти≫ на базе Комитета РФ по финансовому мониторингу. Финансовая разведка наделена определенными полномочиями по принятию мер противодействия легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем. Основной задачей рассматриваемой структуры является анализ поступающей финансовой информации, выявление и изучение конкретных структур и способов их работы, занимающихся незаконными денежными операциями, финансирующих криминальные и террористические группы. Для реализации указанной цели Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сбор, обработку и анализ информации

об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с российским законодательством создает единую информационную систему и ведет федеральную

базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

При наличии достаточной информации, свидетельствующей о связи какой-либо сделки с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных незаконным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет полученные сведения в компетентные правоохранительные органы. В процессе реализации контрольных функций данная Федеральная служба взаимодействует и осуществляет информационный

обмен с иностранными финансовыми разведками

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременным их возвратом, а также предоставлением отчетности и внесением платы за пользовании бюджетными средствами. Указанные контролирующие субъекты проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных

предприятий, а также бюджетных учреждений.

 

 

Аудит

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, поэтому и законодателем цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Учитывая важное значение аудиторского контроля как независимого высококвалифицированного способа проверки финансовой и хозяйственной деятельности, государство осуществляет нормативно правовое регулирование отношений, складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом ≪Об аудиторской деятельности≫ установлены требования, предъявляемые к аудиторам,

порядок лицензирования аудиторских организаций, права и

обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества работы аудиторов и т. д. Важное значение в финансово-правовом регулировании аудиторской деятельности имеет постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Федеральным законом ≪Об аудиторской деятельности≫ установлено требование открытого конкурсного отбора аудиторской организации, имеющей право проверять организации с долей государства (субъекта РФ) в уставном (складочном) капитале не менее 25%. Порядок проведения таких конкурсов утверждается

Правительством РФ. Аудиторская проверка осуществляется на основании возмездного и срочного договора, заключаемого между подконтрольным и контролирующим субъектами. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за нарушение договора. По результатам аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным документом и выражающее в установленной

форме мнение аудиторской организации (аудитора)

о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.01 с.)