Формы и инструменты государственного кредита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и инструменты государственного кредита.



Государственный кредит может быть внутренним, когда заёмщиком выступает государство, а кредитором юридические или физические лица, резиденты данного государства, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный кредит может иметь формы:

Государственные займы, 2. кредитов Нацбанка на покрытие дефицита бюджета. 3. Форму других краткосрочных обязательств.

Право привлекать заёмные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит министерству финансов.

Гос займы характериз-ся тем, что временно своб денеж ср-ва, имеющиеся у насел-я и юр лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансир-ия др обществ-х потр-тей путём выпуска и реализации гос ценных бумаг. Гос ценные бумаги – это долговые обязательства государства и они формируют особый сегмент фондового рынка (рынка ценных бумаг). Осн задача фондового рынка – обслуж-е гос долга. Осн видами ценных бумаг в РБ являются государственные краткосрочные облигации. Ср-ва, поступающие от облигаций и их прод. Накоплен. Гос. Бюджет для выполнения государственных задач. Государственные внутренние займы классифицируют по следующим признакам:

По иммитентам: ценные бумаги, вотум правительства, ценные бумаги, выпускаемые местными органами управления. 2) По месту размещения. Выделяют внутренние и внешние займы. 3) По принципу держателей ценных бумаг: займы реализуются только среди физ лиц; займы реализуются только среди юр лиц; универсальные займы. В РБ универс-х займов нет. 4) По формам обращения на рынке: рын займы; нерын займы; специальные выпуски. Рын займы предполагают своб-ю куплю-продажу ценных бумаг и явл источ-ом финансир-я бюдж дефицита. Нерын займы не подлежат обращ-ю на рынке ЦБ. Они выполняются гос-вом для привлечения опред-х инвертирований. 5) По срокам действия: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5 и более лет). 6) по форме выплаты доходов: процентный, облигации, выигрышные облигации, процентные выигрышные облигации (по таким облигациям получают процент + выигрыш), облигации с купон-доходом. (купон представляет получение доходов от облигации с определённой периодичностью в течении срока обращения облигации), облигации с нулевым купоном (они продаются ниже номинальной стоимости, а выкуп гос-вом по номиналу). 7) По оформл-ю: облигационные займы и безоблигационные займы. 8) По методам: добровольные и принудительные займы.

Курсом займа наз-ся цена облигационного займа, выражающаяся в процентах к номиналу.

Выдача кредитов центральным банком является формой внутреннего государственного кредита. Выдача кредитов центральным банком (национальным банком РБ) правительству и местным органам власти. Источником кредитных ресурсов для этой операции являются средства юридических и физических лиц, находящиеся во вкладах в системе сбережения банков.

Формой внутреннего государственного кредита могут быть кредиты коммерческих банков и др. юридических лиц. Это как правило безоблигационные займы, которые оформляются векселями правительства либо заключением договоров с кредиторами. При этой функции облигации не используют.

Внешний государственный кредит – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственных кредитных операций в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заёмщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые представляются на принципах срочности и платности.

Получателем внешнего государственного кредита является правительство РБ и местные органы власти. Наиболее значительным источником финансирования в РБ являются иностранные кредиты под гарантиями правительства.

 

20. государственный долг, содержание и виды

Государственный долг-это сумма задолженности, включающая % по ней по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами резидентами, иностранными государствами и международными организациями. В гос. долг включают обязательства по гарантиям, предоставленным правительством РБ.

Различают текущий и капитальный гос. долг.

Текущий гос. долг – это расходы по выплате кредитором доходов и погашению обязательств по наступившим в отчётном периоде срокам оплаты.

Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включающая % по ним.

Гос. долг может быть внутренним и внешним.

Внешний – перед нерезидентами.

Гос. внутренний долг включает в себя долговые обязательства правительства РБ перед резидентами страны.

Займы местных органов власти, получаемые ими кредиты и выдаваемые гарантии к гос. долгу не относятся.

Ежегодно в законе о бюджете утверждается лимит прироста внутреннего гос. долга и он устанавливается в % к ВВП.

Внешнегосударственный долг состоит из 2 частей:

· Сумма долга РБ

· Сумма долга резидентов РБ по внешним гос. займам.

Внешние гос. займы могут привлекаться в след. формах:

· Иностранные кредиты предоставленные гос-ву

· Иностранные кредиты резидентам гос-ва, выдаваемые под гарантии правительства

· Займы, получаемые от размещения на внешних рынках гос-ых ценных бумаг

Рост внешнего гос. долга может угрожать экономической безопасности гос-ва.

 

 

21. Управление гос долгом и его обслуживание

Управление гос долгов вкл в себя:

- выпуск долговых обязательств

- их размещение

- обращение и обслуживание (применительно к внутр гос долгу)

- мероприятия по получению и возврату внешних кредитов

В РБ управление гос долгом осущ-т МинФИН.

При управлении гос долгом должны соблюдаться сл. Принципы:

- безусловное выполнение гос-ом взятых на себя обязательств

- оптимальность структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения

- сохранение финн независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств п-д резидентами и нерезидентами

- открытость выпуска займов, доступность информации об экономическом развитии в стране, укрепление кредитной репутации гос-ва.

Основным методом управления гос долгом явл рефинансирование, предполагает. Что старые займы покрываются путём выпуска новых займов.

Рефинансирование м осущ-ся путём унификации и инновации.

Инновация – соглашение м-у заёмщиком и кредитором по замене обязательств по данному кредиту и др обязательств.

Унификация – объединение ранее выпущенных займов, при кот к одной новой облигации приравнивается неск старых.

Кроме тего измен-е условия займов м осущ-ся след методами

- конверсия – изм-е доходности в виде ее сниж-я для кредитора

- консолидация – изменение сроков погашения займов

- отсрочка погашения займа предполагае не только увеличение сроков погашения, но и прекращение выплаты дохода

- аннулирование гос долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего гос долга при условии экономич и полит стабильности гос-ва-заёмщика.

Основной задачей управления гос долгом – является его снижение.

22. Содержание, основные направления и цели финансовой политики

Воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества осуществляется через финансовую политику. Финансовая политика – это часть экономической политики государства. В любом обществе именно государство использует финансовую политику для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика – намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. Финн. Полит. Охватывает вопросы связанные с мобилизацией финн. Ресурсов и их национальным распределением использованием для осуществления государством его функций. финансы как экономическая категория объективны. Финн. Политика – форма сознательной деятельности людей (субъективно).

Содержание финн. Политики определяется единством трех звеньев:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов путем определения главных целей экономического развития.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период

3. Осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.

Цели финансовой политики:

1. Наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов необходима для удовлетворения потребности общества.

2. Увеличение бюджетной обеспеченности населения государством.

3. Повышение уровня доходов на душу населения.

4. Обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Основные задачи решаемые финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на современном этапе развития:

1. Учет действующих объективных экономических законов.

2. Финн. Поддержка предприятий направленная на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию.

3. Определения источников мобилизации финн. Ресурсов, их составная структура и возникновение резервов увеличения.

4. Рациональное распределение и использование финн. Ресурсов.

5. Концентрация финн. Ресурсов на важнейших направлениях социально экономического развития.

6. Обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

7. Уменьшение дефицита гос.бюджета.

8. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

9. Выработка фин. механизма реализации фин. политики гос-ва, в форме соотв.норм. актов.

Требование к финансовой политике:

1. Научный подход к выработке фин.политики предполагает соответствующие финн. Политики закономерности общественного развития и учет практической деятельности выводов фин. теории.

2. Учет специфики конкретных исторических условий каждого этапа развития общества особенности внутреннего положения и международной обстановки.

3. Тщательное изуч-е опыта предшествующей фин. пол-ки, а также нов тенденций и мир опыта.

4. Многовариантные расчеты оценки направления финн. Политики.

5. Предвидение последствий намеченных финн. Мероприятий.

Финн. Политика включает в себя финн. Стратегию и тактику.

Финн. Стратегия – долговременный курс финн. Политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определение социально-экономической стратегии.

Финн. Тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финн. Отношений исходя из текущих потребностей. Финн. Политика осуществляется с помощью финн. Регуляторов (налоги, цены и т.д)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.015 с.)