Роль и значение розничных цен в формировании потребительского рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение розничных цен в формировании потребительского рынка.



Специфика торговой деятельности, требующая учета при формировании ценовой политики предприятий этой отрасли, определяется следующими моментами:

1. Торговые предприятия не могут самостоятельно формировать уровень цен на товары, осуществляя свою ценовую политику на потребительском рынке, так как они при этом должны в значительной степени ориентироваться на ценовую политику производителя.

2. На предприятиях торговли ценовая политика носит не монотоварный, а политоварный характер (то есть формирование ценовой политики основано на ассортиментных группах).

3. Кроме качества продаваемой продукции, на формирование ценовой политики также влияет продажной и послепродажной обслуживание.

4. Торговые предприятия находятся в более выгодных условиях так как торговая деятельность позволяет торговому предприятию быстро покинуть рынок товаров, не пользующихся спросом, как, в свою очередь, производственная сфера должна бороться за возврат средств, инвестированных в производство этого товара.

5. В Республике Беларусь торговые предприятия в редких случаях используют систему скидок по отношению к отдельным ценовым ситуациям или категориям покупателей, что затрудняет гибкость осуществления ценовой политики на предприятиях торговли.

6. Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один его элемент – торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием.

Несмотря на высокую степень связи с отпускной ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем отпускной цены на товар. Так при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот.

Эта специфика торговой деятельности определяет особенности формирования ценовой политики торгового предприятия. Под формированием ценовой политики понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.

К основным принципам при формировании ценовой политики торгового предприятия относится:

1. Определение диапазона торговой надбавки розничного предприятия, то есть границы его маневра в формировании ценовой политики (рис. 6.1):

 


Рис. 14.1 Диапазон торговой надбавки розничного предприятия

Из рисунка видно, что нижним пределом формирования надбавки розничной торговли выступают цены оптового предложения товара на рынке, определяемые ценами его производителей и оптовых посредников. Верхним пределом формирования торговой надбавки предприятия розничной торговли является цена спроса конечных потребителей товара. Эти пределы в количественном выражении подвижны, например, при исключении оптовых посредников из цепочки товародвижения розничная цена увеличится, при улучшении уровня обслуживания уровень розничных цен также увеличивается.

Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки возникают отдельные составляющие торговой надбавки, а именно издержки обращения, прибыль, налоги и отчисления.

Процедура определения оптовых и розничных цен следующая:

1) для оптовых посреднических предприятий:

Цоптовая. =Цотпускная безНДС+ТНопт.+НДС

ТНопт. = Цотпускная безНДС*%ТНопт.

НДС = (Цотп. безНДС+ТНопт.)*Ст.НДС/100

2) для розничных предприятий:

РЦ =Цоптовая. безНДС+ТНрозн.+НДС+Налог с продаж

ТНрозн. = Цопт. безНДС*%ТНрозн.

НДС = (Цопт. безНДС+ТН розн.)*Ст.НДС/100

Налог с продаж = (Цопт. безНДС+ТН розн. +НДС)*Ст.налога/100

Розничная цена после округления.

 

Скидка в цене. Виды скидок

Скидка рассматривается в качестве вознаграждения для покупателей за определенные действия, приносящие продавцу определенную выгоду. Основное условие в применении системы скидок – продавец должен следить за тем, чтобы сумма скидок не превышала его суммы экономии по издержкам в связи с увеличением объемов продаваемого товара. Эта экономия может складываться за счет сокращения издержек.

Размер скидок зависит от характера сделки; условий поставки и платежа; взаимоотношений покупателя и продавца, которые могут быть основаны на длительном сотрудничестве или носят разовый характер; конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Наиболее распространенными являются:

1. Скидка за объем покупаемого товара – соразмеримое уменьшение цены для покупателей, закупающий большое количество аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в процентах к общей стоимости или единичной цене установленного объема поставки.

2. Скидка за оборот (бонусная) – предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок, в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.

3. Дилерские скидки – предоставляются производителями своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту.

4. Функциональная скидка (скидка сфере торговли), предлагается производителем товара службам товародвижения, которые выполняют определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета.

5. Прогрессивная скидка – скидка за количество или серийность. Предоставляется покупателю при условии покупки заранее определенного им и увеличивающегося в количестве товара.

6. Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям в покупках которых заинтересованы продавцы (например, VIP-покупатели (реклама), продажа пробной партии, скидки за регулярность покупок).

7. Экспортные скидки – предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям. Цель – повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

 

Тема 15. Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.

2. Методы определения внешнеторговых цен.

3. Обоснование цены внешнеторгового контракта.

4. Базисные условия поставки INCOTERMS.

5. Влияние государства на внешнеторговые цены.

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

При анализе процессов связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательно изучить все факторы, которые оказывают влияние на формирование цен, как общего порядка, так и прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.

Выделяют следующие группы факторов, определяющие уровень и динамику мировых цен:

1. Общеэкономические, действующие независимо от вида продукции и конкурентных условий ее производства и реализации: фаза экономического цикла, с которой находится мировая экономика (или рынок); состояние совокупного спроса и предложения; инфляционные процессы, происходящие в разных странах.

2. Экономические, определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность и др.

3. Специфические, действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплутационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса.

4. Специальные, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран; изменение курсов различных валют; политические и военные.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1. Отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.

2. Находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Ориентиром для участников внешней торговли при определении цен на товары служит два вида цен:

1. Публикуемые цены – цены, сообщение о которых можно почерпнуть в специальных фирменных источниках информации. Они. Как правило, отражают уровень мировых цен, если к ним сделать необходимые поправки.

К публикуемым ценам относятся:

- Справочные цены представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран. Публикацию их можно найти в различных печатных изданиях: экономические газеты, журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены играют роль отправной точки (базисной цены), с которой начинается согласование цен при переговорах при заключении сделки.

- Биржевые котировки - являются официальными ценами по фактическим сделкам, которые заключаются на продажу стандартного, предусмотренного биржевыми правилами качества товара (зерно, сахар, металлы, нефтепродукты) в официальные часы работы биржи.

- Аукционные цены – цены, которые формируются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже отдельных экземпляров более или менее значительных количеств определенного товара в основном животного и растительного происхождения (табак, чай, шерсть, пушнина).

- Цены, приводимые в общих статистических справочниках.

- Контрактные цены – отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежей.

- Цены предложений крупных фирм – ориентированы на конкретного покупателя. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия поставки, платежа и цены. Для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений по существу единственный источник информации об уровне цен на рынке. Цены предложений отличаются от контрактных цен, так как корректируются в ходе переговоров. Однако в целом цены предложений также отражают уровень реальных цен по сравнению со справочными ценами, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т.д.

2. Расчетные цены применяются тогда, когда отсутствует необходимая ценовая информация, на основании которой может быть произведено определение внешнеторговой цены по конкретной сделке. Расчет делается на основании индексов экспортных и импортных цен, индексов внутренних оптовых цен. Они регулярно публикуются статистическими ведомствами развитых стран по широкому кругу товаров и товарных групп. Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют их изменения определенного периода времени. Их используют при проведении анализа основных тенденций движения цен по конкретным товарам для определения конъюнктуры, а также при оценке возможного уровня цен на конкретную дату, если отсутствует абсолютное их значение.

Расчетные ценовые показатели можно также почерпнуть из среднестатистических экспортных и импортных цен, исчисленных на основе данных внешнеторговой (таможенной) статистики. Делается это, путем деления суммарной стоимости товара на его количество. Таким образом получают показатель удельной стоимости товара. Такие расчеты можно делать как в целом по экспорту и импорту какой-либо страны, так и по географическому признаку.

2. Методы определения внешнеторговых цен

Из широкого разнообразия применяемых в настоящее время фирмами способов ценообразования на внешнем рынке можно выделить следующие:

1. Установление цен на товар при выходе на новый рынок – состоит в завоевании определенной доли рынка, используя низкие цены (отклонения 5-10% от цен конкурентов) в целях ознакомления потребителя с товаром предприятия и привлечения внимания к нему. Указанный способ имеет краткосрочный характер, и по истечении небольшого срока времени (как правило, 1-2 месяца) цены начинают ступенчато повышаться в целях противодействия инфляционным тенденциям, адаптации к росту производственных и сбытовых расходов, улучшения качества.

2. Установление цен на товар при введении нового товара – в ценовой политике предприятия этот способ именуется как «политика снятия сливок» - предусматривается изначально максимально высокая цена на товар и получение максимально высокой нормы прибыли. Особенностью этого метода является его недолговечность и ограниченность во времени, а ориентация на спрос основывается на потребителя, у которого престижные соображения преобладают над рациональными.

3. Установление цен на товар с точки зрения защиты позиции – используется, когда фирма контролирует определенной сегмент рынка и основные усилия направляет на улучшение потребительских свойств товаров на рынке и за счет этого повышает их цену. У потребителя при соответствующей рекламе «накидка» на цену вызывает положительную реакцию, поскольку принимается во внимание то обстоятельство, что низкая цена – это неудовлетворительное качество. При этом широкий диапазон цен варьируется по принципу «двойной ценовой ситуации»: с одной стороны, предприятия ориентируются на средний уровень внешнеторговых цен, с другой – происходит копирование уровней и структур цен конкурентов. Снижение цен в условиях подобного способа имеет цепной характер, мотивами которого является желание освободиться от излишних товарных запасов, увеличить долю на рынке, определить конкурентов, пополнить кассовую наличность. При этом необходимо иметь в виду, что другие фирмы реагируют на подобные действия адекватным снижением своих цен для сохранения сложившихся ценовых паритетов, что заставляет фирму – инициатора ценовых изменений перестраивать внутрифирменную инвестиционную стратегию, маневрировать загрузкой производственных мощностей, объемом запасов, уровнем занятости, снижать долю накладных расходов.

4. Установление цен на товар с учетом последовательного прохода по сегментам рынка – используется, когда предприятие занимает прочные позиции на рынке и устанавливает первоначально максимально высокие цены на товары, предназначенные для «покупателей - новаторов» (потребительские товары длительного пользования, изделия «высоких технологий» и т.п.). Получив «премиальные» по ценам, предприятие затем снижает цены на рынках с высокой эластичностью спроса, расширяя количество потенциальных покупателей за счет расширения сегмента. Однако предпосылкой использования указанного способа должны быть обязательная эффективная патентная защита и невозможность для фирмы-последователя быстро раскрыть «ноу-хау» продукта и создать имитацию товара.

5. Установление цен на товар с учетом удовлетворительного возмещения затрат – в основе метода лежит либо затратная форма анализа (ориентация на затраты: полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные), либо административная (ориентация на средние рыночные цены, на ценового лидера, на спрос). Цены при этом рассчитываются на основе принципа безубыточности: ценообразование исходя из издержек производства, маркетинга, распределение товара с учетом получаемой прибыли, либо на основе принципа «прямые издержки плюс прибыль»: начисление стандартной наценки на себестоимость товара. В некоторых случаях цены устанавливаются на основе уровня текущих цен: в качестве основы для расчетов используются цены конкурентов, а не свои собственные.

6. Установление цен на товар с учетом стимулирования комплексных продаж – применяется при продаже не единичных товаров, а комплексов (трактор и навесные и прицепные орудия к нему). Низкая цена на основное изделие покрывается обширным количеством дополнительных изделий, что ведет к получению запланированного объема прибыли этот способ широко используется машиностроительными компаниями, производящими массовую и крупносерийную продукцию, реализуемую на множестве рынков.

7. Установление цен на основе закрытых торгов – расчет цены происходит исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на основе показателей издержек и спроса. Применяется в случаях борьбы в процессе торгов.

8. Установление цен на основе ощущаемой ценности товара – ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости товара, а не издержек продавца.

9. Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке – определение цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех заказчиком, независимо от их местонахождения одну и ту же цену, приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.

10. Установление зональных цен – установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по мере удаления от зоны.

11. Установление цен применительно к базисному пункту – установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города независимо от места фактической отгрузки товара.

Вышеперечисленные способы ценообразования ни в коей мере не используются фирмами спорадически, а лишь в комплексно, причем один и тот же товар на различных рынках может продаваться по различным ценам в зависимости от вида товара, места и времени продажи, особенностей ценовой стратегии фирмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.028 с.)