Глава 3.Методики для диагностики мотивационно-ценностного компонента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3.Методики для диагностики мотивационно-ценностного компонента



Диагностика мотивационно-ценностного компонента в нашем исследовании представлена выявлением стремлений, наличия ценностей, обеспечивающих качество профессиональной деятельности психолога. Приведенные методики диагностируют ценности развития, познания, самореализации, коммуникации, профессиональной сферы «человек-человек», сотрудничества и творчества.

3.1. Определение ценностных ориентаций (вариант методики

М. Рокича, модифицированный А.К. Осницким, 1991) [2]

Определение терминальных ценностей

Инструкция 1. Расположите буквенные обозначения перечисленных условий жизни по порядку номеров: от того, что требуется вам в наибольшей мере, и до того, что требуется вам меньше всего.

 

  Жизненно важные ценности Пояснения
А Деятельная жизнь  
Б Жизненная мудрость Зрелость суждений и здравый смысл на основе жизненного опыта
В Здоровье Физическое и психическое
Г Интересная работа  
Д Красота природы и искусство Переживание прекрасного в природе и в искусстве
Е Любовь Духовная и физическая близость с любимым человеком
Ж Материальное благополучие Отсутствие материальных затруднений
З Хорошие и верные друзья  
И Хорошая политическая обстановка в стране, в мире Как условие благополучия каждого
К Общественное признание Уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе
Л Познание Возможность развития общей культуры, интеллекта
М Равенство Равные возможности для всех
Н Самостоятельность Как независимость в суждениях и оценках
О Свобода Как независимость в поступках и действиях
П Счастливая семейная жизнь  
Р Творчество Возможность творческой деятельности
С Уверенность в себе Отсутствие внутренних противоречий, сомнений
Т Удовольствие Возможность развлечься, приятно провести время

 

Инструкция 2. Оцените в баллах значение каждого из перечисленных условий жизни в вашей реальной жизни, пользуясь таблицей.

 

Не имеет значения Имеет значение
Никогда и никакого Редко и малое Редко, но большое Часто, но малое Часто и большое
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла

Определение инструментальных ценностей

Инструкция 1. Расположите буквенные обозначения перечисленных качеств личности по порядку номеров: от того, что требуется вам в наибольшей мере, и до того, что требуется вам меньше всего.

 

  Жизненно важные ценности Пояснения
А Аккуратность Чистоплотность, умение поддерживать в порядке вещи, дела
Б Воспитанность Хорошие манеры, вежливость
В Высокие запросы Высокие притязания
Г Жизнерадостность Чувство юмора
Д Исполнительность Дисциплинированность
Е Независимость Решительность, самостоятельность в действиях
Ж Непримиримость К недостаткам в себе и других
З Образованность Широта знаний, высокая общая культура
И Ответственность Чувство долга, умение держать слово
К Рационализм Здравые и логичные суждения, обдуманные решения
Л Самообладание Сдержанность, самодисциплина
М Смелость В отстаивании своего мнения, своих взглядов
Н Твердая воля Умение настоять на своем, не отступать перед трудностями
О Терпимость Доброжелательность к мнениям других, умение прощать чужие ошибки и заблуждения
П Широта взглядов Понимание чужой точки зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек
Р Честность Правдивость, искренность
С Преуспевание в делах Трудолюбие, продуктивность в работе
Т Чуткость Заботливость

 

Инструкция 2. Оцените в баллах значение каждого из перечисленных качеств личности в вашей реальной жизни, пользуясь таблицей.

 

Не имеет значения Имеет значение
Никогда и никакого Редко и малое Редко, но большое Часто, но малое Часто и большое
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла

 

Регистрационный бланк, заполняемый испытуемым для определения терминальных ценностей

Фамилия, год рождения, группа ________________________________

 

1-1,5 года назад Сейчас Через 10 лет
Инструк-ция 1 Инструк-ция 2 Инструк-ция 1 Инструк-ция 2 Инструк-ция 1 Инструк-ция 2
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Регистрационный бланк, заполняемый испытуемым для определения инструментальных ценностей

Фамилия, год рождения, группа ________________________________

 

1-1,5 года назад Сейчас Через 10 лет
Инструк-ция 1 Инструк-ция 2 Инструк-ция 1 Инструк-ция 2 Инструк-ция 1 Инструк-ция 2
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Вариант методики М. Рокича был адаптирован А.К. Осницким в 1991 году «для анализа процесса самоопределения в разных видах деятельности и для профориентационных целей. Исследования проводились на учащихся старших классов, учащихся СПГУ и преподавателях, проходивших переподготовку по специальности «практический психолог», и подтвердили конструктивность используемого варианта» [15, с. 174].

А.К. Осницкий, М. Рокич связывают терминальные ценности с убеждением «в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться», а инструментальные ценности с убеждением «в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации» [15, с. 175]

По инструкции 1 выявляются «пять наиболее приоритетных и пять наименее значимых ценностей. Работа по инструкции 2 «способствует отбору валидных показателей при выполнении задания по Инструкции 1» [15, с.175].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.008 с.)