Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл)



Непосредственно для диагностики операционально-волевого компонента психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности методика раскрывает особенности проявления эмпатии. Полностью методика представлена в разделе 4.1.

 

5.5. Методика изучения профессионально важных качеств педагога-психолога (В.И. Долгова) [8]

Инструкция: «Уважаемый коллега! Прошу Вас произвести самооценку знаний, умений, личностных качеств, составляющих профессионально важные качества педагога-психолога. Вам необходимо оценить степень сформированности каждого из перечисленных качеств, опираясь на их характеристики. В графе «самооценка» поставьте отметку напротив соответствующего уровня. При оценивании помните, что иметь оценку в 4 и 5 баллов это не значит «хорошо», а оценку 2-3 балла – «плохо». Оценки отражают Ваши индивидуальные особенности и означают степень выраженности того или иного качества. Наилучший результат будет получен, если Вы будете искренни в своих самооценках».

 

  Самооценка Экспертная оценка
Эмпатия
  Высоко развита способность понимать другого человека посредством эмоционального вчувствования в его переживания, мысли, чувства и состояния; обладает высокой степенью предвидения реакций, действий, поведения другого в конкретных ситуациях (5 баллов)    
  Способен понимать мысли, чувства, переживания и состояния другого человека; при необходимости способен предсказать действия и реакции другого в конкретной ситуации (4 балла)    
  Склонен к сосредоточенности на собственных внутренних процессах и состояниях в той степени, которая затрудняет эмоциональное вчувствование в состояние другого; затрудняется предсказать действия и реакцию другого в конкретных ситуациях (3 балла)    
  Замкнут в собственном эмоциональном состоянии, невнимателен к эмоциональным состояниям другого; в предсказывании реакций и действий другого исходит из собственных эмоциональных состояний, не учитывая состояния другого (2 балла)    
Эмоциональная устойчивость
  В эмоциогенной ситуации взаимодействия обладает высокой степенью устойчивости эмоционального состояния, способствующего выбору эффективной тактики и стратегии действий и поведения; развита способность к регулированию эмоционального состояния в условиях напряженной деятельности, повышающему ее продуктивность (5 баллов)    
  В эмоциогенной ситуации, а также в условиях напряженной деятельности, при определенных условиях, способен регулировать и сохранять эмоциональное состояние, способствующее выполнению поставленных задач (4 балла)    
  В эмоциогенной ситуации взаимодействия, а также в условиях напряженной деятельности, затрудняется регулировать и сохранять эмоциональное состояние, способствующее выполнению поставленных задач; склонен к эмоциональным переживаниям, эмоциональному возбуждению в стрессовых условиях взаимодействия, в условиях незапланированных изменений (3 балла)    
  Преобладает импульсивность, отсутствует контроль над эмоциональными состояниями в эмоциогенных ситуациях взаимодействия; в условиях напряженной деятельности допускает эмоциональные срывы, затрудняющие выполнение поставленных задач (2 балла)    
Самостоятельность принятия решений
  Высоко развита способность к обоснованному принятию самостоятельных решений; обладает навыками предвидения; в критических ситуациях способен к принятию самостоятельных решений (5 баллов)    
  В принятии решений как правило самостоятелен; способен анализировать и прогнозировать события; в критических ситуациях способен к самостоятельному принятию решений (4 балла)    
  Способен к принятию самостоятельных решений, однако они не всегда бывают обоснованными; в критических ситуациях допускает проявление нерешительности (3 балла)    
  К принятию самостоятельных решений подготовлен недостаточно. В критических ситуациях самостоятельно решения принимать затрудняется, проявляет нерешительность (2 балла)    
Коммуникативность
  Легко устанавливает контакт и инициирует общение, обладает высоким чувством такта в общении, умеет слушать и слышать, доброжелателен и чуток, обладает чувством юмора (5 баллов)    
  Способен устанавливать контакт с окружающими, в общении тактичен, проявляет элементы чуткости и доброжелательности; способен расположить к себе (4 балла)    
  При необходимости способен устанавливать контакт с окружающими; такт проявляет в общении не всегда; чуткость и доброжелательность проявляет редко; в общении бывает несдержан и не всегда доступен (3 балла)    
  Тактичностью в общении не отличается; допускает грубость в общении; на контакт с сотрудниками идет с трудом, замкнут (2 балла)    
Лидерство
  Обладает высокоразвитыми способностями положительного влияния на людей; ярко выражены качества лидера (5 баллов)    
  Способен оказывать положительное влияние на людей; обладает качествами лидера (4 балла)    
  Способен как положительно так и негативно влиять на людей, но в практической деятельности пользуется этим редко; среди подчиненных выступает как формальный лидер (3 балла)    
  Качествами лидера не обладает и не стремится к этому; в коллективе незаметен; к принципиальным вопросам позиция зачастую не определена (2 балла)    
Знание содержания деятельности педагога-психолога
  Обладает глубокими, прочными и всесторонними знаниями, имеет целостное представление об их системе (5 баллов)    
  Обладает твердыми системными знаниями; способен к решению теоретических задач профессионального характера (4 балла)    
  Обладает профессиональными знаниями для решения задач профессионального характера (3 балла)    
  Знания поверхностные, несистемные, профессиональные задачи самостоятельно решать затрудняется (2 балла)    
Умения и навыки деятельности педагога-психолога
  Высоко развиты и обеспечивают выполнение практических задач профессионального характера на высоком уровне (5 баллов)    
  Развиты и обеспечивают требуемый уровень компетентности в решении задач профессионального характера (4 балла)    
  Развиты удовлетворительно, обеспечивают выполнение профессиональных задач на достаточном уровне при посторонней помощи (3 балла)    
  Развиты слабо, при реализации навыков и умений в практической деятельности требуется постоянный контроль (2 балла)    
Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления
  Гибкость мышления позволяет решать сложные задачи профессионального характера; высокий уровень развития мыслительной деятельности; ярко выраженная склонность к приобретению новых знаний и их эффективному использованию в профессиональной деятельности; способен находить решения сложных задач, опираясь на имеющиеся ресурсы (5 баллов)    
  Уровень развития мыслительной деятельности позволяет приобретать новые знания и использовать их в профессиональной деятельности; при необходимости способен находить выход из непредвиденных ситуаций профессионального характера (4 балла)    
  Имеет сложности с применением полученных знаний на практике; не стремится к постоянному обогащению новыми знаниями; затрудняется в поиске выхода из незапланированных и неожиданных профессиональных ситуаций (3 балла)    
  К получению новых знаний не стремится, имеет значительные затруднения в применении знаний на практике; неожиданные ситуации могут поставить в тупик, лишить собственной инициативы к поиску решения (2 балла)    
Способность к творческому применению профессионального опыта
  Способен адекватно оценивать сложные задачи в профессиональной области и находить конструктивные и нетрадиционные способы их решения; генерирует новации, способен к обоснованному риску (5 баллов)    
  Способен критически оценивать накопленный опыт и использовать его для квалифицированного решения задач в профессиональной области (4 балла)    
  Нестандартные (неординарные) задачи в профессиональной области решать самостоятельно затрудняется; предпочитает действовать без новаций, по шаблону (3 балла)    
  Профессиональные задачи решает только традиционными способами; новое в профессиональной области не воспринимает или отвергает (2 балла)    
Общая культура
  Обладает высокой общей и специальной эрудицией; систематически работает над расширением и углублением знаний из различных областей науки, техники, специальных отраслей знаний; высоко развиты разносторонние культурные потребности (5 баллов)    
  Эрудирован; стремится к расширению своих знаний в различных областях науки, техники, специальных отраслей знаний; стремится к формированию разносторонних культурных потребностей (4 балла)    
  Уровень общей и специальной культуры посредственный, над расширением и углублением знаний работает не систематически (3 балла)    
  Уровень общей и специальной культуры низкий; стремлением к расширению кругозора не отличается, систематически работать над собой не способен; диапазон культурных потребностей ограничен (2 балла)    
Оптимистичность
  Обладает устойчивым позитивным мировосприятием; жизнерадостен; искренне верит в силы и возможности людей, а также в собственные силы и возможности как субъекта деятельности (5 баллов)    
  В мировосприятии преобладает позитив, вера в собственные возможности и силы других людей (4 балла)    
  Мировосприятие позитивно наполовину, далеко не во всех профессиональных и жизненных ситуациях склонен к оптимистическим прогнозам (3 балла)    
  В большей степени присущ пессимизм; людей воспринимает со стороны их проблем, а не ресурсов для выхода из сложных проблемных ситуаций; слабо верит в собственные силы (2 балла)    
Работоспособность
  Работоспособность высокая, отличается трудолюбием; состояние здоровья соответствует возрастным показателям; способен легко переносить большие физические и психологические нагрузки (5 баллов)    
  Работоспособен, трудолюбив, состояние здоровья соответствует возрастным показателям, способен переносить физические и психологические нагрузки (4 балла)    
  Работоспособность удовлетворительная; трудолюбием не выделяется; состояние здоровья удовлетворительное; нагрузки переносит с затруднением (3 балла)    
  Работоспособность низкая, ленив; состояние здоровья требует постоянного медицинского освидетельствования, часто болеет; нагрузки переносит с большими усилиями (2 балла)    
Гуманность
  Высоко развито чувство уважительного отношения к человеку; отзывчив, заботлив, доброжелателен (5 баллов)    
  Уважительно относится к человеку; способен проявлять заботу об окружающих; отзывчив, не лишен сочувствия и сопереживания (4 балла)    
  Способен к проявлению уважительного отношения к человеку, но не всегда и не по отношению ко всем; заботу об окружающих проявляет непостоянно; допускает элементы бездушия, черствости (3 балла)    
  Часто проявляет элементы неуважительного отношения к человеку; заботой об окружающих не выделяется, не отзывчив (2 балла)    
Организованность
  Организованность высокая, умеет планировать свою работу; развита рациональность и последовательность в практической деятельности (5 баллов)    
  Умеет организовать свою работу, несуетлив; постоянно повышает культуру планирования (4 балла)    
  Качество развито удовлетворительно, допускает проявления суетливости; испытывает затруднения с планированием своей работы (3 балла)    
  Качество развито слабо, навыки планирования повседневной деятельности низкие; в работе суетлив; действия зачастую не продуманы (2 балла)    
Ответственность
  Высоко развиты: чувство долга, ответственности. Надежен в решении задач повседневной деятельности (5 баллов)    
  Присуще ярко выраженное чувство ответственности и исполнительности (4 балла)    
  Ответственность и исполнительность проявляются непостоянно. Требуется контроль за исполнением (3 балла)    
  Проявляет безответственность, склонен к неисполнительности (2 балла)    
Инициативность
  Инициативен, творчески относится к решению поставленных задач; способен генерировать и продвигать обоснованные и заслуживающие внимания идеи; предприимчив (5 баллов)    
  Способен к проявлению инициативы, активен, не лишен творческого отношения к делу; предприимчив (4 балла)    
  Инициативы проявляет по необходимости, активностью и творческим отношением к делу не выделяется, предпринимательские способности не проявлены (3 балла)    
  Безынициативен, в отношении к работе преобладает пассивность, элементы творческого подхода к делу не проявлены (2 балла)    
Направленность
  Устойчивые мотивы деятельности – профессиональный рост, интерес к делу и работе с детьми, людьми вообще, достижение положительных качественных результатов деятельности (помощь людям в решении психологических проблем и т.д.), самореализация и самосовершенствование в профессиональной деятельности (5 баллов)    
  Ведущие мотивы деятельности (в порядке убывания) – карьерный рост, интерес к делу, самореализация и самосовершенствование в профессиональной деятельности, достижение положительных качественных результатов деятельности (помощь людям в решении психологических проблем и т.д.) (4 балла)    
  Отсутствует единая система устойчивых мотивов, в зависимости от текущих ситуаций в профессиональной деятельности мотивы могут меняться. В деятельности могут присутствовать, как важные, мотивы, не связанные с профессиональным ростом (материальное обеспечение и т.п.) (3 балла)    
  Интересы, склонности и мотивы не совпадают с выбранной деятельностью (2 балла)    
Способность к саморегуляции
  В стрессогенных условиях умеет управлять собой; высокая психологическая устойчивость; способен быстро адаптироваться к новым условиям в профессиональной деятельности и в жизни (5 баллов)    
  Способен к адаптации в новых условиях; умеет управлять собой в сложных ситуациях; психологически устойчив (4 балла)    
  В сложных неординарных ситуациях может допускать потерю контроля за своим поведением; для адаптации к новым условиям требуется время; психологическая устойчивость невысокая (3 балла)    
  В сложных, стрессовых ситуациях поведение непредсказуемое; психологическая устойчивость низкая, подвержен паническим настроениям (2 балла)    
Способность к адекватной самооценке
  Высоко развиты способности оценивать свои действия и результаты деятельности; в разумной степени самокритичен (5 баллов)    
  Способен к адекватной самооценке; самокритичен (4 балла)    
  Свои действия и результаты деятельности оценивает не всегда адекватно. Способности к самокритике ограничены (3 балла)    
  К адекватной оценке своих действий и результатов деятельности не способен; не самокритичен (2 балла)    
Честность
  Честен, искренен, высокопорядочен; устанавливает честные, искренние отношения, основанные на взаимном доверии (5 баллов)    
  Стремится к установлению честных и искренних отношений; честность входит в личную систему ценностей (4 балла)    
  Способен к установлению честных и искренних отношений; допускает элементы неискренности; честность проявляет избирательно (3 балла)    
  К установлению искренних отношений не способен; постоянно допускает элементы нечестности и неискренности к себе и окружающим (2 балла)    

 

Шкала оценок профессионально важных качеств педагога-психолога

Интервал оценок Уровень развития
Шкала оценок по эмоциональному компоненту системы ПВК
  13-15 желаемый
  10-12 приемлемый
  8-9 критический
  0-7 недопустимый
Шкала оценок по коммуникативному компоненту системы ПВК
  9-10 желаемый
  7-8 приемлемый
  5-6 критический
  0-4 недопустимый
Шкала оценок по гностическому компоненту системы ПВК
  21-25 желаемый
  17-20 приемлемый
  14-16 критический
  0-13 недопустимый
Шкала оценок по мотивационному компоненту системы ПВК
  13-15 желаемый
  10-12 приемлемый
  8-9 критический
  0-7 недопустимый
Шкала оценок по практическому компоненту системы ПВК
  16-20 желаемый
  13-15 приемлемый
  10-12 критический
  0-9 недопустимый
Шкала оценок по рефлексивному компоненту системы ПВК
  13-15 желаемый
  10-12 приемлемый
  8-9 критический
  0-7 недопустимый

5.6. Методика диагностики социально-коммуникативной компетентности [9]

Социально-коммуникативная компетентность раскрывает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия. Социально-коммуникативная компетентность позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно её оценивать, принимать верные решения, достигать поставленных целей.

В диагностике социально-коммуникативной компетентности выделяется пять составляющих, пять шкал:

1. Социально-коммуникативная адаптивность. Низкие баллы – пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место. Высокие баллы – стеснительность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе как в собеседнике, неумение поддержать разговор, скованность в общении, чувство «лишнего». Низкая выраженность социально-коммуникативной адаптивности (высокие баллы) может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями личности, в частности, с интровертированностью, для которой характерна затруднительность внешней коммуникации; низкой или заниженной самооценкой, неуверенностью в себе; низким уровнем эрудиции, узким кругом интересов; недостатком знаний и умений в области психологических техник общения.

2. Стремление к согласию. Низкие баллы – отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать её, принципиальность, несговорчивость. Высокие баллы – стремление все проблемы решить мирным путем, уступить и договориться. Эта особенность может быть обусловлена доброжелательностью, миролюбием; стремлением избегать конфликты как слишком сильное эмоциональные переживания; слабостью воли, нерешительностью; ориентацией на других; нежеланием брать ответственность на себя, безразличием, индифферентностью.

3. Толерантность. Низкие баллы – умение без раздражения и вражды относится к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым. Высокие баллы – нетерпимость к неопределенности, проявляющаяся в стремлении следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки; отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления; однозначность восприятия; положительный – отрицательный, плохой – хороший, добрый – злой, черное – белое, или – или; боязнь неопределенности; неумение ждать, которое приводит к необдуманным действиям.

4. Оптимизм. Низкие баллы – жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность. Данные черты характеризуют творческих личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышаться разумный уровень риска. Высокие баллы – пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей, отсутствие самостоятельности, скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть, прежде всего, негативное, отрицательное.

5. Фрустрационная толерантность – способность человека противостоять разным жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение – с другой.

Низкие баллы – эмоциональная устойчивость и стабильность, высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях, хладнокровие, ясный ум, способность к отказу от первоначальных целей, способов поведения и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.

Средние баллы – средний уровень раздражения, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средник навыки самоконтроля.

Высокие баллы – низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание держать себя в руках, речевая несдержанность.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются следующие утверждения. Вы можете согласиться с утверждением, не согласиться, не в полной мере согласиться или в полной мере не согласиться. Варианты ваших ответов должны быть представлены в следующем виде:

ü полностью согласен с высказыванием – «!»;

ü скорее согласен, чем нет – «+»;

ü не знаю, сомневаюсь в ответе – «?»;

ü скорее не согласен – «-»;

ü полностью не согласен – «- -».

Опросник

1. Если в разговоре возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

2. Я придаю большое значение тому, что другие думают обо мне.

3. Человек с неясным или гнусавым произношением раздражает меня.

4. Часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

5. Легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают с обвинениями.

6. Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

7. Прежде чем занять позицию в каком-то вопросе, стараюсь узнать мнения других людей.

8. В трудных ситуациях внутреннее беспокойство заставляет меня принимать преждевременные решения.

9. Я – оптимист.

10. Время от времени я теряю терпение и свирепею.

11. В обществе я могу непринужденно беседовать с людьми, с которыми раньше никогда не встречался.

12. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я стараюсь держаться в стороне.

13. Избегаю общения с противоречивыми, непредсказуемыми людьми.

14. У меня довольно часто бывает плохое настроение.

15. Мои чувства легко оскорбить.

16. В поездах я почти никогда не беседую со случайными попутчиками.

17. В спорных вопросах я всегда высказываю свое мнение.

18. Не люблю, когда в конце фильма или книги действие остается незавершенным.

19. Если что-то не удается, думаю: в следующий раз получится лучше.

20. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

21. Могу втянуть в разговор совершенно незнакомых людей.

22. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до конфликта.

23. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

24. Часто сам себе отказываю в исполнении желания, чтобы избежать разочарования.

25. Бывает, высказываю угрозы, которые сам не принимаю всерьез.

26. Мне легко внести оживление в общество.

27. Избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

28. Я охотно предоставляю что-то случаю.

29. Могу в любой ситуации найти что-то хорошее.

30. Часто чувствую себя, как пороховая бочка перед взрывом.

31. Мне не нравится, когда мой супруг (супруга) приглашает гостей без моего ведома.

32. Легко могу отказаться от своих планов, намерений, если другие о них невысокого мнения.

33. Как правило, придерживаюсь пословицы: семь раз отмерь, один отрежь.

34. Когда мне что-нибудь пообещают, я опасаюсь, что не выполнят.

35. Если прихожу в ярость, разряжаюсь, выполняя физическую работу.

36. Я везде быстро завязываю новые знакомства.

37. Когда меня несправедливо обвиняют, скорее промолчу, соглашусь, чем начну защищаться.

38. Чаще всего мне трудно выбрать что-то одно из нескольких вещей или возможностей.

39. Редко бываю в подавленном, плохом настроении.

40. Бывает, что сержусь на других из-за какого-нибудь пустяка.

41. У меня редко бывают гости.

42. Мне легче, когда я могу присоединиться к мнению большинства.

43. Мне нравится, когда мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

44. В делах я придерживаюсь пословицы: смелость – города берет.

45. Когда мне долго противоречат, теряю самообладание.

46. Меня редко приглашают в гости.

47. В детстве я часто признавал глухоту других, хотя и не разделял их мнения.

48. Люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.

49. Я быстро капитулирую, если мне что-то не удается.

50. Часто не могу совладать со своим раздражением.

51. Со знакомыми людьми, которых долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

52. На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

53. Непредвиденные события часто приводят меня в замешательство.

54. Бывает, скучно или грущу, когда другие веселятся.

55. В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.

56. Мне неприятно, когда у друзей, к которым я приглашен, встречаю незнакомых людей.

57. Если хорошо подумаю, то скорее склонен критиковать, чем принимать.

58. Я охотно берусь за что-нибудь, хотя с самого начала неизвестно, каким будет исход.

59. Мои будни в целом интересны и занимательны.

60. Часто у меня выскакивают замечания, которые лучше было бы проглотить.

Обработка и интерпретация результатов

Каждому ответу присваивается соответствующий балл. Обратные вопросы в дешифраторе помечены знаком «-».

Варианты ответов Баллы Баллы обратных вопросов
Полностью согласен «!»    
Скорее согласен, чем нет «+»    
Не знаю, сомневаюсь «?»    
Скорее не согласен «-»    
Полностью не согласен, нет «- -»    

Определяется сумма баллов по каждой шкале опросника, для этого используется дешифратор шкал.

Социально-коммуникативная адаптивность Стремление к согласию Толерантность Оптимизм Фрустрационная толерантность
         
      -9  
-11        
  -17      
-21        
    -28 -29  
    -33    
-36     -39  
    -43 -44  
         
        -55
  -57 -58 -59  

Определяется уровень выраженности каждого компонента социально-коммуникативной компетентности:

до 20 баллов – низкий;

21-30 – ниже среднего;

31-40 – средний;

41-50 – выше среднего;

51 и более – высокий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.75.165 (0.094 с.)