СРС 2. Особенности интеллектуального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СРС 2. Особенности интеллектуального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности



Цель: исследование особенностей интеллектуального компонента психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности.

Вопросы и задания:

1. Проведите методики диагностики:

«Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл)»,

«Тест «Интеллектуальная лабильность»,

«Тест Кеттела (16PF-опросник)»,

«Самоактуализационный тест (САТ)».

2. По механизму оценки определите особенности интеллектуального компонента Вашей психологической готовности к профессиональной деятельности.

3. Определите возможные способы развития интеллектуального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности.

4. Выявите взаимосвязь между профессиональным образованием и личностным ростом психолога, его профессионализмом, между принятием себя и принятием другого человека, уникальности внутреннего мира и внешней выразительности.

Глава 4. Методики для диагностики интеллектуального компонента

Интеллектуальный компонент психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности представлен составляющими: эмоциональный интеллект, интеллектуальная лабильность, творческий потенциал, креативность, обучаемость.

4.1. Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) [6]

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. Эмоциональная осведомленность;

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4. Эмпатия;

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция к тесту. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Тестовый материал

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Ключ

Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

 

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более – высокий;

8-13 – средний;

7 и менее – низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более – высокий;

40-69 – средний;

39 и менее – низкий.

4.2. Тест «Интеллектуальная лабильность» [7]

Методика состоит из 40 несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых и может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. Поэтому ее рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении новых видов деятельности. Бланк для ответов представлен в Приложении.

Содержание теста

1. Квадрат 1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

2. Квадрат 4. Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

3. Квадрат 5. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

4. Квадрат 6. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом №2 и над кругом №3 (3 сек.).

5. Квадрат 7. Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

6. Квадрат 6. Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

7. Квадрат 10. Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

8. Квадрат 12. Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

9. Квадрат 13. Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

10. Квадрат 15. Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

11. Квадрат 17. Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. Квадрат 18. Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. Квадрат 19. Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. Квадрат 20. Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).

15. Квадрат 21. Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. Квадрат 22. Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. Квадрат 23. Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. Квадрат 24. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).

19. Квадрат 25. Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. Квадрат 26. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В — стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек.).

21. Квадрат 27. Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. Квадрат 28. Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. Квадрат 29. Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. Квадрат 30. Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. Квадрат 31. В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).

26. Квадрат 32. Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. Квадрат 33. Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. Квадрат 34. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. Квадрат 35. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. Квадрат 36. Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. Квадрат 37. Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных — вверх (5 сек.)

32. Квадрат 39. Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.),

33. Квадрат 40. Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. Квадрат 41. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. Квадрат 42. Заключите букву М в квадрат, К в круг О в треугольник (4 сек.).

36. Квадрат 43. Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 сек.).

37. Квадрат 44. Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. Квадрат 45. Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 только в прямоугольник (3 сек.).

39. Квадрат 46. Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. Квадрат 47. Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание.

Норма выполнения:

0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5-9 ошибок - средняя лабильность;

10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более - мало успешен в любой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.84 (0.019 с.)