Тема 5. Стратегический маркетинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Стратегический маркетинг.



Тема 5. Стратегический маркетинг.

Понятие стратегического маркетинга.

Стратегия маркетинга - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направленных на достижение генеральной цели фирмы.

При определении роли маркетинга в стратегическом управлении необходимо учитывать, что маркетинговая деятельность является более низкой по уровню в сравнении с фирменным управлением. Традиционный подход к организации бизнеса, заключающийся в предоставлении рынку ценности для получения прибыли, оказывается не эффективным для экономических систем с высокой степенью конкуренции в условиях широкого выбора товаров. В условиях новой экономики исходным для бизнеса должен быть маркетинг. Предприятия должны рассматривать свою деятельность как неразрывную цепочку создания ценностей и их предоставления.

При традиционном подходе – это:

изготовление продукта,

его реализация продукта.

При новом подходе – это:

выбор конкретной ценности,

ее воплощение,

и передача ценности

Как работает стратегический маркетинг?

Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического планирования на стратегический уровень, на уровень формирования нового типа управления — инновационного маркетинга. Инновационный маркетинг в современном понимании представляет собой единство стратегий, философии бизнеса, функций и процедур управления компанией. В индустриально развитых странах маркетинговая концепция развития фирмы занимает почетное место уже в течение десятилетий.

Основная цель стратегического инновационного маркетинга заключается в разработке стратегии проникновения новшества на рынок. Поэтому в основу стратегических маркетинговых исследований закладывается анализ конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя.

Стратегический инновационный маркетинг определяется сегментированием рынка, позиционированием товара. Ключевым моментом стратегии маркетинга является исследование и прогнозирование спроса на новый товар, основанное на доскональном изучении восприятия потребителем новшества. В ходе стратегических исследований руководитель инновационного проекта должен определить: какую продукцию, какого качества и каким потребителям он будет предлагать. Поэтому стратегический маркетинг ориентирован на тесный контакт работников маркетинговых и социологических служб предприятия с потребителем

 

Инструменты маркетинга.

Инструменты маркетинга – это набор средств, входящих в его комплекс. Обычно – это средства комплекса 4Р.

4Р- методика «продукт, цена, каналы товародвижениря и продвижение» («product, price, place, and promotion»

4Р — это тактическая схема и ей должны предшествовать стратегические решения: сегментирование, выделение целевого рынка и позиционирование (STP-маркетинг)

Концепция 4Р по-прежнему с пользой применяется в ходе маркетингового планирования. Однако эта схема в большей степени отражает процесс мышления продавца, а не потребителя. Интересы покупателя можно в концентрированном виде представить концепцией 4С, где товар сопоставим с ценностью для потребителя (customer value), цена — с расходами потребителя (customer costs), место — с доступностью товара для потребителя (customer convenience), а продвижение — с информированностью потребителя (customer communication).

Концепция 4С напоминает нам, что покупателям необходимы ценность, низкая общая стоимость, удобство и коммуникации, а не продвижение. Профессор Ягдиш Шет предложил альтернативную схему, которую назвал 4А. Покупке товара предшествуют осведомленность (awareness), приемлемость (acceptability), доступность (affordability) и легкость приобретения (accessibility).

Рассмотрим один из важнейших инструментов повышения эффективности маркетинга предприятия - сегментирование рынка, на котором предприятие осуществляет продажи

Маркетинговая стратегия это стратегия обслуживания рынка, а не стратегия реализации товара. Главный элемент любой маркетинговой стратегии - стратегия сегментирования, поскольку именно требования сегмента определяют предложение фирмы. Пока фирма в деталях не узнает, кто и что хочет, она не сможет разработать другие стратегии: продвижения ценообразования и сбыта.

 

Сегментирование рынка.

Сегмент рынка - однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на потребительские свойства предлагаемого товара или на предпринимаемые маркетинговые усилия.

Важным является понятие однородности сегмента. Фирма выбирает сегмент, где ожидает встретить менее ожесточенную конкуренцию и лучшие условия продажи товара.

Сегментирование рынка - процесс разделения совокупности потребителей на однородные группы по заранее определенным критериям.

Рыночная ниша - малый участок рынка, где фирма благодаря своему уникальному това-

ру или форме обслуживания не имеет силь-

ных конкурентов и может рассчитывать на коммерческий успех.

Условия сегментирования.

Процесс сегментирования может идти сверху вниз или снизу вверх. В первом случае мы начинаем с цельного рынка и делим его на все большее и большее число сегментов. Такой процесс называется логическим разделением. С другой стороны, если мы пойдем снизу вверх, мы должны будем начать с желаний индивидуальных потребителей и группировать их в категории. Мы собираем вместе схожие желания. Если логическое разделение можно назвать классификацией от целого (дедуктивной классификацией), то группирование снизу - это классификация от частного (индуктивная).

Процесс сегментирования рынка состоит из нескольких этапов:

• 1. Качественное исследование. (поиск потребительских мотиваций, выяснение отношения потребителей к товару, и понимание потребительского поведения).

• 2. Количественное исследование. (определяются важные количественные соотношения и значения параметров, описывающих рынок).

• 3. Анализ (в обще случае используют факторный анализ для того, чтобы исключить сильно коррелирующие между собой переменные, а затем кластерный анализ для выделения сегментов. Однако применимы и другие методы анализа.

• 4. Проверка и подтверждение правильности результатов анализа. После выделения сегментов очень важно проверить, существуют ли они на самом деле или были получены в результате случайных совпадений.

• 5. Составление профиля сегмента. Для каждого выделенного кластера составляется профиль, описывающий свойственные данному сегменту позицию, модель покупательского поведения, демографические характеристики и т. п..

Целевой маркетинг.

По степени охвата рынка возможны три вида стратегии:

Выбор единственного сегмента простейшая стратегия размеще-ния товара на одном сегменте рынка (маркетинговая ниша). Для сегмента разрабатывается программа маркетинга.

Выбор нескольких сегментов – размещение товара на нескольких сегментах потому, что это выгодно или имеются коммерческие соображения. Для каждого выбранного сегмента разрабатывается своя программа маркетинга (это дополнительные издержки).

Полный охват рынка – предполагается, что рыночные усилия предприятия могут быть использованы наиболее эффективно, если они направлены на всех и повсюду. В этом случае программа маркетинга одна и направлена на всех потенциальных потребителей.

При выборе одного из видов стратегии учитывается: 1) Затраты на дифференцирование товаров для каждого сегмента. 2) На дубли-рование одинаковых усилий для сегментов. 3) На рекламу, переучет, масштаб экономических потерь производства и др.

4) Имеющиеся ресурсы предприятия. 5) Наличие существенных различий между потенциальными потребителями.

Показатели сегментирования.

При сегментации используются четыре показателя:

• Географический - фирма для своей деятельности выбирает тот регион, где для нее складываются наиболее благоприятные условия, например, по размеру товарооборота

• Демографический - отбираются социальные и половозрастные группы по определенным признакам, например, по возрасту распределение населения по среднедушевому доходу

Психографический фактор - группирование по определенной социальной группе, образу жизни, моральным принципам, иерархии потребностей, комфорту и т.д.

Поведенческий фактор: реагирование на новый товар, их цены, приверженность определенной фирме, марке товара и т.д.

Может быть и комбинация из этих факторов.

Позиционирование.

Понятие позиционирования было популяризировано руководителями рекламных компаний Элом Райсом и Джеком Траутом. Они видели в нем проявление творческого подхода в отношении существующих товаров.

• "Позиционирование начинается с товара, некоторой составляющей процесса торговли, услуги, компании, организации или даже с отдельного человека: Но позиционирование - это не то, что вы делаете с товаром, а то, что вы делаете с сознанием потенциального потребителя. Иначе говоря, вы позиционируете товар в сознании потенциального потребителя."

• Они доказывали, что, вообще говоря, существующие товары уже занимают определенную позицию в сознании потребителей. Именно поэтому Rolex считают лучшими часами в мире. Эта торговая марка уже занимают свои собственные позиции, и поэтому конкурентам очень трудно пошатнуть их положение.

Есть три варианта позиционирования:

• 1. укрепление в сознании потребителей текущей позиции марки

• 2. поиск новой незанятой позиции, которая представляет ценность для достаточно большого числа потребителей.

• 3. третья стратегия заключается в том, чтобы вытеснить конкурентов с их позиции в сознании потребителя либо осуществить репозиционирование, которое связано, как правило, с проникновением в новые потребительские сегменты или на новый рынок.

• Еще одним важным средством, которое может оказаться полезным при позиционировании являются карты-схемы восприятия.

ПОНЯТИЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ: действия по разработке предложения предприятия и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное положение в сознании целевой группы потребителей. Конечным результатом позиционирования является успешное создание ориентированного на потребителя заявления о ценности продукта — простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует покупать этот товар.

ЗАДАЧА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ: Довести до сознания целевого рынка общую идею компании или ее предложения. В сущности позиция — это наше упрощенное представление об объекте.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ: Процесс разработки ряда существенных и значимых особенностей, призванных отличить предложение компании от предложений конкурентов.

КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ:

Важность. Отличие весьма значимо для большого количества покупателей.

Неповторимость. Атрибут либо не используется конкурентами, либо предлагается компанией в специфической форме.

Превосходство. Данная отличительная особенность превосходит другие способы получения тех же выгод.

Преимущество первого хода. Отличительная особенность не может быть быстро воспроизведена конкурентами.

Приемлемость. Покупатель способен оплатить данное отличие товара.

Прибыльность. Компании выгодно использовать данное отличие.

Процесс определения показателей позиционирования.

1. Создание модели потребительских ценностей. Прежде всего компания составляет список всех относящихся к продуктам и услугам факторов, которые могут повлиять на оценку предоставляемых благ целевой группой потребителей.

2. Построение иерархии потребительских ценностей. На данном этапе фирма относит каждый фактор к одной из четырех групп (основные, ожидаемые, желаемые и неожиданные). Рассмотрим такой набор факторов на примере деятельности ресторана:

Основные. Подаваемые блюда вполне съедобны, стол аккуратно сервирован. (Если это — единственное достоинство ресторана, его посетители вряд ли будут удовлетворены.)

Ожидаемые. В ресторане имеются хорошие фарфор и мебель, льняные скатерти и салфетки, цветы, ненавязчивое обслуживание и хорошо приготовленные блюда. (Перечисленные факторы делают предложение приемлемым, но не исключительным.)

Желаемые. В ресторане тихо и уютно, искусство шеф-повара — на высшем уровне.

Неожиданные. В ресторане между подачей блюд неожиданно угощают хорошим вином, а после того, как подано последнее блюдо, официант предлагает бесплатный десерт.

3. Принятие решений о комплекте потребительских преимуществ. И наконец, компания выбирает ту комбинацию свойств и ощущений, которая превосходит предложения конкурентов и вызывает восхищение потребителей.

Стратегический потенциал сегмента оценивается совокупностью критериев, от значения которых зависит выбор стратегии продвижения продукции на целевых сегментах.

Для оценки потенциала сегментов и последующего выбора стратегии, применяются матричные модели анализа стратегического потенциала - БКГ, портфолио, SWOT - анализ.

Сегменты отображаются на плоскости в виде карты-схемы восприятия или круговой диаграммы. На практике применяются карты одно- или двухфактроного позиционирования в зависимости от количества используемых факторов. На следующих слайдах показаны такие карты.

Стратегии позиционирования.

Первая стратегия состоит в упрочении своего текущего положения в сознании потребителей. Так, агентство Avis, занимающее второе место в прокате автомобилей, сделало это своей сильной стороной: «Мы — вторые. Мы стараемся больше других».

Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять свободную позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей. Конкурентные возможности позиции и возможности дифференцирования в ней зависят от специфики каждой конкретной отрасли. БКГ считает возможным выделить четыре типа сфер деятельности, различающихся по количеству и величине возможных конкурентных преимуществ. Объемная отрасль. В такой отрасли компания может достичь небольшого числа значительных конкурентных преимуществ за счет уменьшения издержек или придания своей продукции новых привлекательные отличительные свойства. Уровень прибыли здесь напрямую зависит от размера компании и принадлежащей ей доли рынка. Ограниченная отрасль. Потенциальные возможности получения конкурентного преимущества ограничены и незначительны. Фрагментированная отрасль. Здесь компании обладают широкими возможностями по дифференцированию предложений, но они не в силах добиться решающего преимущества над конкурентами. Специализированная отрасль. В специализированной отрасли компании дифференцируют предложения самыми разными способами, каждый из которых может привести к серьезному выигрышу. Возьмите производство специализированного оборудования для узких сегментов рынка. В такой отрасли небольшие компании не менее эффективны, чем крупные предприятия.

Третья стратегия заключается в депозиционировании или репозиционировании конкурента в сознании потребителя. Ставящаяся при этом цель – зародить в сознании потребителей сомнения в качестве продукции лидера рынка. Депозиционирование – это лишение соперника его привычного места на рынке в сознании потребителей его продукции. Это может достигаться за счет похожих торговых марок и их расположения в информационных материалах. В сознании потребителя, как правило, лучше запоминается первый номер и, может быть, второй. Репозиционирование как бы смещает место конкурента на карте позиционирования.

Четвертая стратегия — стратегия эксклюзивного клуба. Например, компания может использовать утверждение, что она входит в Большую тройку. Идея Большой тройки пришла в голову руководству третьей по масштабам автомобильной компании США Chrysler (лидер рынка никогда не применяет этот прием). Смысл утверждения в том, что члены клуба — «лучшие из лучших».

В сфере маркетинга

Стратегия маркетинга - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей и направлен- ных на достижение генеральной цели фирмы.

Выдвижение целей - сложный процесс, для осуществления которого строится древо целей, в основе которого - генеральная цель, из которой вы- водятся цели второй и последующих очередей. В дереве целей заложены 3 принципа классификации: по повременным целям (долгосрочные цели являют- ся основой выдвижения краткосрочных), по функци- ональным целям (из целей фирмы вытекают цели маркетинговых подразделений), по сочетанию повре- менных и функциональных целей.

Обычно в качестве генеральной цели выдвигают: рост доли рынка фирмы или полный его охват (экспан- сионистские цели), выпуск и сбыт нового товара (инновационные цели), получение определенной прибыли (финансово-экономические цели).

При формировании стратегий учитываются следующие ограничения:

  • Наличие финансовых ресурсов.
  • Степень риска.
  • Поведение собственников при выборе стратегической альтернативы.
  • Фактор времени.
  • Знание прошлых стратегий.
  • Потенциальные навыки и способности предприятия

Виды стратегий маркетинга.

стратегия роста фирмы в виде разновидностей - интенсивного роста за счет приемов агрессивного марке- тинга и интеграционного роста за счет мягкого или жест- кого контроля над поставщиками (регрессивная интегра- ция), дистрибьюторами (прогрессивная интеграция), конкурентами (горизонтальная интеграция).

сегментационная стратегия, когда концентрируются усилия на одном или нескольких сегментах рынка.

Сегментация сочетается со стратегией диверсификации, которая открывает возможность маневра, используя накопленный потенциал фирмы.

Диверсификация - отказ от доминанты одного продукта в производстве и продаже и переход на широкую номен- клатуру товаров.

Диверсификация - антипод узкой специализации. Она позволяет снизить уровень риска и непредсказуемость рыночной ситуации, способствует укреплению надежности фирмы и обеспечивает дополнительную гарантию стабильности развития.

Диверсифицированный рост.

Диверсификационный рост фирмы имеет три варианта:

• 1. Концентрическая диверсификация: новый товар своим внешним видом напоминает прежнее изделие, однако обладает рядом новых свойств или вообще имеет иные характеристики.

• 2. Горизонтальная диверсификация: на рынок выведены качественно новые товары, рассчитанные однако на прежних клиентов и на удовлетворение прежних потребностей, но на более высоком уровне.

• 3. Конгломератная диверсификация: фирма выходит на совершенно новый рынок, выпуская товар, который не имеет ничего общего со старым или переходит в другую отрасль, рассчитывая на новых клиентов.

На первом этапе разработки стратегий уясняется текущая стратегия. Для этого анализируются внешние и внутренние факторы, портфель продукции и определяется необходимость изменений.

На следующем этапе:

è выработка стратегических альтернатив,

è анализ портфеля продукции,

è выбор стратегии,

è ее оценка,

è выполнение стратегии.

Разработка стратегии.

 
 


Выбор стратегии маркетинга.

Выбор какой- либо из стратегий зависит от размера фирмы. Крупные фирмы придерживаются стратегии множественной сег- ментации и ориентируются на ту или иную форму диверсификации. Средние -предпочитают одномерную (максимум - двумерную) сегментацию и ориентируются на принцип специализации. Малые фирмы - выбирают путь симбиоза с крупной фирмой. У средних и небольших фирм есть преимущество перед крупными - большая гибкость и более легкая приспособляемость к колебаниям рынка. Поэтому они охотно принимают концепцию пяти "П": people (люди, человеческий фактор), product (товар), price (цена), place (место т.е. товародвижение и распределение товара), promotion (продвижение товара с формированием нужного его образа у пот- ребителей). Стратегия, базирующиеся на данной концепции, называется комплексным маркетингом или маркетингом-микс. Малой фирме не обязательно использовать полный комплекс маркетинговых инструментов, можно взять только некоторые на тех направлениях, где фирма располагает преимуществами.

Выбор типа стратегии

Виды спроса Цели маркетин- га Тип страте- гии Инструменты маркетинга Этапы ЖЦТ.
Потенциальный(скрытый) Развить в реальный, переориентир-й со старого товара на новый. Развивающийся (креативный) маркетинг. Интенсивная реклама, скидки с опт. цены, льготн. рознич. цены, выставки-прдажи, пробный маркетинг, презентации. Выведения на рынок.
Негативный Создать спрос заново, переубедить потребителей. Конверсионный маркетинг. Интенсивная реклама, пробный маркетинг, выставки-продажи, презентац. модернизац. товара или его упаковки, совершенств. методов продажи, смена дистрибьютора Выведение на рынок.

 

Виды спроса Цели маркетин- га Тип страте- гии Инструменты маркетинга Этапы ЖЦТ.
Отсутст- вующий Вызвать интерес к товару. Стимулирующий марке- тинг. Интенсивн. реклама, пробный маркетинг, выставки-продажи, презентац.,совершенств. методов. продажи, снижение цены, скидки, льготы. Выведения на рынок
Циклич- ный (сезонный) Сбаланси- ровать колебания спроса с предложе- нием. Синхро- марке- тинг Сезон. празднич. распродажи, гибкое изменен. цен, специфич. сервис, выездн. и выносная торговля, целенаправлен, реклам. компании, сезон. синхронизация выставок. На всех этапах.
Полноцен- ный. Стабилизированный спрос. Поддер-живаю-щий марке- тинг. Мягкая поддержив. реклама, широкодоступные цены, оперативная реакция на неустойчивость рынка, распрод. неходовых товаров, постоянная оценка насыщенности рынка. Зрелости (стабилизация)

 

Виды спроса Цели маркетин- га Тип страте- гии Инструменты маркетинга Этапы ЖЦТ.
Чрезмерный. Ограни- чить, сократить спрос. Демарке- тинг Интенсивная реклама, снижение цен, ценовые скидки и льготы, активный сервис, продажа в кредит, поиск новых сегментов Спад.
Сокраща- ющийся Восстано- вить (реанимировать) спрос. Ремар- кетинг. Интенсивная реклама, снижение цен, ценовые скидки и льготы, активный сервис, продажа в кредит, поиск новых сегментов. Спад.
Иррациональный (с обьектом в виде наркотик. табачн и алког. издел.). Ликвидировать или существен- но сократить спрос. Контр- марке- тинг Антиреклама, запрещен. или ограничен. продажи, уголовная ответствен. за продажу, пропаганда здоров. образа жизни. На любом этапе

 

Тема 5. Стратегический маркетинг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.046 с.)