Экономическая природа фирмы. Основные типы контрактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая природа фирмы. Основные типы контрактов



 

По определению итальянского экономиста А. Пезенти, фирма – это сложное сочетание материальных и людских ресурсов, соответствующим образом организованных и координированных в целях производства определенных благ.

Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Существуют две основные формы организации экономической деятельности – стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.

В отличие от рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма –их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. «Фирма, таким образом, – писал Р. Коуз, – есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».

Почему существуют фирмы?

Причины возникновения фирм объясняют по-разному:

1) фирмы – это итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс);

2) фирмы – это результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт);

3) появление фирм вызвано необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон).

Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности (расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работа по измерению свойств товара, издержки по спецификации и защита прав собственности).

Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены.

Согласно Р. Коузу основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Основные типы контрактов:

1 Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

2 Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает, скорее, договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ. Устные договоренности учитываются наряду с письменными.

3 Отношенческий, или имплицитный, контракт –это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон.

В современной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет многообразие фирм в современной экономике.

Индивидуальная частная фирма. Партнерства: преимущества

И недостатки, виды

 

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Для того чтобы создать индивидуальную частную фирму, нужно получить лицензию на право ведения определенного вида (видов) деятельности и зарегистрировать фирму в установленном порядке.

Преимущества индивидуальной частной фирмы:

1) простота организации (учреждения, управления и т.д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом);

4) конфиденциальность доходов;

5) преимущество в налогообложении доходов, так как платят налоги по ставкам личного подоходного налога, а они ниже, чем налог на прибыль корпораций (это преимущество не действует в Украине, так как налог на прибыль в нашей стране составляет 30%, а стаывка подоходного налога – 40%).

Недостатки индивидуальных частных фирм:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

В США зарегистрировано 13 млн. индивидуальных частных фирм – это 72 % всех предприятий страны.

Партнерство – это не обладающая юридическим статусом акционерного общества фирма, принадлежащая двум или более людям и управляемая ими на основе добровольного законного объединения. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

Виды партнерств:

1 Общее (полное) товарищество – партнерство, все члены которого имеют равные права собственности и несут равную ответственность по обязательствам фирмы.

2 Товарищество с ограниченной ответственностью (коммандитное общество) – партнерство, состоящее из одного или нескольких главных партнеров с неограниченной ответственностью и одного или нескольких партнеров, чьи обязательства ограничены размерами вложенного капитала.

3 Квалифицированное товарищество с ограниченной ответственностью – товарищество, которое действует как корпорация, продавая партнерские паи на фондовой бирже. При этом, если 90 % его дохода имеют форму пассивных доходов, облагается налогом по ставкам налога на личный доход.

Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д.

Преимущества партнерств:

1) простота основания. Для этого нужно составить договор и зарегистрировать его у нотариуса;

2) простота управления;

3) возможность использования разделения труда и специализации в производстве и управлении;

4) легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности;

5) преимущество в налогообложении доходов, как и у индивидуальных частных фирм.

Недостатки партнерств:

1) неограниченная ответственность;

2) потенциальная возможность конфликтов между партнерами;

3) скудность финансовых средств.

В США, например, 2 млн. партнерств (это 11 % всех предприятий). В Украине пока не принят закон о партнерствах.

 

Другие формы предприятий

Кроме индивидуальных частных фирм, партнерств и корпораций (последние будут рассмотрены в следующих лекциях), создаются и функционируют другие формы предприятий.

1 Регулируемая фирма – это фирма, в которой государство вводит ограничения на размер прибыли, то есть регулирует остаточный доход. В результате часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

2 Государственное предприятие – это предприятие, которое либо находится в собственности государства, либо контрольный пакет акций его принадлежит государству.

Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

3 Неприбыльные (некоммерческие) организации – это широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности – продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

4 Кооперативы – это объединения людей или небольших фирм с целью получения выгоды от увеличения масштабов деятельности. Они образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором – контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

5 Арендные предприятия – это предприятия, которые сдаются их владельцами во временное пользование другим лицам с целью получения арендной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.013 с.)