Франшиза как организационная форма в бизнесе. Типы франшиз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франшиза как организационная форма в бизнесе. Типы франшиз



 

Франшиза – это организационная форма в бизнесе, дающая право индивидуальному предпринимателю на продажу уже зарекомендовавшего себя товара или услуги крупной фирмы.

В лицензионном соглашении участвуют две стороны: лицензиар и лицензиат.

Держатель франшизы (лицензиат) – человек или группа лиц, которым компания предоставляет исключительное право на использование ее имени в определенном регионе. Обычно это право оплачивается первоначальным взносом с последующими ежемесячными компенсационными платежами.

Лицензиар – это компания, предоставляющая франшизу, то есть выдающая лицензию индивидуальным предприятиям или их группам.

Типы франшизы:

1 Франшиза на продажу готового товара.

Лицензиат покупает у лицензиара товары, перепродает их и платит компании за право использовать товары с ее торговой маркой (типичным примером такого типа франшизы является продажа автомобилей, сеть бензоколонок).

2 Франшиза на производство товаров.

Лицензиат покупает у компании сырье, материалы и право на производство и сбыт ее товаров (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

3 Франшиза на вид деятельности.

Лицензиат покупает право на открытие собственной фирмы с использованием названия компании-лицензиара и сохранением профиля ее деятельности (типичным примером такого типа франшизы является сеть закусочных, например «Макдональдс»).

В настоящее время на долю франшизы приходится 1/3 всей розничной торговли США, ими охвачено 7 миллионов человек.

Преимущества франшизы. Покупка франшизы предоставляет лицензиату следующие преимущества:

1 Риск сравнительно мал, так как люди мгновенно узнают имя фирмы и можно рассчитывать на массовую рекламу.

2 Финансовая помощь; покупка франшизы помогает преодолеть нехватку денег вследствие экономии на налаживании собственного дела.

3 Профессиональное обучение и другие виды поддержки.

Для компании-лицензиара продажа франшизы – чрезвычайно выгодное дело, так как компания:

1) расширяет свой бизнес, используя чужие средства;

2) получает регулярный доход от лицензиата.

Недостатки франшизы. Для лицензиата франшиза имеет следующие недостатки:

1 Покупка франшизы сопряжена со значительными первоначальными инвестициями (на 10-20 % больше, чем на создание собственного дела без франшизы).

2 Возникает необходимость постоянно выплачивать ежемесячную плату, составляющую до 20 % от объема продаж.

3 Ограничение независимости.

4 Вовлечение лицензиатов в сомнительные сделки.

 

4 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Во всех странах государство поддерживает предприятия малого бизнеса прежде всего потому, что они являются создателями рабочих мест. В мировой практике применяются следующие меры поддержки малых предприятий:

1 Льготы по налогообложению для создания малых предприятий и для перемещения существующих малых предприятий в отсталые районы для стимулирования кооперации мелких и средних фирм. В нашей стране малые предприятия работают на едином налоге по результатам хозяйственной деятельности, составляющем 6%. В Российской Федерации малые предприятия освобождаются от авансовых взносов налога на прибыль.

2 Проведение кампаний по распространению научно-технической информации. В Украине такие мероприятия практически не проводятся.

3 Предоставление ссуд на расширение, реконструкцию, приобретение и создание предприятий. Так, например, в России на 8% понижена ставка налога на прибыль для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям

4 Поручительство перед кредитными обществами.

5 Финансирование участия в капитале крупных предприятий.

6 Долгосрочное инвестирование создания или сохранения рабочих мест.

7 Бесплатные консультации.

8 Формирование фондов поддержки малого бизнеса на различных уровнях управления.

Многие из вышеперечисленных направлений поддержки малого бизнеса практически не реализуются в нашей стране. В Украине несколько лет назад упразднили государственный комитет по поддержке малого бизнеса и резко сократили количество льгот, предоставляемых малым предприятиям. Поэтому сектор малого бизнеса начал очень быстро сокращаться. На 1.01.1999 года в Украине зарегистрировано 148 000 малых предприятий. Их число в 1998 году сократилось на 34%. Сейчас уже практически не регистрируют фирмы как малые предприятия

 

 

Тема 3.5. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Акционерные компании – основная форма организации больших, части средних предприятий, собственность которых формируется в результате слияния капиталов основателей компаний, а также выпусков ценных бумаг и их продажи с целью получения прибыли. Акционерные общества являются основными производителями товаров и услуг в рыночной экономике. Изучение генезиса и развития акционерной формы собственности и предприятий является целью данной лекции.

Поскольку акционерные компании являются сложной формой предприятий, их изучению мы посвятим шесть вопросов. Еще два вопроса этой лекции описывают не затронутые ранее формы слияний и оффшорные компании.

1 Акции и облигации

2 Генезис и функции акционерной собственности. Учредители акционерных обществ. Формирование уставного капитала. Проспект эмиссии

3 Структура корпорации и управление ею. Акционерная форма контроля предприятий – «система участий»

4 Преимущества и недостатки корпораций

5 Типы корпораций

6 Рабочая акционерная собственность. «Дилемма инсайдеров»

7 Слияния и поглощения. Типы слияний

8 Оффшорные компании и зоны, их преимущества

 

1 Акции и облигации

Акции могут быть именными и на предъявителя, привилегированными и простыми. Граждане вправе быть владельцами, как правило, именных акций.

Именная акция – акция, выпущенная на конкретного владельца, фамилия которого вносится в реестр акционерного общества.

Предъявительская акция – акция, держатель которой считается ее владельцем. По акциям на предъявителя в книге регистрации акций акционерного общества регистрируется их общее количество.

Привилегированная акция – акция без права голоса на общем собрании акционеров и приносящая фиксированный доход. Привилегированные акции дают владельцу преимущественное право на получение дивидендов, а также на приоритетное участие в распределении имущества акционерного общества в случае его ликвидации. Владельцы привилегированных акций не имеют права участвовать в управлении акционерным обществом, если иное не предусмотрено его уставом.

Выплата дивидендов владельцам привилегированных акций производится в размере, указанном в акции, независимо от размера полученной обществом прибыли в соответствующем году. В том случае, когда прибыль соответствующего года является недостаточной, выплата дивидендов производится за счет резервного фонда.

Если размер дивидендов, выплачиваемых акционерам по простым акциям, превышает размер дивидендов по привилегированным акциям, владельцам последних может производиться доплата к размеру дивидендов, выплаченных другим акционерам.

Привилегированные акции не могут быть выпущены на сумму, превышающую 10% уставного фонда акционерного капитала.

Простая или обыкновенная акция – это акция, дающая право голоса на общем собрании акционеров и приносящая переменный доход, зависящий от эффективности работы акционерного общества.

Акции могут также быть безголосыми, одноголосыми и многоголосыми. Последние, в соответствии с законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», запрещены законом. Однако некоторые акционерные общества в своих выпусках акций требуют, чтобы акционеры приобрели несколько акций для того, чтобы получить один голос на общем собрании акционерного общества.

Облигация – ценная бумага, выпущенная на определенный срок, в течение которого ее держателю начисляют фиксированные проценты и по истечении которого она выкупается по номиналу. В соответствии с законом Украины облигация должна иметь следующие обязательные реквизиты: наименование ценной бумаги – облигация, фирменное наименование и местонахождение эмитента облигаций, фирменное наименование или имя покупателя (для именной облигации), номинальная стоимость облигации, сроки погашения, размер и сроки выплаты процентов (для процентных облигаций), место и дата выпуска, серия и номер облигации, подпись руководителя эмитента или другого уполномоченного на это лица, печать эмитента.

Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и беспроцентными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.

В зависимости от обеспечения облигации могут быть обеспеченными и необеспеченными. Первые обеспечиваются залогом. В качестве залога для обеспечения облигаций может использоваться движимое, недвижимое имущество корпорации-эмитента, ценные бумаги других корпораций. Необеспеченные облигации основываются только на обещании эмитента оплатить всю сумму долга и проценты по нему.

По характеру получаемого дохода облигации подразделяются на купонные и дисконтные. Купонная облигация содержит купонный лист на выплату процентов. Получателем купонов может быть любой их предъявитель. Дисконтная облигация продается со скидкой к номиналу, а выкупается по номиналу. Ежегодная выплата процентов по такой облигации не предусмотрена.

Кроме того, облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочные облигации имеют срок обращения до года, среднесрочные – 5 лет, долгосрочные – более 5 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.011 с.)