Необходимость, сущность и структура малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость, сущность и структура малого бизнеса



 

По оценкам экспертов мирового банка, только в развивающихся странах существует около 50 определений малого предприятия. В различных странах используются разные классификационные признаки отнесения предприятий к разряду малых. Так, например, в Японии таковыми являются размер капитала, численность работающих и отраслевая принадлежность. В Южной Корее в группу средних и малых предприятия включаются, исходя из численности работающих, суммы активов и объемов ежегодных продаж. В ФРГ и Великобритании для определения малых фирм наряду с показателем численности работающих используется показатель годового оборота. Число занятых и объем основного капитала предопределяют отнесение предприятий к размеру мелких в Италии. В Индии критерием для определения принадлежности фирм к категориям мелких являются численность занятых и объем инвестиций, а во многих отраслях – еще и уровень использования энергии.

В настоящее время отечественные малые предприятия относятся к таковым лишь по показателю численности работающих, так как работа правительства по определению в качестве второго критерия объема хозяйственного оборота еще не получила логического завершения.

К малым предприятиям в Украине относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

- в промышленности и строительстве – с численностью работающих до 200 человек;

- в других отраслях производственной сферы – с численностью до 50 человек;

- в науке и научном обслуживании – до 100 человек;

- в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек;

- в розничной торговле – до 15 человек.

Сегодня на долю малых фирм, являющихся очень важной и постоянно растущей частью британской экономики (по оценкам экспертов примерно 96 % всех фирм Великобритании мелкие), приходится 25 % всей рабочей силы и около 20 % валового продукта. Несмотря на то, что каждая четвертая из мелких фирм прогорает в течение первого года работы, остальные все же выдерживают силу конкуренции и со временем превращаются в процветающие крупные фирмы.

Развитие малого бизнеса в экономике обусловлено целым рядом причин.

1 Существует большой риск капиталовложений в некоторых отраслях экономики. Это относится, в первую очередь, к сельскому хозяйству – отрасли, в которой каждый второй год бывает неурожайным. Инвестиции в сельское хозяйство влекут за собой большой риск потерь вследствие неурожаев. Поэтому крупный капитал в эту отрасль, как правило, не инвестируют, и сельскохозяйственное производство чаще всего представлено мелкими предприятиями.

2 Существование малого бизнеса во многих случаях объясняется чрезвычайно узкой специализацией малых предприятий. Крупным предприятиям просто невыгодно создавать узкоспециализированные производства с очень малым объемом выпуска продукции, так как в этом случае увеличиваются их затраты на производство.

3 Очень часто развитие малого предпринимательства стимулируется особым характером обслуживания населения. Так, например, для удобства населения необходимо, чтобы предприятия сферы услуг находились почти в каждом квартале крупного города, бензоколонки – на небольшом расстоянии друг от друга и т.д.

4 Иногда крупные предприятия добровольно уступают рынок малым, для которых они являются единственными покупателями. В этом случае крупные предприятия диктуют малому предприятию цены, и на рынке складывается ситуация монопсонии, то есть наличие одного покупателя.

5 В некоторых отраслях экономики производится очень небольшой объем продукции (услуг). Поэтому масштабы производства и определяют небольшой размер действующих в отрасли предприятий.

По форме собственности малые предприятия могут быть самыми разными. Это могут быть предприятия, основанные на частной (частнотрудовой и частнокапиталистической), коллективной и государственной собственности. Основные деловые формы малого предприятия – это индивидуальная частная фирма, партнерство, кооператив, фермерское хозяйство. Деятельность в сфере малого бизнеса может вестись на правах юридического и физического лица.

 

2 Функции малого бизнеса в рыночной экономике. Преимущества

и недостатки малых предприятий

 

Малые предприятия в любой сфере бизнеса, где они создаются и существуют, имеют ряд преимуществ перед крупными фирмами.

Во-первых, для создания малого предприятия требуется небольшой объем капиталовложений, что позволяет даже людям с небольшими сбережениями заниматься индивидуальным малым бизнесом.

Во-вторых, это низкие накладные расходы, связанные с работой предприятия, что достигается во многих случаях за счет совмещения функций одним или несколькими людьми.

В-третьих, малые предприятия отличаются большой гибкостью, быстрой приспособляемостью к новым запросам потребителей, новым рыночным условиям.

В-четвертых, на малых предприятиях работают небольшие трудовые коллективы, что создает оптимальные условия для формирования благоприятного трудового климата и в целом хорошего социального климата на предприятии.

В рыночной экономике малые предприятия выполняют ряд важных функций, что и повышает их роль и значение в народном хозяйстве страны.

Основная функция малых предприятий – это поглощение безработицы. Именно потому, что малый бизнес легко создает новые рабочие места для покинувших не по своей воле сферу труда, он во всем мире прочно поддерживается государством.

Вторая функция малого бизнеса – создание условий для повторной занятости, например, для студентов, пенсионеров, домохозяек и тех, кто хочет подработать в свободное время.

Третья функция малого бизнеса – создание наиболее благоприятных условий для наиболее полного раскрытия способностей и талантов отдельных людей, у которых крупные предприятия не стимулируют полной самоотдачи.

Четвертая функция – это продвижение товаров и услуг на периферию и выравнивание условий жизни отдельных регионов страны.

Пятая функция – это мобилизация местных ресурсов и создание доходного предприятия без привлечения капитала из внешних источников.

Шестая функция малого бизнеса – инновационная деятельность. Именно сфера малого бизнеса является ареной внедрения наиболее важных открытий двадцатого века, таких как полароид, ксерокс, полиэтиленовые пакеты, фотоаппарат Кодак и многие другие.

Вместе с тем, малый бизнес, как и другие формы бизнеса, имеет и ряд недостатков.

Прежде всего, для предприятий малого бизнеса характерна более низкая производительность труда, так как они слабо восприимчивы к достижениям научно-технического прогресса. Низкая производительность на малых предприятиях компенсируется более высокой интенсивностью труда, что находит выражение в большей длительности рабочего дня и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.009 с.)