Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа лекционного курса «Менеджмент и маркетинг»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Менеджмент и маркетинг
Учебно-методическое пособие
УДК ББК
Составитель доц. Е.А. Сергеева
Менеджмент и маркетинг: Учеб.-метод. пособие / Казан. гос. технол. ун-т; Сост. Е.А. Сергеева.-Казань, 2005.-40с.
Содержит рабочую программу, темы контрольных работ, тесты, задачи и ситуации по дисциплине “Менеджмент и маркетинг”. Даны варианты курсовых работ и методические указания по их выполнению, а так же список рекомендуемой литературы. В приложение вынесены теоретические предпосылки к обсуждению ситуаций и решению задач. Предназначены для студентов специальности 340100 «Управление качеством» и 072000 «Стандартизация и сертификация» факультета нефти и нефтехимии, а также для преподавателей в качестве пособия по организации занятий по дисциплине «Менеджмент и маркетинг». Подготовлены на кафедре менеджмента и предпринимательской деятельности.
Печатается по решению РИС КГТУ.
Рецензенты: доц. Ю.Г. Сафина, доц. А.Ю. Суслов.
Дисциплина «Менеджмент и маркетинг» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом специальностей 340100 «Управление качеством» и 072000 «Стандартизация и сертификация» дисциплина «Менеджмент и маркетинг» изучается студентами в обязательном порядке. Код дисциплины по учебному плану – ОПД.Ф.10. Форма обучения студентов – очная. Данная дисциплина изучается в течение двух семестров на втором-третьем курсах студентами специальностей 340100 и 072000, при этом в 4-м семестре изучаются «Основы менеджмента», а в 5-м – «Маркетинг». По окончании курса «Менеджмент и маркетинг» предусмотрена сдача экзамена. Объектом изучения дисциплины в части «Основы менеджмента» являются процессы, организационные структуры и системы управления на различных уровнях. Объектом изучения дисциплины «Маркетинг» является маркетинговая деятельность рыночных субъектов. Предметом изучения дисциплины «Основы менеджмента» являются методологические, организационно– экономические, социально–экономические и социально– психологические основы управления, система понятий, модели, тенденции и разновидности процессов и методов управления, развития организации; мотивационные, адаптационные и защитные механизмы, а также технологии и процедуры управления в современном менеджменте. Предметом изучения дисциплины «Маркетинг» являются аналитические аспекты маркетинга, стратегический, оперативный и административный маркетинг, товарная, ценовая, коммуникационная, сбытовая политики организации, система формирования спроса и стимулирования сбыта, организация маркетинговой службы.
При организации учебного процесса по дисциплине устанавливаются следующие цели ее преподавания: - подготовить студентов по основным разделам учебного курса и дать систематизированную информацию о всех базовых элементах и составляющих процессов управления; - сформировать комплекс знаний, умений и навыков управленческой деятельности; - обеспечить понимание тенденций, перспектив, прогнозов развития современной управленческой мысли, практического опыта менеджмента; - сформировать у студентов представления о роли маркетинга в процессе управления деятельностью организации, об особенностях основного инструментария маркетинга, о значении маркетинговой информации для принятия управленческих решений. В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи: - формирование понятийного ряд теоретического менеджмента; - определение места и роли менеджмента и его взаимосвязи с другими разделами и отраслями экономической науки; - усвоение принципов принятия и реализации эффективных управленческих решений, функций и методов управления; - определение типов организационных структур управления, логика принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур; - усвоение практических технологий менеджмента, техники личного труда менеджера; - изучение комплексной деятельности предприятия, действующего на принципах маркетинга с учетом внешней и внутренней среды; - получение навыков в разработке стратегии и тактики целевого маркетинга; - изучение элементов комплекса маркетинга; - овладение навыками использования маркетингового инструментария.
Студент, изучивший дисциплину «Менеджмент и маркетинг», должен знать:
- понятия: менеджмент, управление, принятие решения, внутренняя и внешняя среда организации, факторы микро и макросреды, методологические основы менеджмента, управление конфликтами, маркетинг-менеджмент, природа и состав функций менеджмента, уровни принятия решений, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, модели менеджмента, управляющая и управляемая системы, процессный, системный, ситуационный подходы к управлению, определенность-неопределенность и риски, миссия, стратегическое и тактическое планирование, SWOT – анализ, линейная, функциональная, матричная, дивизиональная и др. структуры управления, формальные и неформальные структуры, мотивация деятельности в менеджменте, пирамида А. Маслоу, теория Х и теория Y Д. Макгрегора, содержательные и процессуальные теории мотивации, динамика групп и лидерство, конфликтность в менеджменте, организационная эффективность, типы коммуникаций в менеджменте, маркетинг, концепции маркетинга, сегментирование, целевой сегмент, позиционирование, комплекс маркетинга, планирование маркетинга, варианты организации службы маркетинга, маркетинговый контроль, контактные аудитории, потребительский рынок, рынок товаров промышленного назначения, система маркетинговой информации, маркетинговые исследования, жизненный цикл товара, факторы ценообразования, кривые спроса, эластичность спроса, каналы распределения, маркетинговые коммуникации. - основы производственного менеджмента, управления персоналом, конфликтом и человеческими ресурсами, маркетинг - менеджмента, стратегического менеджмента; - механизмы координации, функции, задачи и методы управления; - принципы эффективного управления в концепциях и соответствующих системах менеджмента; - типы организационных структур, их свойства и восприимчивость к нововведениям; - основы управления человеком и группой, содержательные и процессуальные теории мотивации и соответствующие им модели; - типы организационных коммуникаций в менеджменте; - современные тенденции развития управленческой мысли и технологий управления; - современные подходы к пониманию маркетинга; основные этапы эволюции маркетинговой концепции, особенности маркетинга как философии бизнеса, типа мышления менеджера, аналитического инструмента для понимания рынка, его завоевания и удержания; - особенности товарной, ценовой и распределительной деятельности предприятия; - систему коммуникаций организации с целевыми потребителям и другими субъектами рынка; - особенности организации маркетинга на предприятии, типы организационных структур, эффективность функционирования, маркетинговый аудит, его принципы, методы, виды.
Для качественного усвоения материала необходимо предварительное изучение следующих дисциплин и разделов:
Распределение времени, отведенного учебными планами специальностей 340100, 072000 на изучение дисциплины «Менеджмент и маркетинг» (по видам занятий и их темам), представлено в табл. 1, темы и ссылки на литературные источники для СРС - в табл. 2.
Таблица 1 Распределение времени на изучение дисциплины «Менеджмент и маркетинг»
Таблица 2 Планируемое содержание самостоятельной работы студента при изучении дисциплины “Менеджмент и маркетинг”
Продолжение табл. 2
Продолжение табл.2
Окончание табл. 2
Таблица 3 Содержание практических (семинарских) занятий по дисциплине «Менеджмент и маркетинг»
Продолжение табл. 3
Продолжение табл. 3
Окончание табл. 3
В ходе семинарских занятий может проводиться контроль различных видов самостоятельной работы студентов: выступление с докладами, проведение промежуточных контрольных работ, опросов и т.д. Ниже предлагается перечень тем для докладов, выбор которых может быть осуществлен преподавателем в соответствии с порядковым номером студента. Выступления должны содержать примеры из современной практики Российских предприятий и занимать не более 10 мин. Доклады по вопросам менеджмента должны быть представлены в ходе изучения части «Основы менеджмента», а темы, связанные с маркетинговыми аспектами, – в ходе изучения части «Маркетинг». Желательно организовывать выступления равномерно в течение семестра, во время занятий, близких к теме доклада.
Тесты
Вариант 1
1. Что собой представляет рынок с точки зрения маркетинга? а) совокупность реальных и потенциальных покупателей и продавцов товара определенного вида; б) совокупность товаров и услуг; в) совокупность конкурирующих фирм; г) совокупность сделок купли-продажи.
2. Что такое комплекс маркетинга? а) набор контролируемых переменных факторов маркетинга; б) набор составляющих системы маркетинга; в) совокупность подразделений службы маркетинга.
3. Экстраполяция, моделирование и экспертные оценки относятся к методам: а) прогнозирования; б) планирования; в) организации; г) контроля.
4. «Отцом научного управления» называют: а) Ф.У. Тейлора; б) А. Файоля; в) С. Черчмена; г) Д. МакГрегора.
5. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации – это: а) мотивация; б) распорядительство; в) руководство; г) контроль.
6. Что такое позиционирование товара на рынке? а) стабильное обеспечение рынка товаром; б) определение конкурентного положения товара среди других; в) определение факторов, влияющих на качество товаров и услуг; г) обеспечение максимального оборота прибыли от продаж.
7. Рыночный сегмент представляет собой: а) совокупность потребителей схожих по поведенческим, мотивационным и другим характеристикам; б) часть географической территории рынка; в) совокупность фирм со сравнимым потенциалом.
8. Что такое контактная аудитория? а) потребители продукции фирм; в) конкуренты фирмы на обслуживаемом рынке; г) маркетинговые посредники; д) заинтересованные и влияющие группы.
9. Разработка теории мотивации является достижением: а) школы поведенческих наук; б) школы науки управления; в) классической школы управления; г) школы человеческих отношений.
10. Использование методов научного анализа, отбора и обучения персонала, отделение плановой и организационной работы от производственной являются вкладом в развитие управленческой мысли: а) школы научного управления; б) классической школы управления; в) бихевиоризма – школы поведенческих наук; г) школы человеческих отношений.
Вариант 2 1. Что такое маркетинг? а) методология предпринимательской деятельности; б) система рыночных исследований; в) система управления предприятием; г) раздел экономической теории.
2. Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль – это: а) функции менеджмента; б) задачи менеджмента; в) аспекты менеджмента; г) принципы менеджмента.
3. Что представляет собой обмен? а) акт получения желаемого объекта взамен другого; б) передача товара покупателю; в) получение денежного эквивалента за товар или услугу; г) акт обмена товара на деньги.
4. Какие элементы включает управление маркетингом? а) анализ, планирование, реализация и контроль; б) стратегия, тактика и регулирование; в) постановка задачи, её решение и анализ результатов; г) политика, регулирование, тактика, анализ.
5. Что такое спрос? а) потребности, обеспеченные деньгами; б) нужды; в) потребности; г) необходимость в чем-либо.
6. Процесс высшего порядка, главной составляющей которого является определение миссии, цели организации – это: а) руководство; б) управление; в) исполнение; г) регулирование.
7. Общепринятым является разделение управления на следующие уровни: а) высший, средний и нижний; б) первый, второй, третий; в) главный и второстепенные; г) основной и производные.
8. В чем суть концепции маркетинга? а) в эффективном управлении фирмой в конкурентной среде; б) в изучении внутренней и внешней среды предприятия; в) в исследовании состояния рынка и эффективной рекламы.
9. Человек, вложивший собственные средства в аренду помещений, покупку производственного оборудования, найм рабочих, приобретение сырья и комплектующих, который каждый день ставит производственные и управленческие задачи, контролирует их выполнение, заключает сделки по реализации произведенной продукции, по характеру своей деятельности является: а) бизнесменом; б) менеджером; в) служащим; г) предпринимателем; д) коммерсантом.
10. Принять управленческое решение означает: а) выявить симптомы управленческой проблемы; б) разработать мероприятия по устранению причин проблемы; в) сформулировать альтернативные варианты действий; г) выбрать наиболее приемлемый вариант действий; д) заинтересовать исполнителей в реализации выбранного варианта действий. Вариант 3 1. Внешняя маркетинговая среда организации это: а) субъекты и силы, воздействующие на фирму; б) потребители фирмы, постоянно приобретающие её продукты; в) конкуренты, затрудняющие деятельность фирмы на целевом рынке; г) маркетинговые посредники фирмы.
2. Подход, основанный на комплексном рассмотрении управления, называется: а) системным; б) ситуационным; в) процессным; г) подходом с точки зрения научных школ.
3. Основной смысл целевого маркетинга заключается: а) в нацеленности на продвижение конкретного товара; б) в целевых маркетинговых воздействиях, направленных на конкурентов; в) в выборе целевых сегментов и разработке для них комплекса маркетинга; г) в определении целей маркетинговой деятельности фирмы.
4. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели – это а) планирование; б) прогнозирование; в) организация; г) контроль.
5. Автором «иерархии потребностей» является: а) А. Маслоу; б) М.П. Фоллет; в) Э. Мэйо; г) Д. Марч.
6. Микросегментация представляет собой: а) выявление целевых сегментов в ранее идентифицированных целевых рынках; б) один из этапов построения модели базового рынка организации; в) верны оба варианта ответов; г) правильного варианта ответа нет.
7. Подход, основанный на представлении управления как непрерывной серии взаимосвязанных управленческих функций, называется: а) процессным; б) системным; в) ситуационным; г) административным.
8. Маркетинговые исследования проводятся с целью: а) получения информации, необходимой для принятия решения; б) для непрерывного функционирования маркетинговой информационной системы; в) для обеспечения системы поддержки принятия решений.
9. Три стадии менеджмента как процесса: а) стратегическое управление, оперативное управление, контроль; б) высшая, средняя, низшая; в) экономическая, социальная, техническая; г) наука, искусство, практика.
10. Реальная ёмкость рынка определяется как: а) размер неудовлетворенного платежеспособного спроса в конкретном товаре; б) сумма всех потребностей населения в конкретном товаре; в) объем реализованного за определенный период времени товара.
Вариант 4
1. В чем смысл целевого маркетинга? а) выбор целевых сегментов и разработка для них товаров маркетинга; б) маркетинг, нацеленный на продвижение конкретного товара; в) целевые маркетинговые воздействия, направленные на конкурентов; г) выбор целей маркетинговой деятельности фирмы.
2. Что собой представляет товарный знак? а) торговая марка или её часть, обеспеченные правовой защитой; в) символика, изображенная на упаковке изделия; г) символика, изображенная на самом изделии; д) штриховой код, изображенный на товаре.
3. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечиваю-щих его целостность, – это: а) структура; б) система; в) организация; г) координация.
4. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это: а) делегирование полномочий; б) распределение полномочий; в) сужение полномочий; г) снятие полномочий.
5. Что такое жизненный цикл товара? а) процесс развития продаж товара и получения прибылей; б) время производства и продвижения товара на рынке; в) время от начала производства до его прекращения; г) время, необходимое для реализации товара на рынке.
6. В чем смысл эластичности спроса? а) это способность меняться в зависимости от цены; б) это распределение спроса на товар во времени; в) определяет его распределение по товарам;
7. Определите понятие маркетинговых возможностей фирмы: а) привлекательные направления маркетинговых усилий для конкурентного преимущества фирмы; б) наиболее прибыльные направления деятельности; в) наименее издержкоемкие направления деятельности; г) привлекательные с точки зрения сбыта рынки.
8. Какие из перечисленных ниже организаций не принад-лежат к микроокружению фабрики "Красный Октябрь"? а) банк; б) поставщик упаковочных материалов; в) налоговая полиция; г) компания "Марс". 9. Ведущим рынком, определяющим перспективы развития других рынков, является: а) рынок средств производства инвестиционных товаров; б) рынок денежных средств; в) рынок потребительских товаров; г) рынок продуктов питания. 10. Какой из перечисленных ниже инструментов стимули-рования сбыта является наиболее подходящим для того, чтобы обеспечить повторные покупки потребительского товара, который приобретают регулярно? а) специальные купоны на упаковке; б) бесплатные образцы; в) распространение бесплатных (подарочных) купонов в каждую дверь; г) демонстрация (образцов товаров).
Вариант 5
1. Выбор рыночного сегмента может базироваться на различных критериях. Какое из следующих утверждений является неверным? а) чем больше рыночный сегмент, тем больший интерес он представляет для компании; б) между сегментами должна быть существенная разница; в) должна существовать возможность свободного доступа к сегментам; г) компания должна иметь возможность подсчитать потенциальный объём сбыта для сегмента.
2. Стратегией последнего средства называют стратегию: а) сокращения; б) роста; в) слияния; г) диверсификации.
3. Делегирование полномочий является составной частью: а) децентрализации; б) централизации; в) концентрации; г) бюрократизации.
4. Преимуществами (достоинствами) бюрократической системы являются: а) предсказуемость, производительность, универсальность; б) формализм, строгая иерархия, волокита; в) некомпетентность, контроль, принуждение; г) власть, главенство должности, жесткость.
5.Компания, которая предлагает множество различных продуктов с разным уровнем качества на нескольких рынках, не хочет, чтобы имя и репутация организации связывались с конкретными продуктами. Какую политику в отношении торговых марок следует проводить в таком случае? а) индивидуальные марки; б)марки для групп товаров; в) коллективные торговые марки; г) зонтиковая маркировка. 6. Что включает в себя комплекс маркетинга? а) набор методов стимулирования спроса; б) производство, исследование, сбыт; в) покупатель, рынок, поставщик; г) товар, цена, продвижение, сбыт.
7. Методы прогнозирования подразделяются на: а) количественные и качественные; б) статистические и динамические; в) простые и сложные; г) основные и производные. 8. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершен-ной? а) составом стратегий конкуренции; б) числом конкурирующих фирм; в) степенью напряженности конкурентной борьбы; г) возможностью влияния отдельных конкурентов на спрос.
9. Решетчатая организация, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, – непосредственному руководителю функциональной службы, с другой, – руководителю проекта, – называется: а) матричной структурой; б) дивизиональной; в) функциональной; г) проектной.
10. Широтой товарного ассортимента называется: а) общая численность групп товаров в ассортименте; б) общая численность вариантов предложения всех товаров; в) степень разнообразия товаров разных ассортиментных групп; г) ни один ответ не верен.
Варианты ситуаций для обсуждения в ходе семинарских занятий
1. Сформулируйте миссию, цели и определите ресурсы (прил.1) при создании производственного предприятия (бытовая техника). 2. Проведите SWOT-анализ деятельности Вашей фирмы. 3. Постройте схему организационной структуры управления организации, в которой Вы работаете, определите основные функции подразделений, классифицируйте тип организационной структуры управления (по критерию преобладающих связей между элементами структуры управления), выделите линейные, функциональные и штабные подразделения (прил.2). 4. Фирма, специализирующаяся на производстве электронных приборов, отменила привилегии для всех руководящих сотрудников. Сотрудники, вне зависимости от занимаемого в фирме положения, пользуются общей столовой, автостоянкой. У руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места расположены в общем зале и разделены звуконепроницаемыми перегородками высотой полтора метра. Согласны ли Вы с такой практикой? Назовите ее положительные и отрицательные стороны. 5. Перечислите факторы мотивации для руководителя в Вашей организации и для Вас лично. 6. Определите, кто в Вашей организации относится к руководителям, специалистам, техническим исполнителям. Приведите примеры (прил.2). 7. Представительство зарубежной компании, оказывающее услуги по подбору персонала, работает на российском рынке два года. 90% клиентов компании - иностранные фирмы. Доля на рынке составляет 1%. Популярности среди российских организаций представительство не имеет. Оно ставит своей целью увеличение доли на рынке путем расширения клиентуры главным образом за счет российских фирм. Предложите возможные варианты реализации этой идеи. 8. На факультете предлагается создать компьютерный класс для студентов. Несколько фирм предлагают свои услуги по его комплектации и оборудованию. Дайте обоснование стилю принятия решений о выборе фирмы. 9. Существуют два подхода к принятию управленческих решений: групповой и индивидуальный, каждый имеет как преимущества, так и недостатки. Чем обоснованы индивидуальный и коллективный подходы к принятию решений? Кто несет ответственность за решение в случае коллективного принятия решения? 10. Составьте таблицу достоинств и недостатков концепции управления по целям (результатам). Воспользуйтесь прил.1. 11. Сформулируйте проблему и осуществите ее декомпозицию, позволяющую определить состав ситуационных факторов, вызвавших ее появление. 12. Обоснуйте необходимость выделения среди главных задач управления - задачи управления знаниями (управления интеллектуальным потенциалом). 13. Что важнее для повышения эффективности работы фирмы: узкая специализация или универсализация каждого работника? Почему? Назовите плюсы и минусы каждой из позиций. 14. Сгруппируйте цели организации в форме таблицы по критерию деления на постоянные и разовые (прил. 1): - разработка новой модели продукции; - разработка системы учета и контроля, соответствующей мировым стандартам; - корректировка цены на продукцию в зависимости от затрат и качества; - систематический учет накладных затрат; - разработатка проекта формирования предпринимательской сети; - планирование работы бизнес-единиц и функциональных служб. 15. Предположим, что Вас назначили руководителем рабочей группы, отличающейся слабой сплоченностью. Что Вы станете делать в такой ситуации? По каким признакам Вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? 16. Изобразите принципиальную схему линейной и линейно-штабной организационных структур. В каких организациях и почему они применяются? Воспользуйтесь прил.2. 17. Сталкивались ли Вы когда-нибудь с коммуникационными барьерами? Охарактеризуйте их. Какие типы коммуникационных барьеров Вы знаете? 18. Каким должно быть поведение современного лидера? Зависит ли это от признания, миссии или целей организации? Почему? Зависит ли поведение лидера коммерческой фирмы от характера специализации этой фирмы? В случае положительного ответа определите черты, свойственные лидеру финансовой компании. Приведите примеры. 19. Раскройте содержание понятия «самоменеджмент». Составьте рациональный план рабочего дня менеджера, используя метод «АЛЬПЫ» (прил.3). Исходный план представлен в табл. 2.
Таблица 2 Перечень дел рабочего дня менеджера отдела сбыта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.343 с.) |