Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.



Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным сбоям рыночного механизма относятся:

1. возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

2. проблема производства общественных благ

3. наличие внешних, или побочных эффектов

4. проблема ассиметричной информации

5. неполные рынки

6. макроэкономическая нестабильность

7. неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма. Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.

 

Функции общественного сектора.

 

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

1) стабилизация экономического развития; 2) распределение ресурсов (аллокативная); 3) распределение доходов (дистрибутивная)

Стабилизационная функция.

Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В результате должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для экономического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне

Теория экономики города.

Пространственные факторы играют огромную роль в реальной экономической жизни в силу резкой пространственной неоднородности. Преимущественно она сконцентрирована в фокусах социально-экономической активности, в совокупности представляющих ничтожно малую часть территории планеты. Поэтому понятие "город" для экономического анализа не менее значимо, чем такие основополагающие понятия как 'производитель" и 'потребитель". Эти обстоятельства обусловили возникновение 'пространственной экономики", выделившейся в особый раздел экономической науки еще в первой половине XX века. Дальнейшее ее развитие привело к формированию «новой экономики города (NUE)» в начале 60-х годов. С этого момента принято рассматривать теорию экономики города как самостоятельную научную дисциплину, важнейшей концепцией которой является концепция локальных общественных благ (ЛОБ). О на позволяет учесть в более явном виде предпочтения экономических агентов относительно муниципальных услуг, предоставляемых инфраструктурой города. В рамках теории экономики города город является самостоятельным экономическим агентом, наделенный своим имуществом, осуществляющий определенные социально-экономические функции и обладающий необходимым уровнем автономности в принятии решений.

При рассмотрении функций города, его производства, потребления,

инвестиций, необходимо обратить особое внимание на специфические услуги, предоставляемые городом. Сюда включается как обслуживание технического характера: общественный пассажирский транспорт и дорожная сеть города, система его водо-, электро-, тепло-, газоснабжения, очистные системы, противопожарная служба; так и административные и культурно-бытовые муниципальные услуги: правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений и т.д. Все перечислен-ные услуги относятся к локализованным общественным благам. Существенной чертой ЛОБ является пространственная ограниченность круга потенциальных пользователей. Например, городской пассажирский транспорт. Среди важнейших черт ЛОБ доминируют две экономические характеристики: 1) делимость - параметр, связанный одновременно с условиями производства и использования блага; 2) способность порождать пространственно ограниченные внешние эффекты (эффекты перелива).

 

8.2. Муниципальное образование и муниципальная собственность.

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В настоящее время в РФ функционирует 24372 муниципальных образования. Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Это юридические признаки муниципальных образований.

Муниципальная собственность – собственность муниципального образования. В ее состав входят: муниципальные земли и другие природные, ресурсы; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансовые организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. В состав муниципальной собственности входят также средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество организаций местного самоуправления. Собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, т. е. население, проживающее на территории муниципалитета.

Важнейшими элементами муниципального сектора экономики являются муниципальные унитарные предприятия. Как гласит ст.113 Гражданского Кодекса РФ, «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество». Имущество унитарного предприятия является неделимым, находящимся в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Опыт развития российских унитарных предприятий продемонстрировал крайнюю экономическую неэффективность этой организационно-правовой формы. Поэтому в стране возникла необходимость в резком сокращении унитарных предприятий и перераспределении их функций среди предприятий других форм собственности. При этом в ходе сокращения унитарных предприятий емкость муниципального сектора не только не сократится, но и может существенно возрасти. Ведь при передаче государственных и муниципальных функций частным предприятиям соответствующий статус этих функций сохраняется.

Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающий-ся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается дости-жение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения, навыки. В последнее время роль и значение образования стали рассматриваться не только с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемствен-ности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров, но и с позиций влияния на экономику страны.

Особенность отрасли образования проявляется в сочетании двух аспектов экономической эффективности образования: внутреннего и внешнего.

«Внутренний» непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом и в каждом образовательном учреждении в частности; а также максимальном вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.

«Внешний» эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

 

13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.

 

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченность государственных средств, выделяемых на соответствующие цели, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения.

Поданным переписи населения 2002 года образовательный уровень населения в России вырос по сравнению с 1989 годом. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 году- 806). Их численность составила 109,4 млн.чел. и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним специальным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 чел. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Таким образом, к началу 3 тысячелетия Россия подошла в числе наиболее образованных стран.

В то же время произошли глубокие принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех сторон – от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. К концу 1980-годов система образования находилась в глубоком кризисе. Причина заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и главное в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества. Деформированная отраслевая структура учебных заведений с резким превалированием тех, где готовились специалисты для промышленности и просвещения, еще более усугублялась структурой набора и, соответственно, выпуска специалистов. Возникла сложная задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с новыми требованиями современного рынка труда. В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг – социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования.

Становление рыночных отношений в образовании ознаменовалось:

1. изменением структуры и содержания подготовки специалистов, переходу к хозяйственной автономии государственных образовательных учреждений

2. становлении негосударственного сектора.

 

13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ВВП России и в других странах.

 

Сфера образования наряду со сферой здравоохранения и социального обеспечения формирует уровень развития человеческого капитала нации. Поэтому при всех национальных различиях государство в странах Запада тратит на нужды образования более 4% ВВП. Медианная доля государственных ассигнований на образование в структуре ВВП у стран с высоким уровнем человеческого потенциала составляет 4,8%, стран со средним уровнем этого показателя – 4,2%, стран с низким уровнем человеческого потенциала – 2,8%. (в России – 3,1%).

Лиссабонский саммит (март 2000-го) поставил перед странами ЕС амбициозную задачу: создать к 2010 году развитую «экономику знаний», которая превратит объединенную Европу в мирового лидера.. Было признано, что для этого необходимо повысить качество и эффективность национальных систем образования и профессиональной подготовки, предоствавить каждому гражданину ЕС доступ к высшему образованию в любой стране по его выбору и сделать европейское образование доступным для граждан других, неевропейских стран. Для реализации «лиссабонской стратегии» были выработаны единые методы мониторинга, включающие в себя сбор статистических сведений и их оценку. Подобная долгосрочная политика развитых стран, нацеленная на расширение доступа молодежи к образованию, позволила увеличить долю лиц с высшим образованием в возрастной группе от 25 до 34 лет в Великобритании – до 27%, Франции -31%, Норвегии и Испании -33%, Финляндии и США – 38%, Японии – 45%, Канаде – 47%. Соответственно рост рабочих мест для лиц с высшим образованием значительно опережает общие показатели увеличения занятости в развитых странах. В государствах ОЭСР четверть населения в возрасте от 26 до 64 лет имеет высшее образование. В США этот показатель достиг 37%, в Японии – 34%.

 

Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.

Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным сбоям рыночного механизма относятся:

1. возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

2. проблема производства общественных благ

3. наличие внешних, или побочных эффектов

4. проблема ассиметричной информации

5. неполные рынки

6. макроэкономическая нестабильность

7. неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма. Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.022 с.)