Анализ показателей развития жкх за годы реформ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ показателей развития жкх за годы реформ.



 

За годы экономических преобразований 90-х годов произошел раздел собственности по уровням владения и соответственно ответственности, в результате которого жилье и объекты коммунального назначения стали принадлежностью муниципалитетов. Это существенно изменило положение дел в управлении и механизме финансирования ЖКХ.

За 10 лет с 1991 по 2000 г. доля государственного сектора в жилом фонде уменьшилась с 65 до 2%, и этот процесс продолжается, пока будет осуществляться передача объектов социальной сферы от предприятий и организаций в ведение местного уровня управления. Возрастет для частного сектора. Частное жилье на 01.01.2000. превышало 72% от общего фонда. Практически заканчивается передача в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных предприятий. Они располагали уже в 1998 году только 13% объектов коммунального хозяйства и 9% жилого фонда.

Табл. 14.1 Распределение предприятий ЖКХ по формам собственности, %.

Отрасль ЖКХ (количество предприятий) собственность
смешан-ная частная муници- пальная государственная
  41,7 2,5 42,4 13,4
Коммунальное снабжение и водоотведение (3318) 55,1 2,6 35.0 7,3
Дорожное хозяйство и благоустройство (2209) 18,7 5,8 16,4 10,1
Эксплуатация жилищного фонда (30083) 25,1 63.0 7.3 4,6

 

Из произведенных в ЖКХ секторе работ наибольшее количество услуг оказано предприятиями смешанной и частной форм собственности. Их преимущество стало проявляться не только в улучшении качества работ и услуг, но и в снижении затрат на единицу продукта.

Однако эта сфера по-прежнему требует отвлечения больших финансовых средств из бюджета. Чрезмерно большие расходы на дотирование ЖКХ являются одной из главных причин бюджетного кризиса. Сохраняются существенные различия в размерах платежей населения и предприятий за оказываемые услуги. Это ставит население в неравное положение, вызывает дополнительные расходы у предприятий и ухудшает их финансовое состояние. Неправомерно высоки административно-управленческие расходы предприятий, оказывающих услуги населению. Они зачастую превышают 50 и более процентов в общей смете затрат. Несмотря на это, работа данного сектора остается неэффективной, не изменились исходные основы формирования издержек ЖКХ. Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-. водо-, электро -, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится до 70% всех платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных монополий.

 

Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора.

 

Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающий-ся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается дости-жение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения, навыки. В последнее время роль и значение образования стали рассматриваться не только с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемствен-ности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров, но и с позиций влияния на экономику страны.

Особенность отрасли образования проявляется в сочетании двух аспектов экономической эффективности образования: внутреннего и внешнего.

«Внутренний» непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом и в каждом образовательном учреждении в частности; а также максимальном вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.

«Внешний» эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

 

13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.

 

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченность государственных средств, выделяемых на соответствующие цели, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения.

Поданным переписи населения 2002 года образовательный уровень населения в России вырос по сравнению с 1989 годом. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 году- 806). Их численность составила 109,4 млн.чел. и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним специальным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 чел. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Таким образом, к началу 3 тысячелетия Россия подошла в числе наиболее образованных стран.

В то же время произошли глубокие принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех сторон – от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. К концу 1980-годов система образования находилась в глубоком кризисе. Причина заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и главное в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества. Деформированная отраслевая структура учебных заведений с резким превалированием тех, где готовились специалисты для промышленности и просвещения, еще более усугублялась структурой набора и, соответственно, выпуска специалистов. Возникла сложная задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с новыми требованиями современного рынка труда. В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг – социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования.

Становление рыночных отношений в образовании ознаменовалось:

1. изменением структуры и содержания подготовки специалистов, переходу к хозяйственной автономии государственных образовательных учреждений

2. становлении негосударственного сектора.

 

13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ВВП России и в других странах.

 

Сфера образования наряду со сферой здравоохранения и социального обеспечения формирует уровень развития человеческого капитала нации. Поэтому при всех национальных различиях государство в странах Запада тратит на нужды образования более 4% ВВП. Медианная доля государственных ассигнований на образование в структуре ВВП у стран с высоким уровнем человеческого потенциала составляет 4,8%, стран со средним уровнем этого показателя – 4,2%, стран с низким уровнем человеческого потенциала – 2,8%. (в России – 3,1%).

Лиссабонский саммит (март 2000-го) поставил перед странами ЕС амбициозную задачу: создать к 2010 году развитую «экономику знаний», которая превратит объединенную Европу в мирового лидера.. Было признано, что для этого необходимо повысить качество и эффективность национальных систем образования и профессиональной подготовки, предоствавить каждому гражданину ЕС доступ к высшему образованию в любой стране по его выбору и сделать европейское образование доступным для граждан других, неевропейских стран. Для реализации «лиссабонской стратегии» были выработаны единые методы мониторинга, включающие в себя сбор статистических сведений и их оценку. Подобная долгосрочная политика развитых стран, нацеленная на расширение доступа молодежи к образованию, позволила увеличить долю лиц с высшим образованием в возрастной группе от 25 до 34 лет в Великобритании – до 27%, Франции -31%, Норвегии и Испании -33%, Финляндии и США – 38%, Японии – 45%, Канаде – 47%. Соответственно рост рабочих мест для лиц с высшим образованием значительно опережает общие показатели увеличения занятости в развитых странах. В государствах ОЭСР четверть населения в возрасте от 26 до 64 лет имеет высшее образование. В США этот показатель достиг 37%, в Японии – 34%.

 

Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.009 с.)