Национально-культурное возрождение и его гибель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-культурное возрождение и его гибель.



В начале XX ст. украинская культура развивается в контексте европейского и мирового культурного процесса. В течение всего XIX ст. усилиями передовой интеллигенции, корифеев украинской культуры готовилась почва для духовного возрождения нации, возобновления ее государственности.

В системе украинской культуры на то время обозначились практически все основные составляющие - литература, театр и драматургия, искусство и архитектура, музыка, народная культура и фольклор, основано развитие науки, образования, прессы, книгоиздания.

 

Украинский культурный Ренессанс длился по крайней мере до рубежа 20-30-х годов и завершился трагедией нации и ее элиты, которые оказались под давлением тоталитаризма.,

в Украинском Возрождении следует выделить три периода:

первый период длился от начала века до революции 1917;

второй - освободительные движения (1917-1920);

третий - от периода НЭПа, украинизации вплоть до так называемого "расстрелянного возрождения" (30-ые годы XX в.).

В первый период, особенно со второго десятилетия XX в., ярко обозначаются новейшие тенденции в развитии украинской культуры, которая, опираясь на фундамент классических приобретений XIX в. стремится к новаторству и европеизации.

 

В творчестве И. Франко, Л. Украинки, М. Коцюбинського, О. Кобилянської, В. Винниченка очевидно стремление к движению в русле ведущих достижений европейского модернизма - символизма, неоромантизма, неоклассики, экспрессивности, психологизма.

Наряду с названными, уже опытными писателями получают признание молодые - Михаил Яцкив, Григорий Чупринка, Богдан Лепкий, М. Рильський, П. Тычина.

 

Яркие личности европейского уровня появляются в это время в украинском искусстве. Высокий артистизм и символическая манера присущи творчеству Елены Кульчицкой (1877-1967) - советской украинской художницы, графика.

 

Яркий импрессионизм характерен для творческой манеры Ивана Труша (1869-1941), картины которого по большей части посвящены природе и людям Закарпатья.

В золотой фонд украинского искусства вошли работы Олексы Новаковского, Александра Мурашко, братьев Федора и Василия Кричевских.

 

Одним из самых талантливых графиков Европы XX ст. без преувеличения можно назвать Георгия Нарбута - создателя украинского национального стиля в графике.

Также стоит ометить вниманием творчество Александра Архипенко – скульптора-кубиста (был учеником А. Мурашко; в Нью-Йорк получил всемирную славу скульптора-кубиста).

 

Таким образом, уже накануне Украинской национально-демократической революции (1917-1920) происходил бурный процесс развития украинской культуры, который можно назвать ее ранним Возрождением.

Образование и наука

В марте в 1917 г. в Киеве была открыта Украинская гимназия им. Т.Г. Шевченко и 2-я Кирилло-мефодиевская гимназия, основана Украинская педагогическая академия, были проведены мероприятия для перевода школ на украинский язык обучения. В разных городах Украины создано свыше 80 украинских гимназий.

Во времена гетмана Павла Скоропадского 6 октября 1918 г. открыт Киевский народный украинский университет, а 22 октября того же года - Государственный украинский университет в Каменце-Подольском. В ноябре в 1918 г. была основана Украинская академия наук, которая начала свою деятельность в феврале следующего года. Академию возглавил выдающийся ученый Владимир Вернадский.

 

Широкое развитие во время освободительных движений приобрела пресса и издательская деятельность. В течение 1917 г. создано 78 издательств, в 1918 г. их насчитывалось 104.

 

Украинское музыкальное и театральное искусства.

С а м о с т о я т е л ь н о

Подъем охватывает также сферу украинского музыкального и театрального искусства. В 1904 г. М. Лысенко положил начало в Киеве музыкально-драматической школе; с 1907 г. в Киеве начал действовать первый стационарный украинский театр М. Садовского; в 1915 г. организуется Общество украинских актеров, действуют многочисленные театры и труппы как в Украине Надднепрянщины так и в Галичине.

"Поворотом в Европу" объявляет главное направление своей творческой деятельности выдающийся режиссер-новатор Лесь Курбас (1887-1937). Первой значительной режиссерской работой Курбаса стало представление "Царь Эдип" (1918). Незаурядным новаторством отмечалась постановка "Гайдамаков" (1920) по Т. Шевченко, где впервые в украинском театре была реализована авангардистская сценография, вводилась пантомима, партии хора.

 

Новаторские поиски продолжил Л. Курбас в 20-х годах. Созданный в 1922 г. театр "Березиль" был воплощением созданного в мечтах Курбасом художественного объединения, сориентированного на мировую эстетику, интеллектуализм, активное участие в обновленные культуры. Большое внимание театр уделял драматургии М. Кулиша. Пьесы "Народный малахит", "Мина мазайло" были беспрецедентным явлением в культуре советского времени.

С середины двадцатых годов украинская тематика начала определять развитие кинематографа.

Мощнейшими были центры кинопроизводства в Одессе, Киеве, Харькове. Фильмы Александра Довженко (1894-1956) "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), "Иван" (1932) - это шедевры мирового кино, их новаторский язык сочетает поэтику и гуманизм с яркой экспрессией.

 

Могучим толчком к расцвету национального сознания и культуры стали демократические и революционные процессы 1905-1907 гг. Отмена запрета на украинскую печать, свободу слова и политической деятельности повлекло создание большого количества газет и журналов, в которых печатали материалы по вопросам культуры, литературные и публицистические произведения. Самая влиятельная ее когорта сплотилась вокруг еженедельника "Украинский вестник", издаваемого с 1906 г. Среди сотрудников еженедельника были М. Грушевский, Д. Баталий, М. Туган-Барановський, Д. Дорошенко, М. Могилянський, О. Русов и др.

Образцы зрелого национального стиля в музыке, который сочетал классику и современность, демонстрировали молодые композиторы М. Леонтович, К. Стеценко, Я. Степной, О. Кошиць.

Литература Украинского возрождения 20-х годов ХХ ст.

С а м о с т о я т е л ь н о

Украинское возрождение 20-х годов нашло самое значительное проявление в литературе. Большое количество талантливой молодежи, преимущественно выходцы из села, устремилось в литературу, пытаясь выразить в искусстве слова свое восхищение романтикой революции и строительства социализма. Созданный в 1922 г. Союз крестьянских писателей "Плуг", активистами которой были А. Головко, О. Копиленко, П. Панч, В. Минко, насчитывала сотни людей. Союз пролетарских писателей "Гарт" (1923), в которой входили В. Еллан-Блакитний, М. Йогансен, В. Сосюра, П. Тычина и другие литераторы, как и объединение "Молодняк", куда входили писатели-комсомольцы, имели целью преимущественно политизирование творчества их членов, хотя в недрах этих объединений формировался талант многих настоящих художников.

Одним из самых выдающихся литературных объединений 20-х годов есть ВАПЛИТЕ (Вильна академия пролетарской литературы). По мнению инициатора и идеолога этого объединения М. Хвилевого (1893-1933), оно должно стать настоящей лабораторией профессионального мастерства и свободного творчества. Союз мыслился как альтернатива массовым и слишком подчиненным официозу организациям. В ее состав действительно вошла блестящая плеяда литераторов, среди которых были М. Кулиш, М. Бажан, М. Йогансен, П. Тычина, П. Панч, Ю. Смолич, О. Досвитний, Г. Эпик и др.

 

Направление авангардизма в украинской литературе 20-х годов ярче всего представляли футуристы во главе с М. Семенко. В его ряды в разное время входили поэты О. Слисаренко, М. Терещенко, Гео Шкурупий, М. Бажан, В. Полищук, критик В. Коряк.

Особенное место в украинской литературе возрождения принадлежит объединению неоклассиков, которые сначала сплотились вокруг журнала "Книгар" а позже, - вокруг "Слова". Во главе неоклассиков стоял талантливый поэт, переводчик Николай Зеров. Неоклассики были наименее заангажированными в советской действительности. В их творчестве отсутствуют революционные и социальные мотивы.

 

В 20-ые годы завершился процесс формирования украинской национальной науки. Ее центром стала Всеукраинская академия наук (ВУАН, 1921), в руководящий состав которой вошли большинство ученых Украинской академии времени освободительных движений.

Были созданы местные филиалы академии, которые позже превратились в научные институты. После возвращения из эмиграции в 1924 г. академика М. Грушевского научная работа гуманитарных подразделений значительно оживилась, стали постоянно выдаваться научные сборники исторической секции, была создана научно-исследовательская кафедра истории Украины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.012 с.)