Тема 7 Культура Украины ХХ - начала ххі века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7 Культура Украины ХХ - начала ххі века.



Тема 7 Культура Украины ХХ - начала ХХІ века.

 

1. Национально-культурное возрождение и его гибель.

2. Украинское музыкальное и театральное искусства.

3. Литература Украинского возрождения 20-х годов ХХ в.

4. Украинская культура в условиях тоталитарного режима. Репрессии против украинской интеллигенции.

5. Тенденции развития культуры в советской Украине послевоенного времени.

6. Развитие украинской культуры в независимой Украине.

 

Национально-культурное возрождение и его гибель.

В начале XX ст. украинская культура развивается в контексте европейского и мирового культурного процесса. В течение всего XIX ст. усилиями передовой интеллигенции, корифеев украинской культуры готовилась почва для духовного возрождения нации, возобновления ее государственности.

В системе украинской культуры на то время обозначились практически все основные составляющие - литература, театр и драматургия, искусство и архитектура, музыка, народная культура и фольклор, основано развитие науки, образования, прессы, книгоиздания.

 

Украинский культурный Ренессанс длился по крайней мере до рубежа 20-30-х годов и завершился трагедией нации и ее элиты, которые оказались под давлением тоталитаризма.,

в Украинском Возрождении следует выделить три периода:

первый период длился от начала века до революции 1917;

второй - освободительные движения (1917-1920);

третий - от периода НЭПа, украинизации вплоть до так называемого "расстрелянного возрождения" (30-ые годы XX в.).

В первый период, особенно со второго десятилетия XX в., ярко обозначаются новейшие тенденции в развитии украинской культуры, которая, опираясь на фундамент классических приобретений XIX в. стремится к новаторству и европеизации.

 

В творчестве И. Франко, Л. Украинки, М. Коцюбинського, О. Кобилянської, В. Винниченка очевидно стремление к движению в русле ведущих достижений европейского модернизма - символизма, неоромантизма, неоклассики, экспрессивности, психологизма.

Наряду с названными, уже опытными писателями получают признание молодые - Михаил Яцкив, Григорий Чупринка, Богдан Лепкий, М. Рильський, П. Тычина.

 

Яркие личности европейского уровня появляются в это время в украинском искусстве. Высокий артистизм и символическая манера присущи творчеству Елены Кульчицкой (1877-1967) - советской украинской художницы, графика.

 

Яркий импрессионизм характерен для творческой манеры Ивана Труша (1869-1941), картины которого по большей части посвящены природе и людям Закарпатья.

В золотой фонд украинского искусства вошли работы Олексы Новаковского, Александра Мурашко, братьев Федора и Василия Кричевских.

 

Одним из самых талантливых графиков Европы XX ст. без преувеличения можно назвать Георгия Нарбута - создателя украинского национального стиля в графике.

Также стоит ометить вниманием творчество Александра Архипенко – скульптора-кубиста (был учеником А. Мурашко; в Нью-Йорк получил всемирную славу скульптора-кубиста).

 

Таким образом, уже накануне Украинской национально-демократической революции (1917-1920) происходил бурный процесс развития украинской культуры, который можно назвать ее ранним Возрождением.

Образование и наука

В марте в 1917 г. в Киеве была открыта Украинская гимназия им. Т.Г. Шевченко и 2-я Кирилло-мефодиевская гимназия, основана Украинская педагогическая академия, были проведены мероприятия для перевода школ на украинский язык обучения. В разных городах Украины создано свыше 80 украинских гимназий.

Во времена гетмана Павла Скоропадского 6 октября 1918 г. открыт Киевский народный украинский университет, а 22 октября того же года - Государственный украинский университет в Каменце-Подольском. В ноябре в 1918 г. была основана Украинская академия наук, которая начала свою деятельность в феврале следующего года. Академию возглавил выдающийся ученый Владимир Вернадский.

 

Широкое развитие во время освободительных движений приобрела пресса и издательская деятельность. В течение 1917 г. создано 78 издательств, в 1918 г. их насчитывалось 104.

 

С а м о с т о я т е л ь н о

Подъем охватывает также сферу украинского музыкального и театрального искусства. В 1904 г. М. Лысенко положил начало в Киеве музыкально-драматической школе; с 1907 г. в Киеве начал действовать первый стационарный украинский театр М. Садовского; в 1915 г. организуется Общество украинских актеров, действуют многочисленные театры и труппы как в Украине Надднепрянщины так и в Галичине.

"Поворотом в Европу" объявляет главное направление своей творческой деятельности выдающийся режиссер-новатор Лесь Курбас (1887-1937). Первой значительной режиссерской работой Курбаса стало представление "Царь Эдип" (1918). Незаурядным новаторством отмечалась постановка "Гайдамаков" (1920) по Т. Шевченко, где впервые в украинском театре была реализована авангардистская сценография, вводилась пантомима, партии хора.

 

Новаторские поиски продолжил Л. Курбас в 20-х годах. Созданный в 1922 г. театр "Березиль" был воплощением созданного в мечтах Курбасом художественного объединения, сориентированного на мировую эстетику, интеллектуализм, активное участие в обновленные культуры. Большое внимание театр уделял драматургии М. Кулиша. Пьесы "Народный малахит", "Мина мазайло" были беспрецедентным явлением в культуре советского времени.

С середины двадцатых годов украинская тематика начала определять развитие кинематографа.

Мощнейшими были центры кинопроизводства в Одессе, Киеве, Харькове. Фильмы Александра Довженко (1894-1956) "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), "Иван" (1932) - это шедевры мирового кино, их новаторский язык сочетает поэтику и гуманизм с яркой экспрессией.

 

Могучим толчком к расцвету национального сознания и культуры стали демократические и революционные процессы 1905-1907 гг. Отмена запрета на украинскую печать, свободу слова и политической деятельности повлекло создание большого количества газет и журналов, в которых печатали материалы по вопросам культуры, литературные и публицистические произведения. Самая влиятельная ее когорта сплотилась вокруг еженедельника "Украинский вестник", издаваемого с 1906 г. Среди сотрудников еженедельника были М. Грушевский, Д. Баталий, М. Туган-Барановський, Д. Дорошенко, М. Могилянський, О. Русов и др.

Образцы зрелого национального стиля в музыке, который сочетал классику и современность, демонстрировали молодые композиторы М. Леонтович, К. Стеценко, Я. Степной, О. Кошиць.

Литература Украинского возрождения 20-х годов ХХ ст.

С а м о с т о я т е л ь н о

Украинское возрождение 20-х годов нашло самое значительное проявление в литературе. Большое количество талантливой молодежи, преимущественно выходцы из села, устремилось в литературу, пытаясь выразить в искусстве слова свое восхищение романтикой революции и строительства социализма. Созданный в 1922 г. Союз крестьянских писателей "Плуг", активистами которой были А. Головко, О. Копиленко, П. Панч, В. Минко, насчитывала сотни людей. Союз пролетарских писателей "Гарт" (1923), в которой входили В. Еллан-Блакитний, М. Йогансен, В. Сосюра, П. Тычина и другие литераторы, как и объединение "Молодняк", куда входили писатели-комсомольцы, имели целью преимущественно политизирование творчества их членов, хотя в недрах этих объединений формировался талант многих настоящих художников.

Одним из самых выдающихся литературных объединений 20-х годов есть ВАПЛИТЕ (Вильна академия пролетарской литературы). По мнению инициатора и идеолога этого объединения М. Хвилевого (1893-1933), оно должно стать настоящей лабораторией профессионального мастерства и свободного творчества. Союз мыслился как альтернатива массовым и слишком подчиненным официозу организациям. В ее состав действительно вошла блестящая плеяда литераторов, среди которых были М. Кулиш, М. Бажан, М. Йогансен, П. Тычина, П. Панч, Ю. Смолич, О. Досвитний, Г. Эпик и др.

 

Направление авангардизма в украинской литературе 20-х годов ярче всего представляли футуристы во главе с М. Семенко. В его ряды в разное время входили поэты О. Слисаренко, М. Терещенко, Гео Шкурупий, М. Бажан, В. Полищук, критик В. Коряк.

Особенное место в украинской литературе возрождения принадлежит объединению неоклассиков, которые сначала сплотились вокруг журнала "Книгар" а позже, - вокруг "Слова". Во главе неоклассиков стоял талантливый поэт, переводчик Николай Зеров. Неоклассики были наименее заангажированными в советской действительности. В их творчестве отсутствуют революционные и социальные мотивы.

 

В 20-ые годы завершился процесс формирования украинской национальной науки. Ее центром стала Всеукраинская академия наук (ВУАН, 1921), в руководящий состав которой вошли большинство ученых Украинской академии времени освободительных движений.

Были созданы местные филиалы академии, которые позже превратились в научные институты. После возвращения из эмиграции в 1924 г. академика М. Грушевского научная работа гуманитарных подразделений значительно оживилась, стали постоянно выдаваться научные сборники исторической секции, была создана научно-исследовательская кафедра истории Украины.

Одним из представителей литературного творчества и неординарной личностью является Николай Хвылевой. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отображать историческую правду, разоблачал изъяны нового общества.

 

Свои мнения он отстаивал в блестящих полемичных статьях "Мысли против течения", "Камо грядеши" (Куда идешь?), в опубликованном острокритическом романе "Вальдшнепы" (1926).

В знак протеста против начала массовых репрессий против украинской творческой интеллигенции 13 мая 1933 в Харькове, в доме писателей «Слово», покончил жизнь самоубийством. Смерть Хвылевого стала символом краха идеологии украинского национал-коммунизма и конца украинского национального возрождения 1920-30-х. Произведения и имя Хвылевого оставались запрещенными вплоть до последних лет существования тоталитарного режима в Украине.

 

Направляя удар в первую очередь против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно этот слой общества является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, привлекать внимание мировой общественности.

 

Истребление украинской духовной элиты в 30-х годах известно как украинское расстрелянное возрождение. К нему принадлежат не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстреляны, замучены, умерли в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния), но и значительная часть тех, кто, испытав репрессии и притеснения, на длительное время прекратили творческий труд.

 

Наука

В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке - затормозилось или и совсем прекратилось развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам были подвержены коллективы многих научных и академических учреждений.

В литературе удар направляется против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛИТЕ и неоклассиков. В декабре в 1934 г. были арестованы и расстреляны Григорий Косынка, Дмитрий Фальковский, Костя Буревия. Жертвами репрессий стали Николай Кулиш, Олесь Досвитний, Остап Вишня, Николай Зеров и многие другие.

По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, с каких почти 150 погибло.

В Соловецком лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас.

 

Тоталитарный геноцид не уничтожил украинскую культуру, но резко затормозил ее развитие, исказил культурный образ нации на долгие годы. С середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма.

 

Таким образом, со второй половины 60-х годов фактически прекратилось развитие движения шестидесятники. Но через несколько лет талантливая молодежь, в условиях тоталитарной культуры, сформировала ее альтернативу - культуру национального возрождения и независимости, которая поднимала дух и национальное достоинство украинцев.

Однако нельзя утверждать, что течение культурничества движения шестидесятников угасало, в чрезвычайно сложных обстоятельствах его развивали в подполье и лагерях писатели диссиденты.

 

 

Начало новой волны борьбы за возрождение украинской культуры пришлось на вторую половину 80-х годов, которая была связана с процессами демократизации и перестройки в СССР. Развернулось массовое движение за возрождение украинского языка и создание необходимых условий для его свободного развития как государственного.

Создавались многочисленные неформальные культурологические объединения.

При активном участии бывших шестидесятников и диссидентов был создан Народный Рух Украины. Руховцами были подготовлены документы, которые закладывали фундамент самостоятельного государства, - Закон о языке, Декларация прав национальностей, Декларация о государственном суверенитете Украины, Акт провозглашения независимости Украины.

После обретения Украиной независимости в 1991 г. начался новый этап развития украинского общества. Украина стала суверенным демократическим государством, начались радикальные реформы. Главной особенностью современного периода можно считать его переходный характер.

 

Одним из важнейших для развития культуры является вопрос о национальном языке. В 1989 г. Верховной Радой был принятый "Закон о языках в Украинской ССР". Статус украинского языка как государственного закрепила Конституция Украины.

 

 

За годы независимости расширились культурные контакты с разными странами.

Невзирая на финансовые и др. трудности развивается украинская наука. Украина участвует в наибольших международных программах века, например, космических программах "Морской старт", "Глобалстар".

Впервые заработала национальная украинская станция в Антарктиде. В то же время на научном потенциале очень серьезно отразились экономические проблемы.

 

 

Появилось разделение культуры на элитарную и массовую. Украина столкнулась с таким явлением, как американизация культуры, которая особенно чувствуется в кинематографе (производство собственных фильмов значительно сокращено), популярной музыке, литературе.

 

 

Вопрос и задание для самоконтроля знаний

1. Охарактеризуйте основные культурные явления начала XX ст.

2. Назовите успехи и просчеты украинизации.

3. Каким образом проходило национально-культурное возрождение и его гибель?

4. Кто из выдающихся деятелей культуры Украины ХХ ст. испытал репрессии и преследования?

5. Как развивалось театральное искусство в первой половине ХХ ст.?

6. Роль Л. Курбаса в возрождении театрального искусства.

7. Перечислите литературные объединения 20-х годов ХХ ст.

8. Охарактеризуйте развитие украинской культуры в условиях тоталитарного режима

9. Назовите тенденции развития культуры в советской Украине послевоенного времени.

10. Какие перспективы развития культуры в независимой Украине.

 

 

Тема 7 Культура Украины ХХ - начала ХХІ века.

 

1. Национально-культурное возрождение и его гибель.

2. Украинское музыкальное и театральное искусства.

3. Литература Украинского возрождения 20-х годов ХХ в.

4. Украинская культура в условиях тоталитарного режима. Репрессии против украинской интеллигенции.

5. Тенденции развития культуры в советской Украине послевоенного времени.

6. Развитие украинской культуры в независимой Украине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.046 с.)